Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение подходов к анализу кредитоспособности клиентов банка и выработка рекомендаций по совершенствованию этого анализа. Для достижения поставленных целей сформулированы следующие задачи:
исследование сущности и основных этапов организации кредитного процесса в коммерческом банке;
изучение организации кредитного процесса в банке;
анализ и совершенствование недостатков в организации кредитного процесса банка.
определить сущность кредитоспособности;
определить методические подходы к анализу и процедуре проведения оценки кредитоспособности;
Введение……………………………………………………………………………..3
Основы организации кредитного процесса……………………………………5
Понятие и сущность кредитного процесса……………………………...5
Основные этапы кредитного процесса………………………………….7
Основные источники информации о потенциальном заемщике……………16
Понятие кредитоспособности заемщика………………………………16
Общая классификация методов оценки кредитоспособности заемщиков банка ………………………………………………………..19
Использование метода финансовых коэффициентов…………………23
Проблемы оценки кредитоспособности заемщика…………………………..30
Проблемные вопросы достоверности методов оценки кредитоспособности заемщиков………………………………………..30
Перспективы развития анализа кредитоспособности заёмщиков……31
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованной литературы……………………………………………..36
При толковании термина «кредитоспособность заемщика», как правило, учитывается комплекс определенных факторов, в том числе: дееспособность и правоспособность заемщика для совершения кредитной сделки; его деловая репутация; наличие обеспечения; способность заемщика получать доход - генерировать денежные потоки.
Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, оценить и рассчитать каждый из которых непросто. Существует множество методик помогающих банку оценить целесообразность выдачи кредита тому или иному заемщику. При этом стоит подчеркнуть, что не существует методик, дающих стопроцентную гарантию оплаты кредита, так же нельзя выделить никакой из методов как самый надежный. На практике каждый банк использует свою методику оценки кредитоспособности своих вкладчиков исходя из собственных представлений о целесообразности применения тех или иных методов. Но, как правило, любая частная методика состоит из дополненных и модифицированных базовых методов оценки кредитоспособности.
Разные авторы используют
различные способы группировки
базовых методик оценки кредитоспособности,
так как на практике эти методики
часто комбинируются и
Рис. 3 - Классификация методов оценки кредитоспособности
Скоринговый метод оценки кредитоспособности чаще всего используется банками при кредитовании физических лиц. Этот метод позволяет оценить не только экономические факторы, но и человеческие качества заемщика. Метод оценки имеет форму теста, состоящего из ряда вопросов позволяющих составить характеристику заемщика. Сущность кредитного скоринга состоит в том, что каждый параметр оценки кредитоспособности заемщика имеет реальную оценку. Итоговая сумма баллов - это оценка кредитоспособности заемщика. Каждый вопрос имеет максимально возможный балл, который выше для таких важных вопросов, как профессия, и ниже, как возраст. Оценка кредитоспособности по методу скоринга является обезличенной и может быть автоматизированной. Самое важное при использовании метода это список вопросов и весовые коэффициенты ответов, тщательно подобранные с учетом таких специфических факторов как регион использования, менталитет населения и другие.
Деревья решений это метод
автоматического анализа
Рис. 4 - Пример дерева решений
Достоинства данного метода
заключаются в возможности
Анализ финансовых коэффициентов
заключается в вычислении пропорций
между отдельными позициями бухгалтерского
баланса, форм отчетности, которые охватывают
один и тот же период времени. Метод
эффективен для отражения положения
дел компании в течение отрезка
времени, так как позволяет
Анализ денежного потока — способ
оценки кредитоспособности клиента
коммерческого банка, в основе которого
лежит использование
Прогнозные модели получают с помощью статистических методов и используются для оценки качества потенциальных заемщиков. При реализации данного метода используется функция, дающая оценку надежности заемщика. Данная функция рассчитывается путем умножения финансовых коэффициентов результатов деятельности заемщика на коэффициенты, рассчитанные в результате статистической обработки данных по выборке фирм, которые либо обанкротились, либо выжили в течение определенного времени. Если оценка фирмы находится ближе к показателю средней фирмы-банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения ее положения она обанкротится. Если менеджеры фирмы и банк предпримут усилия для устранения финансовых трудностей, то банкротство, возможно, не произойдет. Таким образом, эта оценка является сигналом для предупреждения банкротства фирмы. Применение данной модели требует обширной репрезентативной выборки фирм по разным отраслям и масштабам деятельности. Сложность заключается в том, что не всегда можно найти достаточное число обанкротившихся фирм внутри отрасли для расчета аналитических коэффициентов.
Основываясь на данных базовых методах
оценки кредитоспособности клиента
можно создать методику для оценки
кредитоспособности практически любого
типа клиентов. Для оценки частных
займов небольших сумм может подойти
метод деревьев решений, оценить
кредитоспособность можно прямо
в офисе банка за несколько
минут, с этой задачей может справиться
любой офисный работник. При выдаче
кредита на крупную сумму или
ипотечного кредита подойдет скоринговый
метод, так как он может более
тонко учитывать индивидуальные
особенности клиента, а, следовательно,
может дать более точный прогноз
о будущей кредитоспособности заемщика.
При оценке кредитоспособности фирмы
не обойтись без анализа финансовых
коэффициентов результатов
Отдельно следует отметить, что, используя любой метод оценки кредитоспособности, отдельное внимание всегда следует уделять кредитной истории заемщика, ведь ни что не характеризует порядочность и платежеспособность заемщика лучше, чем регулярность и своевременность оплаты его прошлых кредитов.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что для достижения наиболее точных результатов всегда следует использовать комплексную методику оценки кредитоспособности, включающую несколько разносторонних методов. Такой подход поможет значительно будущие риски сотрудничества с заемщиком, а дополнительные издержки предварительного анализа заемщика существенно ниже возможных потерь при невозврате кредита.
2.3. Использование метода финансовых коэффициентов
Выбор финансовых коэффициентов для оценки кредитоспособности заемщика определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной политикой банка.
Все используемые коэффициенты можно разбить на 5 групп:
1. Коэффициенты ликвидности.
2. Коэффициенты эффективности или оборачиваемости.
3. Коэффициенты финансового левериджа.
4. Коэффициенты прибыльности.
5. Коэффициенты обслуживания долга.
Показатели кредитоспособности, входящие в каждую из названных групп, могут отличаться большим разнообразием.
В качестве примера можно привести следующую систему показателей (таблица 2).
Показатели |
Нормативные уровни |
1. Коэффициенты ликвидности |
|
– коэффициент текущей ликвидности |
2,0–1,25 |
– коэффициент быстрой ликвидности |
|
2. Коэффициенты эффективности (оборачиваемости) |
|
– оборачиваемость запасов |
|
– оборачиваемость дебиторской задолженности |
|
– оборачиваемость основных средств |
|
– оборачиваемость активов |
|
3.
Коэффициент финансового |
|
– соотношение всех долговых обязательств и активов |
|
– соотношение всех долговых обязательств и собственного капитала |
0,25 – 0, 6 |
– соотношение всех долговых обязательств и акционерного капитала |
0, 66 – 2, 0 |
– соотношение всех долгосрочных обязательств и материального акционерного капитала |
|
– соотношение долгосрочной задолженности и финансовых активов |
0, 5 – 1,0 |
– соотношение собственного капитала и активов |
|
– соотношение оборотного собственного капитала и текущих активов |
|
4. Коэффициенты прибыльности |
|
– коэффициент нормы прибыли |
|
– коэффициент рентабельности |
|
– коэффициент нормы прибыли на акцию |
|
5.
Коэффициенты обслуживания |
|
– коэффициент покрытия |
7, 0 – 2, 0 |
– коэффициент покрытия фиксированных платежей |
Нормативные уровни коэффициентов рекомендованы в разные периоды специалистами Мирового банка.
Коэффициент текущей ликвидности показывает, способен ли заемщик в принципе рассчитаться по своим долговым обязательствам.
(1)
Коэффициент текущей ликвидности
предполагает сопоставление текущих
оборотных активов, то есть средств,
которыми располагает клиент в таких
формах как денежные средства, дебиторская
задолженность ближайших сроков
погашения, стоимости запасов товарно-
Коэффициент быстрой или оперативной ликвидности (КБЛ) рассчитывается следующим образом:
,
Назначение коэффициента
быстрой ликвидности –
Ликвидные активы быстро превращаются в наличность для погашения долга. Это денежные средства, дебиторская задолженность, запасы.
Коэффициенты
эффективности или
Оборачиваемость запасов:
- длительность оборота в днях (ДО):
,
- количество оборотов в периоде (КО):
,
Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях (ОДЗ):
,
Оборачиваемость основного капитала (ООК):
,
Оборачиваемость активов (ОА):
,
Коэффициенты эффективности анализируются в динамике, а также сравниваются с коэффициентами конкурирующих предприятий и со среднеотраслевыми показателями.
Коэффициент финансового левериджа (КЛ) характеризует степень обеспеченности заемщика собственным капиталом. Варианты расчета этого коэффициента различны, но экономический смысл один: оценка размера собственного капитала и степени зависимости клиента от привлеченных ресурсов. При расчете данного коэффициента учитываются все долговые обязательства клиента банка, независимо от их сроков. Чем выше доля привлеченных краткосрочных и долгосрочных средств, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Окончательный вывод делают с учетом динамики коэффициентов прибыльности.
,
Коэффициенты прибыльности
характеризуют эффективность
Коэффициенты нормы прибыли (КНП):
,
Коэффициенты рентабельности (КР):
,
Сопоставление коэффициентов рентабельности посчитанных от прибыли до и после уплаты налогов показывает степень влияния процентов и налогообложения на рентабельность предприятия.
Если доля прибыли в выручке от реализации растет, увеличивается прибыльность активов или капитала, то можно не понижать рейтинг клиента даже при ухудшении коэффициента финансового левериджа.
Информация о работе Этапы кредитования. Основные источники информации о потенциальном заемщике