Виды социального страхования на случай временной нетрудоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть порядок и размеры выплат пособия по временной нетрудоспособности.
Цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и виды социальных пособий в целом;
- выявить субъектов получателей пособий по временной нетрудоспособности;
- проанализировать порядок назначения, определение размера пособий и сроки их выплаты.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы.rtf

— 2.17 Мб (Скачать файл)

     Финансирование расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ, а также в случаях, предусмотренных законом, за счет средств страхователя. За счет средств страхователя осуществляется финансовое обеспечение застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности, за исключением лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

     Теоретические вопросы обязательного социального страхования являются предметом пристального внимания специалистов в области права социального обеспечения, что находит отражение в научной и учебной литературе.      Традиционно объектом исследования выступают и субъекты данной организационно-правовой формы социальной защиты населения, поскольку их правовое положение, его надлежащее закрепление в действующем законодательстве обусловливают эффективность предупреждения и компенсации социального страхового риска и демонстрируют сущностное значение всей социально-страховой системы.

     Положения Закона об основах обязательного социального страхования определяют обеспечение по обязательному социальному страхованию как исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Функции ФСС в РФ:

  • выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»);
  • обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;
  • обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами;
  • оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;
  • оплата родовых сертификатов;
  • доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам;
  • доплата за диспансеризацию работающих граждан;
  • оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами;
  • оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей).

 

 

1.3 Финансовая система обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности

 

    Фонд социального страхования российской федерации (ФСС РФ) - кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляет средствами государственного социального страхования РФ.

    Фонд представляет собой специализированную многоуровневую структуру, в которую входят региональные отделения во всех субъектах РФ.        Осуществляемое Фондом обязательное социальное страхование распространяется на граждан, работающих по найму. Не подлежат обязательному социальному страхованию военнослужащие и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой. С 2000 г. Фонд является страховщиком по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей с использованием зачетного принципа. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

  Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

   Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

    Рассмотрение спорных вопросов между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию осуществляется отделением Фонда или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.

Уплата страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом. Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях (филиалах) Фонда. Порядок регистрации страхователей определяется инструкцией. Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются. Начисление, уплата, расходование и учет средств государственного социального страхования осуществляются в соответствии с инструкцией. Работодатели и банки обязаны представлять работникам Фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, в соответствии с законодательством.        Плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством .

    При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в Фонд к ним применяются финансовые санкции в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации.

   Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

    Все споры между работодателями, иными плательщиками страховых взносов и региональными, отраслевыми органами Фонда по вопросам начисления страховых взносов и пеней, взыскания недоимки, штрафов и иных финансовых санкций решаются вышестоящим органом Фонда либо в ином порядке, предусмотренном действующим законодательством.

   Финансовая база Фонда формируется за счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования поступающих в бюджет и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Бюджет Фонда социального страхования РФ разрабатывается и утверждается на ближайший финансовый год посредством принятия федерального закона с последующим планированием доходов и расходов на последующие два года.

   Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 579 558 428,6 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 417 675 491,2 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 22 510 000,0 тыс. рублей и на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 84 498 085,0 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 72 148 772,6 тыс. рублей, межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета в сумме 70 704 164,8 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей.

   Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2013 год в сумме 618 853 062,9 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 667 509 058,6 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2013 год в сумме 444 878 731,5 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 481 659 220,6 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2013 год в сумме 23 580 000,0 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 5 600 000,0 тыс. рублей и на покрытие дефицита бюджета Фонда на 2013 год в сумме 75 169 616,1 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 78 610 367,9 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год в сумме 80 465 216,6 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 88 983 878,0 тыс. рублей, межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета на 2013 год в сумме 74 479 114,8 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 77 835 960,0 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования ежегодно в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей.

  При утверждении бюджета были учтены изменения порядка расчета пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с которыми пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств страхователя за первые три дня, а не два, как это было до 1 января 2011 г., что приведет к уменьшению расходов бюджета Фонда социального страхования.

 

Таблица 1 - Доля средств на оплату дней нетрудоспособности

Годы

Сумма бюджетных средств (тыс. руб.)

Расходы бюджетных средств (тыс. руб.)

Сумма на оплату дней временной нетрудоспособности и в связи с материнством (тыс. руб.)

Доля в %

2012

579 558 428,6

577 218 425,6

417 675 491, 2

72, 07%

2013

618 853 062,9

613 353 141,6

444 878 731, 5

71, 88%

2014

667 509 058, 6

658 623 998,0

481 659 220, 6

72, 16%


 

    Таким образом, можно сделать вывод, что каждый год сумма бюджетных средств в Фонд социального страхования выделяемая государством увеличивается, что говорит о благоприятном финансировании и развитии государственной политики в этом направлении.

    В ходе развития правоотношений, связанных с социальным страхованием, порядок назначения и финансирования пособий по временной нетрудоспособности неоднократно изменялся и усовершенствовался. Так, ранее, в соответствии с первоначальной редакцией, финансирование пособий по временной нетрудоспособности осуществлялось за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период - за счет средств Фонда социального страхования, тогда как теперь период финансирования пособия за счет средств работодателя продлен на один день и составляет три дня.

   Также, по ранее действовавшему законодательству, несколько иначе решался вопрос с пособием по временной нетрудоспособности, связанной с операцией по искусственному прерыванию беременности, а также с пособием по временной нетрудоспособности, связанной с травмами.

   Застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ с 1-го дня временной нетрудоспособности.       Основным условием возникновения права на получение пособия по нетрудоспособности у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой и добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, является уплата страховых взносов за календарный год, предшествующий году наступления страхового случая. Размер страховых взносов рассчитывается исходя из стоимости страхового года.

Информация о работе Виды социального страхования на случай временной нетрудоспособности