Виды, классификация и проблемы применения финансовых санкций в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении сущности финансовых санкций, механизм их применения, проблемы применения и изучение путей улучшения действующей системы финансовых санкций.
Задачи курсовой работы:
изучение теоретических организационно-правовых основ финансовых санкций в России;
механизм применения финансовых санкций;
проблемы применения финансовых санкций ;

Содержание

Введение……………………………………………….. 2-3 стр.
Глава 1. Финансовые санкции
1.1 Понятие финансовых санкций…………………….. 4-9 стр.
1.2 Виды и классификация финансовых санкций……10-18 стр.
1.3 Порядок применения финансовых санкций………18-24 стр.
Глава 2. Финансовый контроль
2.1 Понятие финансового контроля…………………... 24-26 стр.
2.2 Виды финансового контроля……………………… 26-31 стр.
Глава 3. Проблемы применения финансовых санкций в современной экономике и пути их решения. ………………………… 31-36 стр.
Заключение ……………………………………………… 37-38 стр.
Список использованной литературы ………………….. 39-40 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 65.74 Кб (Скачать файл)

   Превентивная (предупредительная)  функция ответственности главной  целью имеет недопущение нарушений  норм, устанавливающих порядок осуществления  финансовой деятельности. Эта функция  ответственности проявляется в  том, что возможное последующее  в случае нарушения норм финансового  права общественное осуждение  виновного, выражающееся в виде  претерпевания правонарушителем лишений имущественного либо организационного характера, является нежелательным последствием для него.

   Защитная  или правовосстановительная (компенсационная)  функция. Часто меры финансово-правовой ответственности направлены не на фактическое наказание виновного, а на обеспечение защиты интересов общества и восстановление нарушенных противоправным поведением субъекта финансовых интересов государства и муниципальных образований. Наиболее отчетливо правовосстановительная (компенсационная) функцию проявляется при реализации санкций, установленных бюджетным законодательством, когда устранение правонарушений приводит к восстановлению правопорядка (например, через взыскание сумм нецелевого использования).

   Информационная (сигнализационная) функция финансово-правовой ответственности  проявляется при характеристике  правонарушителя. Так, совершение  финансового правонарушения может  служить сигналом о необходимости  более пристального внимания  к данному субъекту со стороны  органов, осуществляющих финансовый  контроль.

   Финансово-правовые  санкции — это применение уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физическим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выражающихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью:

1) обеспечения общественных  и государственных финансовых  интересов,

2) возмещения недополученных  бюджетом и внебюджетными фондами денежных поступлений, а также

3) наказания нарушителей.

 

  2.2 Виды и классификация финансовых санкций

Правовосстановителъные и карательные санкции

    В финансовом  праве применяются санкции, которые  известны другим отраслям права и применимы для защиты имущественных интересов многих субъектов (штрафы и пени), а так­же меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере (взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях).

   Все финансово-правовые  санкции в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений и какую цель преследуют, подразделяются, на два вида: правовосстановителъные и штрафные (карательные).

   Правовосстановительные санкции направлены:

  - на устранение вреда, причиненного государству или муниципальному образованию финансовым правонарушением,

  - на принудительное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государства.

   Принудительное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, существовавшей до нарушения финансового законодательства, имеет место при взыскании недоимки и пени.

   Согласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законодательством срок, и носит компенсационный характер. Следовательно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов является налоговой санкцией, обусловленной юридической природой налогового обязательства.

   Прообразом пени, взыскиваемой за нарушения налогового  законодательства, можно считать законную неустойку, применяемую в гражданско-правовых отношениях.

   Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойка представляет  собой денежную сумму, определенную законом или договором на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Одной из разновидностей неустойки является пеня, которая может быть договорной и законной. Законная неустойка устанавливается законодательством и применяется независимо от соглашения сторон.

   Наибольшее распространение  пеня как разновидность финансово-правовых  санкций получила в налоговом  праве.

   Согласно ст. 75 НК РФ пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

   Государственное принуждение прослеживается в механизме взыскания пени, заключающемся в принудительном изъятии за счет денежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет иного имущества налогоплательщика. С организаций пеня взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц — по решению суда.

   Функция пени как  финансово-правовой санкции заключается  в том, чтобы компенсировать  государству или муниципальному  образованию тот вред, а именно  убытки, которые они несут в  связи с несвоевременной уплатой  соответствующими субъектами в  бюджет налога, сбора, несвоевременным  возвратом бюджетных средств  и т.д. Таким образом, финансово-правовая  пеня это дополнительное обременение  для правонарушителя.

   Размер пени как  финансово-правовой санкции определен в законодательстве - НК РФ, БК РФ др.

   Пеня является  мерой юридической ответственности  и содержит ее необходимые  признаки:

  • условия применения и механизм взыскания пени установле­ны законодательством;
  • основанием применения пени выступает нарушение финан­сового законодательства;
  • пеня является следствием совершения финансового право­нарушения и связана с реализацией санкции финансово-правовой нормы;
  • взыскание пени сопровождается государственно-властным принуждением;
  • уплата начисленной пени означает добровольную реализацию финансово-правовой (налоговой) обязанности;
  • взыскание пени означает причинение правонарушителю имущественного урона в денежной форме.

   Финансово-правовые  пени в отличие от гражданско-правовых:

  • не могут быть установлены соглашением сторон;
  • суммы этих пеней взыскиваются исключительно в доход государства или муниципальных образований;
  • взыскание этих пеней с организаций осуществляется в бесспорном порядке уполномоченными государственными органами, а гражданско-правовые пени могут быть взысканы только через суд.                   

   Карательные (штрафные) санкции, реализация которых направлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства. Они устанавливаются в виде штрафов.

   Штрафы за нарушения  финансового законодательства взыскиваются  только в судебном порядке  и в законодательно установленной  последовательности. Судебный порядок  взыскания финансовых санкций  является развитием принципа  неприкосновенности собственности,  закрепленного ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

   В некоторых случаях  финансовое законодательство предусматривает изменение порядка уплаты штрафа. Например, налоговые органы имеют право предоставить субъекту, виновному в нарушении налогового законодательства, рассрочку или отсрочку по уплате санкции.

   Финансово-правовые  штрафы за совершение налогового правонарушения взимаются в размерах, предусмотренных в НК (гл. 16) и БК РФ, Указах Президента РФ и др.

   Штраф как мера  финансово-правовой ответственности принципиально отличается от административного штрафа и гражданско-правового штрафа.

   Финансовый штраф  отличается от административного  по порядку его применения:

  • во-первых, финансовый штраф не может быть заменен иным взысканием, а также уполномоченный орган не может по своему усмотрению освобождать от наложения штрафа;
  • во-вторых, исключается возможность взыскания штрафа и обжалования постановления в наложении штрафа в порядке производства по, делам об административных правонарушениях;
  • в-третьих, часто финансовый штраф налагается вместе с взысканием недоимки по налогам и пени (п. 3 ст. 101 НК РФ).

   Финансовый штраф  надо отличать и от гражданско-правового  штрафа:

  • финансовый штраф, налагаемый за финансовые правонарушения, уплачивается налогоплательщиком, получателем бюджетных кредитов за счет прибыли, остающейся у организации после уплаты налогов, а гражданско-правовой штраф относится на внереализационные расходы предприятия.
  • финансовый штраф предусматривается в законодательстве, а гражданско-правовой штраф, может устанавливаться, соглашением сторон.

   Основные различия  между штрафом как карательной санкцией и недоимкой и пеней как правовосстановительными санкциями заключаются в следующем:

штраф

недоимка и  пеня

основанием является совершение финансового правонарушения, правильная его квалификация, индивидуализация суммы денежного взыскания.

основанием является наличие финансовых обязанностей перед государством и в случае необходимости государственно-властное принуждение к их исполнению

носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также  мо­гут быть изменены в зависимости  от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств

размеры всегда абсолютно  определенны и не изменяются от наличия  каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонарушением, может быть подсчитана достаточно точно

взыскание штрафа является результатом правоохранительной деятельности государственных органов и правонарушитель не может сам подвергнуть себя финансовой ответственности

правонарушитель может уплатить  самостоятельно, без вмешательства государственных органов


 

        Имеющиеся различия в основаниях, механизме применения и реализации правовосстановительных и карательных санкций не означают их взаимоисключения.

   Единую правовую  природу финансовых санкций подчерки­вает и БК РФ. Пункт 2 ст. 41 БК РФ относит пени и штрафы к налоговым доходам бюджетов.

  В российском финансовом  праве санкции имеют еще один  общий аспект, наличие которого  существенно отличает финан­сово-правовую  ответственность от иных ее  видов. Все виды финансово-правовых  санкций не поглощаются никакими другими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоимки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба.

   Классификация финансово-правовых санкции возможна и по другим критериям.

    По основаниям  применения финансовые санкции  можно подразделить на финансовые  санкции, исходящие из норм  Международного права, договора, национального нормативно-правового  акта. Соответственно, если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем  предусмотренные законом, то применяются  правила международного договора. Конституция РФ А национальные  нормативно-правовые акты, в свою очередь, первичны по отношению к договорам экономических субъектов.

   По основным отраслям  права финансовые санкции можно  подразделить на финансовые санкции  за нарушения бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства. Соответственно, выбор применяемых  санкций определяется нормативно-правовым  актом, в сфере которого правонарушение  совершено - Налоговый кодекс, Бюджетный  кодекс и т.д.

   По форме финансовые  санкции подразделяются на неустойки,  штрафы, пени, блокировка счетов, блокировка  расходов, приостановление операций  по счетам в кредитных организациях.

   Неустойка - вид  финансовых санкций, который широко  применяется как способ обеспечения  исполнения обязательств. Неустойкой  признается определенная действительная  законом или договором денежная  сумма, которую должник обязан  уплатить кредитору в случае  неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязательства, в частности  в случае просрочки исполнения. Гражданский кодекс статья 330.

   Штраф - денежное  взыскание, выплачиваемое нарушителем  обязательства, его размер определен  в твердой денежной сумме.

Информация о работе Виды, классификация и проблемы применения финансовых санкций в современной экономике