Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:44, курсовая работа
Проблема справедливого и рационального распределения ограниченных ресурсов государства всегда являлась актуальной темой для исследований. Экономическая наука еще с момента своего зарождения уделяла значительное внимание тематике финансов государства. Наиболее важные шаги в понимании и переосмыслении теории финансов государства были сделаны в XVIII в. такими известными исследователями, как Уильям Петти, Адам Смит, Иоганн Юсти, Ф. Кенэ. Труды И. Юсти «Системы государственных финансов» (1766) и А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) можно по праву назвать фундаментом современной теории государственных финансов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
1. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………….5
1.1 Экономические основы бюджетного планирования и
программирования…………………………………………………...5
1.2 Бюджетное планирование, как составная часть финансового
планирования, методы бюджетного планирования………………..7
1.3 Задачи и принципы бюджетного планирования………………10
1.4 Методы регулирования и сбалансирования бюджетов……….12
2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА………16
3.БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС…………………………………………..24
3.1 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета………....24
3.2 Порядок исполнения бюджета……………………………….....28
3.3 Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности………...31
4. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАНАХ……………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….41
Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.
Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация - специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных норм бюджетных права.
Также составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.
Задачами бюджетного процесса являются:
В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно и в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить бюджет. Основными принципами организации бюджетного процесса являются:
Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. Продолжительность всех стадий различна по странам, но в большинстве из них, подобно России, процесс длится более трех лет.
Первая и вторая стадии бюджетного процесса (составление, рассмотрение и утверждение) продолжаются более года. Третья стадия (исполнение бюджета) – один год. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение (четвертая стадия) – около полугода. Для завершения исполнения бюджета кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется льготный период продолжительностью в один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Финансовый год вместе с льготным периодом называется счетным периодом.[7]
Содержание бюджетного процесса
определяется государственным и
бюджетным устройством страны, бюджетными
правами соответствующих
Конституция РФ определяет
федеративное устройство РФ, общие
основы разграничения полномочий Президента
РФ, законодательных и
Бюджетным кодексом РФ определяются,
с одной стороны, основы организации
бюджетного процесса на всех уровнях
бюджетной системы РФ, включая
принципы организации и функционирования
бюджетной системы РФ, компетенцию
участников бюджетного процесса, основы
составления, рассмотрения, утверждения
и исполнения бюджетов, вопросы формирования
доходов и осуществления
Вопросы составления, рассмотрения,
утверждения и исполнения региональных
бюджетов регламентируются бюджетным
законодательством субъектов
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития России, субъектов Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка перспективного финансового плана, баланса ресурсов, на основании которых органы исполнительной власти и участники бюджетного процесса осуществляют разработку проектов бюджетов [1].
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями в соответствии с БК РФ, включаются:
Участниками бюджетного процесса являются:
Состав участников бюджетного
процесса шире, чем состав органов,
обладающих бюджетными полномочиями.
К ним помимо органов, обладающих
бюджетными полномочиями, относятся: Президент
РФ, органы законодательной (представительной)
и исполнительной власти, органы управления
государственными внебюджетными фондами,
главные распорядители и
Внутри финансовых органов
всех уровней организационно-
3.БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.
3.1 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета.
Реализация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы РФ последовательно проходит четыре стадии, как это показано на рис.1.
Рисунок 1 – Стадии бюджетного процесса
На первых двух стадиях бюджетного процесса происходит составление, рассмотрение и утверждение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. По причине важности бюджета как инструмента финансового регулирования, стадии бюджетного процесса жестко регламентированы бюджетным законодательством с указанием конкретных сроков предоставления информации органами власти всех уровней в целях составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов.
Первым этапом бюджетного
процесса является составление проекта
бюджета. Проект бюджета составляется
на основе прогноза социально-экономического
развития в целях финансового
обеспечения расходных
БК предусмотрено, что проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период. Так, в 2007 г. Правительство РФ впервые осуществляло подготовку проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов». Проекты бюджетов Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного страхования в 2007 г. также формировались на трехлетний период.