Виды, классификация и проблемы применения финансовых санкций в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении сущности финансовых санкций, механизм их применения, проблемы применения и изучение путей улучшения действующей системы финансовых санкций.
Задачи курсовой работы:
изучение теоретических организационно-правовых основ финансовых санкций в России;
механизм применения финансовых санкций;
проблемы применения финансовых санкций ;

Содержание

Введение……………………………………………….. 2-3 стр.
Глава 1. Финансовые санкции
1.1 Понятие финансовых санкций…………………….. 4-9 стр.
1.2 Виды и классификация финансовых санкций……10-18 стр.
1.3 Порядок применения финансовых санкций………18-24 стр.
Глава 2. Финансовый контроль
2.1 Понятие финансового контроля…………………... 24-26 стр.
2.2 Виды финансового контроля……………………… 26-31 стр.
Глава 3. Проблемы применения финансовых санкций в современной экономике и пути их решения. ………………………… 31-36 стр.
Заключение ……………………………………………… 37-38 стр.
Список использованной литературы ………………….. 39-40 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 65.74 Кб (Скачать файл)

   Содержанием государственного  и муниципального финансового  контроля являются различные  операции, осуществляемые в форме  проверок и ревизий государственными  органами, органами местного самоуправления, а иногда и банками и направленные  на обеспечение эффективности  финансовой деятельности государства  и муниципальных образований:

  - проверки выполнения  финансовых обязательств перед  государством и муниципальными, образованиями со стороны физи­ческих лиц и организаций;

  - проверки и ревизиях целевого выделения государством и муниципальными образованиями запланированных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов (государственных и местных);

  - проверки и ревизиях целевого использования средств, вы­деленных из бюджетов;

  - проверки правил  ведения кассовых операций на  предприятиях, а также правил  работы с валютной выручкой;

  - ревизии финансово-хозяйственной  деятельности организаций и др.

   Государственный  и муниципальный финансовый контроль  отличается от экологического, различных  видов технического контроля  по объекту.

   Объектом государственного  и муниципального финансового  контроля является не состояние  окружающей природной среды, не  технические механизмы, а денежные  процессы, имеющие место при формировании, распределении и использовании  государственных и муниципальных  фондов денежных средств.

   Непосредственным  предметом государственного и  муниципального финансового контроля  являются бухгалтерские отче­ты,  балансы, сметы и другие документы.

 

2.2 Виды  финансового контроля

    Государственный  и муниципальный финансовый контроль  осуществляется системой органов,  функционирующих на уровне Российской  Федерации, субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.

 

   По содержанию  финансовый контроль подразделяется  на:

  1) бюджетный - проводимый  такими органами, как Парламент,  Счетная палата РФ, Правительство  РФ, Федеральное казначейство, правоохранительные  органы;

  2) налоговый - осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы;

3) банковский — контроль, проводимый ЦБ РФ, аудиторскими  фирмами, правоохранительными органами;

  4) валютный контроль - осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, Федеральная служба России  по валютному и экспортному  контролю, иные ор­ганы и агенты  валютного контроля, правоохранительные  органы;

  5) контроль за страховой деятельностью - проводится Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ и правоохранительными органами;

   6) таможенный контроль  — осуществляется Государственным  таможенным комитетом.

   Многообразие органов,  осуществляющих государственный  и муниципальный финансовый контроль, обусловлено финансовой деятельностью  государства и муниципальных  образований, и разнообразием  ее сфер. Выделяют различные виды  государственного и муниципального  финансового контроля.

 

   Государственный  и муниципальный финансовый контроль  подразделяется на общегосударственный  (общемуниципальный) и ведомственный финансовый контроль.

  Общегосударственный  (общемуниципальный) финансовый контроль осуществляется Министерством по налогам и сборам РФ, Федеральным казначейством, финансовыми органами местного самоуправления в отношении объектов независимо от их ведомственной подчиненности.

  Ведомственный финансовый  контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

  Внутриведомственный  финансовый контроль осуществляют  министерства, ведомства, управления  администраций субъектов РФ и  другие субъекты по отношению  к подведомственным им организациям. Для такого рода контроля в  министерствах, ведомствах создаются  контрольно-ревизионные отделы и  группы.

  Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится в самой организации специальными службами) Государственный и финансовый контроль осуществляется бухгалтериями, финансовыми отделами государственных и муниципальных унитарных предприятий и другими организациями, все имущество которых является государственной собственностью. Правовой базой такого контроля является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Главный бухгалтер предприятия обеспечи­вает соответствие хозяйственных операций законодательству Рос­сийской Федерации и контролирует движение имущества и вы­полнение обязательств. Это достигается, в частности, через обязательность подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, финансовых и кредитных обязательствах

  В зависимости от  времени проведения финансовый  контроль подразделяется на: предварительный, текущий, после­дующий.

  Предварительный государственный  и муниципальный финансовый контроль  производится соответствующими  государственными органами и  органами местного самоуправления  до совершения финансовых операций, непосредственно обеспечивающих  образование, распределение и  использование государственных  и муниципальных фондов денежных  средств. Этот вид контроля  предотвращает нарушения финансовой  дисциплины. Предварительный финансовый  контроль осуществляется в процессе  разработки финансовых планов  и смет, обоснованности расчетов  прибыли и т.д.

  Текущий (оперативный)  государственный и муниципальный  финансовый контроль производится  ежедневно финансовыми службами  в момент совершения финансовых  операций, а имен­но: в процессе  расходования организациями бюджетных  средству совершения иных операций  бухгалтерами предприятий и т.д.

   Предварительный  и текущий финансовый контроль  осуществляются исключительно путем  визуальных проверок, т.е. главные  бухгалтеры, начальники финансовых  служб отдают распоряжения, приказы  в устной или письменной форме  о приостановлении финансовых  операций, совершаемых с нарушением  установленного порядка. Актами  и справками такой контроль  не оформляется.

   Последующий финансовый  контроль осуществляется после  совершения финансовых операций  и направлен на выявление тех  нарушений, которые не были  установлены во время предварительного  и текущего контроля. В ходе  этого вида контроля государство  и муниципальные образования  проверяют законность использования  управомоченными субъектами выделенных им из бюджета и государственных внебюджетных фондов денежных средств; соблюдение правил при ведении организациями кассовых операций; правильность уплаты налогов и сборов и др. Результаты последующего финансового контроля со стороны государства и муниципальных образований могут служить в соответствующих случаях основанием для применения к нарушителям финансовой дисциплины мер финансово-правовой, а также административной и даже уголовной ответственности.

  Государственный и  муниципальный финансовый контроль  подразделяется по форме проведения  на обязательный и инициативный.

  Обязательный финансовый  контроль производится компетентными  органами в соответствии с  требованиями законодательства. В  соответствии с Налоговым кодексом  РФ обязательный финансовый контроль за налогообложением осуществляют органы Министерства по налогам и сборам РФ. Обязательный финансовый контроль проводят Счетная палата РФ, Федеральное казначейство и др. Инициативный финансовый контроль назначается по решению хозяйствующих субъектов при наличии в том потребности. Инициативный государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется по решению руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также других организаций, все имущество которых является государственной и муниципальной собственностью (Росгосстрах, Военно-страховая компания и др.).

  Государственный и  муниципальный финансовый контроль  подразделяется на отдельные  виды в зависимости от сферы  финансовой деятельности:

•  бюджетный,

•  налоговый контроль;

•  контроль за денежной массой,

•  валютный,

•  страховой контроль.

  Государственный и  муниципальный финансовый контроль  подразделяется на виды и в  зависимости от органов, его  осуществляющих. В этом случае  выделяется финансовый контроль:

•  представительных органов власти и местного самоуправления;

•  Президента РФ;

•  исполнительных органов власти: общей и специальной компетенции;

•  ведомственный финансовый контроль;

•  внутрихозяйственный финансовый контроль.         

Глава 3. Проблемы применения финансовых санкций в современной экономике.

Основная проблема финансовых санкций России, и не только финансовых санкций, – это несовершенство нормативно-правовой базы. Тот факт, что, например, в 2009 году в Налоговый Кодекс было внесено  около 30 поправок, показывает, как остро  стоит необходимость улучшать нормативно-правовое обеспечение. С другой стороны, финансовые санкции, равно как и задолженность  по ним, носят характер бремени для  экономического субъекта, и по этой причине государству необходимо это бремя уменьшать в особенно тяжелые для экономики периоды  – например, во время финансового  кризиса.

Любая организация в России может столкнуться с неопределенными  моментами законодательства в области  налоговых взысканий. Можно привести пример, который может коснуться  абсолютно любую организацию  – не сданный вовремя бухгалтерский  баланс. За непредставление бухгалтерской  отчетности инспекторы, как правило, штрафуют по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса. Он предусматривает штраф в размере 50 рублей за каждый не представленный вовремя документ. К такому выводу приходит и большинство судей - постановления ФАС Волго-Вятского округа от 30 января 2006 г. по делу № А82-6230/2005-29, ФАС Восточносибирского округа от 20 августа 2003 г. по делу № А58-700/ 03-Ф02-2570/03-С1.

Однако есть прецеденты, когда арбитры высказывали мнение о том, что штрафовать компанию по статье 126 контролеры не вправе. Поскольку  в ней речь идет исключительно  о непредставлении документов, необходимых  для налогового контроля. В качестве примера можно привести постановление  ФАС Центрального округа от 24 июля 2003 г. по делу № А35-831/03-С2. Судьи пришли к выводу, что ответственность  за не сдачу бухгалтерской отчетности предусмотрена законом о Бухгалтерском Учете, статьей 18, а не Налоговым кодексом. В соответствии с этой статьей, руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета привлекаются к административной (административный штраф на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей) или уголовной ответственности (арест либо лишение свободы со штрафом) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Разница для субъекта хозяйствования, равно и как для его руководителей, весьма ощутима. Проблемы возможности такого различного трактования норм законов следует решать прописыванием статуса каждого документа.

Не менее важная проблема финансовых санкций, применяемых к  физическим и юридическим лицам, заключается в недостаточно крупных  размерах штрафов. Например, за нарушение  правил пользования объектами животного  мира, рыболовства и другие правонарушения в области охраны окружающей среды  и природопользования размер штрафа для физических лиц не превышает  трех тысяч, что, как правило, уплатить труда не составляет, принимая во внимание, например, доходы от браконьерской  деятельности. Другой пример: размер штрафа за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений не превышает 30 тысяч рублей, что для организации обычно не составляет труда уплатить. Таких примеров в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации предостаточно. Столь малый размер финансовых санкций приводит к тому, что эти меры недостаточно эффективны и не способны играть превентивную (предупреждающую) роль.

Основная часть финансовых санкций в виде штрафов содержится в Кодексе об Административных правонарушениях  и распространяется на различные  сферы: от штрафов за нарушения правил дорожного движения до нарушений  в области охраны имущества. Часть  из них не эффективна, потому что, как  уже доказывалось выше, размер штрафов  недостаточен. Выход из этой ситуации может быть либо повышение штрафа, либо рассмотрение вопроса о применении нефинансовых санкций.

Однако есть отрасли права, где необходимо создать нормативно-правовую базу с четко указанными случаями применения финансовых санкций. Например, область интеллектуальной собственности. Принятый курс на инновационную экономику  обязывает работать в направлении  усовершенствования правовой охраны и  защиты интеллектуальной собственности.

Что касается бюджетной отрасли, то в бюджетном законодательстве и законодательстве о Счетной  палате не содержатся конкретные виды нарушений, соответствующие конкретным видам санкций. В каждом случае нарушения  санкции налагаются в результате отдельно принятого решения, которое  может оказаться необъективным. Создание нормативно-правового акта с полномочиями Счетной палаты позволит не только исключить обязательную процедуру  передачи данных Счетной палаты в  Генеральную прокуратуру и другие органы, но и снизить показатели правонарушений в бюджетной сфере, где уже будет действовать полноценный орган государственного контроля.

Также перед бюджетным  законодательством стоит проблема неопределенности статуса Счетной  палаты. Предоставленные Счетной  палате полномочия недостаточны для  ее эффективного функционирования.

Информация о работе Виды, классификация и проблемы применения финансовых санкций в современной экономике