Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:02, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ состояния расчетов с покупателями и поставщиками и разработка мероприятий по совершенствованию организации учета и контроля расчетов, по управлению дебиторской и кредиторской задолженности на действующем предприятии.
Исходя из данной цели, задачами дипломной работы являются: исследование теоретических основ организации учета расчетов с покупателями и поставщиками, анализ дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии, разработка мероприятий по совершенствованию организации контроля расчетов, по управлению дебиторской и кредиторской задолженности.
ВВЕДЕНИЕ
5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ПОСТАВЩИКАМИ
8
1.1.Хозяйственные связи между покупателями и поставщиками
8
1.2.Сущность, виды и учет расчетов
12
1.3.Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
17
2. АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ПОСТАВЩИКАМИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТОРГОВАЯ МАРКА»
25
2.1.Общая характеристика предприятия
25
2.2.Анализ взаимоотношений и учет расчетов с поставщиками и покупателями на предприятии
29
2.3.Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
39
3.МЕТОДЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
54
3.1.Комплекс мер по совершенствованию системы внутреннего контроля расчетов с поставщиками и покупателями
54
3.2. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
57
3.3 Управление отношениями с покупателями и поставщиками с помощью программного продукта CRM (Customer Relationship Management)
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
По продолжительности выделяют долгосрочную задолженность, срок погашения которой превышает 12 месяцев, и краткосрочную со сроком погашения менее 12 месяцев.
В
свою очередь, краткосрочную и долгосрочную
задолженность можно
- срочную (непросроченную), у которой не истек срок исполнения по договору или предельный срок исполнения (срок исковой давности);
- просроченную, у которой истек срок исполнения;
-
отсроченную, по которой
В то же время просроченная задолженность подразделяется на истребованную и неистребованную. Истребованной считается задолженность, по возврату которой организация-кредитор предприняла все предусмотренные законодательством меры (направление претензионных писем, подача искового заявления в суд), неистребованной - задолженность, для возврата которой организация-кредитор в силу разных причин не предприняла всех необходимых усилий.
Состояние
расчётно-платёжной дисциплины непосредственно
влияет на финансовое положение предприятия.
В случае отвлечения значительных сумм
в дебиторскую задолженность, предприятие
может оказаться
Бухгалтерский
анализ дебиторской и кредиторской
задолженности позволяет
- определить, как изменилась величина долговых обязательств по сравнению с началом года или другого анализируемого периода;
-
оценить, оптимально ли
- определить и оценить риск дебиторской задолженности, ее влияние на финансовое состояние организации, установить допустимые границы этого риска, меры по его снижению;
-
найти рациональное
-
прогнозировать состояние
В
общей сумме дебиторской
Главная
цель анализа дебиторской
Различают три основных типа кредитной политики по отношению к покупателям:
Консервативный. Направлен на минимизацию кредитного риска, которая является приоритетной, поэтому существенно сокращает круг покупателей в кредит. В первую очередь за счет групп покупателей с повышенным риском; за счет минимизации сроков предоставления кредита и его размера, ужесточения условий предоставления кредита и повышения его стоимости, за счет более жесткой процедуры инкассации дебиторской задолженности.
Умеренный тип ориентируется на средний уровень кредитного риска и соответственно более мягкие условия предоставления коммерческого кредита.
Агрессивный (мягкий) тип предусматривает максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска.
Формирование
системы кредитных условий
-срок предоставления кредита,
-лимит предоставляемого кредита,
-стоимость
предоставления кредита, т.е.
-системе штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств.
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе этих стандартов лежит кредитоспособность предприятия.
Общая
сумма дебиторской
-
определение уровня
-
расчет величины кредитного
-
стимулирование досрочного
-
политика инкассации, применяемая
для оплаты просроченных
Значительное увеличение долгов дебиторов и их удельного веса в текущих активах предприятия может быть вызвано рядом причин и факторов:
-
неоправданно рискованной
-
резким увеличением объема
-
неплатежеспособностью и
Рост
дебиторской задолженности
Однако
наличие дебиторской
Анализ кредиторской задолженности включает изучение динамики долгов организации ее кредиторам, их количественную и качественную оценку, выявление причин роста или снижения, анализ структуры долговых обязательств и факторов ее изменения. Однако в отличие от дебиторской задолженности, являющейся частью имущества организации, долги кредиторам служат одним из источников его формирования. Источник этот в пределах обусловленного договором срока бесплатный для покупателя или потребителя, а зачастую бесплатный вообще, поскольку многие кредиторы до последнего времени не применяют штрафных санкций за просрочку платежей.
В связи с этим кредиторская задолженность становится одним из наиболее выгодных для покупателей способом кредитования, имеющим, однако, и “подводные камни”, особенно когда должнику не удалось уплатить по счетам контрагентов в срок. Накопленные просроченные долги кредиторам грозят неисправному плательщику потерей доверия поставщиков и подрядчиков, банков, инвесторов и в конечном счете угрожают банкротством. С помощью экономического анализа находят тот порог допустимой задолженности, который позволяет воспользоваться ее преимуществами, но не дает перейти черту, за которой следуют потеря делового имиджа и связанные с этим негативные последствия. В ряде случаев предприятию необходимо пойти на уменьшение кредиторской задолженности с целью сокращения расходов по обслуживанию долга.
Эффективность
использования средств
Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности позволяет судить о рациональности величины годового оборота средств в расчетах, выявить резервы ускорения оборачиваемости денежных средств, возможности увеличения их притока в кассу и на расчетные счета предприятия.
Основными источниками информации для анализа дебиторской и кредиторской задолженности служат бухгалтерский баланс, приложение к балансу «Отчет о финансовых результатах и их использовании» (Форма №2), приложение к бухгалтерскому балансу «Форма №5» (включающая разделы о движении заемных средств и данные о дебиторской и кредиторской задолженности), оборотные ведомости, карточки аналитического учета, данные инвентаризации, первичные документы, журналы-ордера и ведомости синтетического учета, в которых отражается движение соответствующих платежей, расчетные ведомости по начислению заработной платы работникам, действующие нормативные документы, определяющие ставки и льготы при производстве расчетов по направлениям платежей, другие отчетные формы.
Дебиторская и кредиторская задолженность отражается в бухгалтерском балансе предприятия по видам.
Учет
дебиторской задолженности
Учет кредиторской задолженности ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Расчеты с дебиторами и кредиторами, не являющимися покупателями, заказчиками, поставщиками или подрядчиками, ведутся на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Для обобщенной характеристики объектов используются синтетические счета, на которых все показатели измеряются в денежном выражении.
Для более детальной характеристики объектов анализируются аналитические счета, где кроме денежного измерителя может присутствовать количественный показатель (килограммы, штуки, пары и др.).
Для обобщения и систематизации данных синтетических и аналитических счетов используются оборотные ведомости. При этом форма оборотной ведомости по счетам учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами имеет специфику, связанную с тем, что по одним организациям задолженность может быть дебетовой, а по другим - кредитовой. Кроме того, по одной и той же организации на начало месяца остаток может быть дебетовым, а на конец месяца - кредитовым, и наоборот. Поэтому сальдо в данной оборотной ведомости показывается развернуто: дебетовое сальдо в активе, кредитовое в пассиве. Сальдо в свернутом виде, т.е. как простую разность между различными видами задолженности, в такой оборотной ведомости указывать нельзя.
В заключении надо отметить, что в настоящее время, огромное значение для любого торгового предприятия имеют его хозяйственные связи с поставщиками и покупателями. Их развитие дает ему возможность уверенно действовать на рынке и успешно конкурировать с любой другой фирмой. Правильный подбор поставщиков, установление с ними взаимопонимания и доверия основанных на добросовестном выполнении всех договоренностей, даст возможность торговому предприятию вести свои дела наиболее эффективно и с максимальной прибылью.
Основными задачами учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками являются:
-формирование
полной и достоверной