Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:44, курсовая работа
Проблема справедливого и рационального распределения ограниченных ресурсов государства всегда являлась актуальной темой для исследований. Экономическая наука еще с момента своего зарождения уделяла значительное внимание тематике финансов государства. Наиболее важные шаги в понимании и переосмыслении теории финансов государства были сделаны в XVIII в. такими известными исследователями, как Уильям Петти, Адам Смит, Иоганн Юсти, Ф. Кенэ. Труды И. Юсти «Системы государственных финансов» (1766) и А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) можно по праву назвать фундаментом современной теории государственных финансов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
1. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………….5
1.1 Экономические основы бюджетного планирования и
программирования…………………………………………………...5
1.2 Бюджетное планирование, как составная часть финансового
планирования, методы бюджетного планирования………………..7
1.3 Задачи и принципы бюджетного планирования………………10
1.4 Методы регулирования и сбалансирования бюджетов……….12
2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА………16
3.БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС…………………………………………..24
3.1 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета………....24
3.2 Порядок исполнения бюджета……………………………….....28
3.3 Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности………...31
4. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАНАХ……………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….41
Составление проектов бюджетов финансовыми органами – важнейший
этап, от которого зависят характер, качество
и своевременность бюджетного пла
1.3 Задачи и принципы бюджетного планирования.
Необходимость развития бюджетного
планирования в субъектах Российской
Федерации и муниципальных
Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, обусловливает необходимость выхода за рамки годового горизонта планирования в части достижения всех поставленных целей. Потребности в среднесрочном бюджетировании связаны с необходимостью иметь четко заявленные цели налогово-бюджетной политики на более продолжительный период времени. В бюджетной документации должно быть отражено, как годовой бюджет согласуется с долгосрочными целями государства в области общественных финансов, а также с целевыми показателями дефицита и долга на многолетнюю перспективу.
Кроме того, повышается актуальность
содействия лучшему пониманию избирателями
реальных возможностей органов власти
региона (муниципального образования)
и распределения
Бюджетное планирование позволяет решать следующие задачи:
Система бюджетного планирования должна строиться на следующих принципах:
Учитывая сложность точного
прогнозирования
1.4 Методы регулирования и сбалансирования бюджетов
Механизм бюджетного регулирования – это набор экономических методов, приемов, нормативов и правовых норм, действие которых направлено на реализацию принципов бюджетного устройства страны и обеспечение их взаимодействия. Это достигается закреплением определенного порядка движения финансовых потоков по уровням бюджетной системы (направления этих потоков, пропорции их распределения по уровням бюджетной системы, целевого назначения и т.д.) и организацией экономических отношений, возникающих в связи с этим. Это и составляет основу механизма бюджетного регулирования. Через этот механизм осуществляется выполнение региональными органами власти и органами местного самоуправления своих представительных и исполнительских полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.
При осуществлении бюджетной политики в России как в федеративном государстве необходимо одновременно решать две ключевые задачи: с одной стороны, обеспечивать динамичное развитие экономики на основе единых для всего экономического пространства страны принципов бюджетного устройства; с другой стороны, учитывать региональные особенности и соблюдать сбалансированное разделение бюджетных полномочий и ответственности между уровнями власти, выполняющими четко определенные функции.
Федеральное правительство
может и должно заниматься выравниванием
бюджетной обеспеченности регионов,
но в конечном итоге ответственность
за балансирование региональных бюджетов
, за обеспечение нормального уровня
потребления государственных
Рассматривая динамические
формы бюджетного
Механизмы формирования «восходящего» потока определяются государственной налоговой политикой и закрепляются на долговременной основе налоговым законодательством. Текущее регулирование осуществляется посредством ежегодного закрепления долей отдельных федеральных налогов, поступающих в бюджеты субъектов Федерации, за нижестоящими бюджетами.
Регулирование движения «нисходящего» потока осуществляется посредством методов бюджетного финансирования, субсидирования (оказания финансовой помощи), кредитования и гарантирования.
Сбалансированность бюджета
является одним из основных принципов
составления бюджета и
БК РФ в ст. 33 рассматривает сбалансированность бюджетов как один из основных принципов бюджетной системы РФ и предполагает необходимость достижения равенства расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита. Составление бюджетов с профицитом российским законодательством не предусмотрено.
Сбалансированность бюджета
достигается как при
-лимитирование планируемых расходов бюджета на основе установления получателям бюджетных средств заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предельных объемов финансирования, нормативов финансовых затрат;
-создание эффективного механизма разграничения расходных полномочий между органами местного самоуправления и наделения этих органов адекватными доходными источниками;
-изыскание резервов роста доходов, поступающих в бюджеты всех уровней;
-совершенствование механизма предоставления финансовой помощи из бюджетов других уровней;
-использование эффективных форм бюджетных заимствований.
При формировании бюджета он должен быть сбалансирован не только в сумме годовых назначений по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита, но и при их поквартальном распределении. В этом случае органы, составляющие бюджет, используют оборотную кассовую наличность, свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на начало текущего финансового года.
При исполнении бюджета основными
методами поддержания его
-установление и доведение до бюджетополучателей лимитов бюджетных обязательств;
-использование процедуры
принятия, подтверждения и выверки
исполнения денежных
-сокращение расходов
бюджета при невыполнении
-блокировка расходов
при невыполнении условий,
-использование дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов;
-осуществление комплекса
мер по контролю за
2.ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.[8]
В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий. Понятие бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Бюджетный период - это время, в течение которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК (Бюджетным Кодексом РФ), бюджетный период составляет 3,5 года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего одной стадии бюджетного периода [4].
Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением лицевые счета. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.
Основные задачи бюджетного
процесса заключаются в следующем:
выявление материальных и финансовых
резервов государства; максимально
приближенный к реальности расчет доходов
бюджетов; максимально точный расчет
расходов бюджетов; обеспечение максимальной
сбалансированности бюджетов; согласование
бюджетов с реализуемой экономической
программой; осуществление бюджетного
регулирования в целях
В основе бюджетного процесса
лежат определенные принципы, соблюдение
которых дает возможность изначально
правильно составить, утвердить
и исполнить бюджет, чтобы средства
государства были использованы экономно
и с максимальной пользой для
развития общества. В настоящее время
в бюджетном законодательстве РФ
для всей бюджетной системы