Внебюджетные фонды на финансовом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.

Содержание

Введение 3
1. Внебюджетные фонды в современной экономике 6
1.1 Основная характеристика внебюджетных фондов 6
1.2 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения 11
1.3 Виды внебюджетных фондов их классификация и источники формирования 17
2 Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации 19
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 19
2.2 Фонд социального страхования 24
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования 29
3. Перспективы развития внебюджетных фондов в Российской Федерации 31
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

внебюджетные фонды рф.docx

— 70.04 Кб (Скачать файл)

– региональных и местных задач

– отраслевых задач.

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями. Один путь – это  выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особое значение, другой – формирование внебюджетного  фонда с собственными источниками  доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный  для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых  ранее неизвестных расходов, которые  заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения  национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения  при формировании фондов – специальные  налоги и сборы, средства из бюджета  и займы.

Специальные налоги и сборы  устанавливаются законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме  безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать  и заемные средства. Имеющиеся  у внебюджетных фондов положительное  сальдо может быть использовано для  приобретения ценных бумаг и получения  прибыли в форме дивидендов или  процентов.

Федеральные внебюджетные фонды  формируются за счет следующих источников:

– специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

– отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

– средства бюджета;

– прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

– займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.

 

2. Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации

 

2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации.

История пенсионного страхования  насчитывает более 100 лет. За этот период было выработано несколько видов  пенсионных систем. Одна из них представляет собой минимальную защиту престарелых, предоставляя некоторый минимум  средств независимо от трудового  вклада (стажа, уровня оплаты, суммы  страховых взносов и т. Д.). Такую пенсию можно трактовать как социальную. Две других модели относятся к трудовым пенсиям. Одна из них устанавливает зависимость размера пенсии от вышеперечисленных параметров, но сама пенсия образуется по солидарному (распределительному) принципу: последующее поколение финансирует предыдущее. Другая модель работает по накопительному принципу: страховые взносы помещаются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая размещает указанные средства на финансовом рынке с целью увеличения.

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. И введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122–1. Пенсионный фонд РФ является федеральным фондом.

ПФРФ создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением. Средства расходуются  для выплаты государственных  пенсий и пособий..ПФ РФ является федеральным  фондом, на его долю приходится почти  ¾ средств внебюджетных социальных фондов.

ПФ РФ создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

Первоочередной задачей  Пенсионного фонда является обеспечение  финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные  сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских  цен. Для этого он организует:

– целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ: выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, а также пенсий по инвалидности, различных пособий и компенсационных выплат.

– капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

– контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

– проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели;

– межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Средства Пенсионного  фонда Российской Федерации формируются  в основном за счет страховых взносов  работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью  и иных категорий работающих граждан.

Также, немалую долю вносят и средства федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд РФ на целевое  финансирование выплаты государственных  пенсий, средства Фонда социального  страхования, а также добровольные взносы физических и юридических  лиц, доходы от капитализации средств  Пенсионного Фонда и прочие поступления.

Основным источником формирования Пенсионного фонда РФ можно назвать  единый социальный налог. Объектом обложения  страховыми взносами и базой для  начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая  база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый  социальный налог» Налогового кодекса  Российской Федерации. В настоящий  момент он в сумме составляет 26 %, из которых 20 % уходит на формирование пенсионного фонда.

Уплата страховых взносов  в Пенсионный Фонд РФ перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться  ежемесячно – в срок, установленный  для получения оплаты труда за истекший месяц. Уплата начисленных  взносов производится путем безналичных  расчетов со своих расчетных или  текущих счетов на счет Пенсионного  Фонда по месту регистрации в  качестве плательщиков взносов (не позднее 15-го числа следующего месяца). При нарушении установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением Пенсионного Фонда с начислением пеней. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Средства ПФ РФ используются на:

  • выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • доставку пенсии, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

- иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные  бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляется только после внесения изменений  в указанный бюджет в установленном  федеральным законом порядке.

Средства, образовавшиеся в  результате превышения сумм поступлений  ЕСН в части, зачисляемой в  федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет ПФ РФ в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке: на возмещение недостатка средств бюджета  ПФ РФ; на выплату страховой части  трудовой пенсии; на дополнительное повышение  базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год. В условиях инфляции пенсии гражданам  пересматриваются в сторону повышения  также за счет Пенсионного фонда.

ПФ РФ финансирует различные  программы по социальной поддержке  инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фона идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги. Контроль за использованием средств  бюджета ПФ РФ осуществляется Счетной  палатой РФ в соответствии с законодательством  РФ.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему  аккумуляции и перераспределения  денежных средств. В настоящее время  система Пенсионного фонда России включает центральный аппарат, 88 региональных отделений с 2393 пунктами уполномоченных.

Пенсионный фонд РФ и его  региональные отделения на местах наделены очень широкими полномочиями в осуществлении  контрольных функций. Процедура  контроля за правильным расходованием  средств включает в себя проверку правильности назначения (перерасчета), начисления пенсий, их выплату и  доставку, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам. Кроме того, постоянное увеличение расходов Пенсионного фонда на выплату пенсий требует усиления контроля над их надлежащим распределением.

В 2010 году в пенсионном фонде  прогнозируемый объем дохода составит 4 680 038 904,1 тыс. рублей, тогда как расходная часть бюджета пенсионного фонда составит 4 398 037 334,4 тыс. рублей. Профицит бюджета составит 282 001 569, 7 тыс. рублей, что послужит источником финансирования накопительной части трудовых пенсий.

 

 

2.2 Фонд социального страхования.

2 июня 1903 года с высочайшего  соизволения императора Николая  II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.

Первое послереволюционное положение  о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало  обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями  при временной утрате заработка  в связи с болезнью, беременностью  и родами, увечьем. С 1922 года выплата  пособий была передана непосредственно  предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики  заболеваемости». Начато строительство  советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование  перешло под управление советских  профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления  Совета Министров РСФСР и Федерации  независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9–3 «О совершенствовании  управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование  трудящихся РСФСР» был образован  внебюджетный Фонд социального страхования  Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением  при Правительстве Российской Федерации.

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует  выплату пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка  и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также  пособия на погребение умерших.

Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.

В 2000 году Фонд социального страхования  начал выплаты по возмещению вреда  пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

С 1 января 2005 года на Фонд возложена  задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с  постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 «Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета» на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях  всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета  государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным  законом, контролирует использование  средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования  между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются  и реализуются государственные  программы по совершенствованию  социального страхования, охраны здоровья работников.

Информация о работе Внебюджетные фонды на финансовом рынке