Государственная денежно-кредитная политика на 2008 год и проблема ее реалистичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы у Банка России сложилась стандартная схема разработки Основных направлений государственной денежно-кредитной политики. Вначале определяются принципы и цели этой политики, на основе прогноза МЭРТ социально-экономического развития РФ раскрываются варианты экономического роста, денежного предложения, задаются границы инфляции, параметры платежного баланса, валютного курса, определяются наиболее важные инструменты реализации денежно-кредитной политики. Формально есть все, чтобы денежно-кредитная политика страны вносила существенный вклад в усиление потенциала экономического роста, снижение инфляции, формирование позитивных ожиданий экономических агентов, снижение рисков, принятие обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций, потребительских расходов и повышение уровня жизни населения.

Содержание

Введение………………………………………………………….............3
Глава 1. Общие положения о Денежно-кредитной политике…………………………………………………………………...…7
1.1. Необходимость смены акцентов денежно-кредитной политики...7
1.2. Режим таргетирования инфляции…………………………………..9
1.3. Проблема капитализации банковской системы России………...11
1.4. Резервная политика РФ…………………………………………...…15
Глава 2. государственная денежно-кредитная политика на 2008 год и проблема ее реалистичности………………………………………………………….17
2.1. Инфляция……………………………………………………………...19
2.2. Валютный курс…………………………………………………….…21
2.3. Варианты макроэкономического прогноза……………………….21
2.4. Платежный баланс………………………………………………...…22
2.5. Инструменты денежно-кредитной политики……………………..23
Заключение………………………………………………………..…..25
Литература……………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Денежно-кредитная система России.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 От уровня  инфляции 2007 г. во многом зависит  реалистичность прогноза на 2008 г.  и на период до 2010 г. Если  инфляция в 2007 г. составит не 8%, а 9%, может, и выше (именно  так и будет), то достижение планируемого уровня 2008 г. (6-7%) практически нереально. Соответственно под большим вопросом остается и показатель инфляции 5-6% в 2010 г.

 Из изложенного  следует вывод, который, по-видимому, был совсем не очевиден для  разработчиков трехлетнего (2008-2010 гг.) федерального бюджета: качество прогнозных показателей должно было существенным образом возрасти. Одно дело - ошибка в расчете на год, другое - когда ошибка первого года приводит к значительно большим расхождениям спустя три года. К сожалению, в этот раз к оценке основных макроэкономических показателей и к инфляции в том числе был продемонстрирован прежний подход: где-то излишний, не очень обоснованный оптимизм, где-то, напротив, более чем консервативные оценки.

2.2. Валютный  курс

Курсовая политика Банка России в 2007 г. направлена на сдерживание инфляции, не допуская чрезмерного укрепления курса рубля и предотвращая резкие колебания курса национальной валюты. Возможность предотвращения резких колебаний курса национальной валюты представилась банку в августе 2007 г. в полной мере. В связи с ипотечным кризисом в США пришлось продать несколько миллиардов долларов из золотовалютных резервов. Но это было исключение из общей тенденции 2007 г., для которого в целом характерно превышение предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке. Происходит это потому, что благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на сырьевые товары российского экспорта и ослабление доллара США на мировом валютном рынке создают значительный приток американских дензнаков в российскую экономику. К тому же еще и отечественные компании наращивают объемы привлечения финансовых ресурсов на международных рынках.

 Результат  этих обстоятельств - весьма заметное  укрепление рубля. За январь-июль 2007 г. индекс номинального курса рубля к доллару США составил 2,9%, а индекс реального курса рубля - 6,1%. Вырос и индекс реального курса рубля по отношению к евро - 4,3%. Индекс реального эффективного курса рубля к иностранным валютам, по данным Банка России, - 3,9%.

 Основные  направления единой государственной денежно-кредитной политики (далее - Основные направления) предусматривают, что в 2007 г. укрепление реального эффективного курса рубля может составить 4-5%. Похоже, этот показатель будет перекрыт. В среднесрочной перспективе Банк России намерен перейти к более гибкому формированию валютного курса. В качестве ориентира для проведения валютных интервенций продолжат использовать бивалютную корзину, состоящую из евро и доллара (в феврале 2007 г. состав корзины был изменен в сторону увеличения веса евро: 0,55 долл. США и 0,45 евро по сравнению с прежним составом 0,6 долл. США и 0,4 евро).

 По оценке  Банка России, повышение в 2008 г.  реального эффективного курса  рубля может составить до 10%. За  такую оценку, которая была озвучена  еще до принятия Основных направлений, Банк России подвергся критике со стороны правительственных органов. Однако здесь необходимо учитывать, что этот диапазон возможного изменения реального курса рубля охватывает все варианты условий проведения денежно-кредитной политики в 2008-2010 гг. Причем первые два варианта исходят из того, что ценовая внешнеэкономическая конъюнктура в среднесрочном периоде ухудшится, третий вариант - что улучшится.

 Банк России  тем не менее обозначил наиболее  вероятное значение укрепления  реального эффективного курса  рубля в 2008 г. - 3%. Такой рост, если  фактический показатель будет  близок к прогнозному, вряд  ли окажет негативное воздействие  на конкурентоспособность отечественных производителей.

 Данный вопрос - оказывает или нет укрепление  курса рубля негативное влияние  на конкурентоспособность отечественной  промышленности - продолжает оставаться  в центре дискуссий. Пока традиционно  считается, что негативное воздействие есть, но важно, чтобы укрепление рубля не было чрезмерным. Критерии "чрезмерности" к тому же не определены. Поэтому неудивительно, что Банк России свой основной прогноз по укреплению реального эффективного курса рубля определил в границах от 0 до 10%.

 Укрепление  рубля, безусловно, оказывает влияние  на отечественных товаропроизводителей. Однако не следует забывать, что  конкурентоспособность товара может  обеспечиваться как его стоимостными  характеристиками, так и качественными  или, другими словами, его потребительскими свойствами. Делая ставку на стоимостную конкурентоспособность, мы тем самым демотивируем производителей к улучшению качества продукции. А зачем, если низкая цена все равно позволяет реализовать товар?

 Отсюда следует,  что укрепление рубля путем снижения стоимостной конкурентоспособности понуждает производителей к тому, чтобы наконец была сделана ставка на обеспечение конкурентоспособности по качеству продукции. Такая продукция имеет большую добавленную стоимость, и, следовательно, ее производство является более эффективным. Укрепление рубля и соответственно ослабление иностранной валюты имеет еще одно следствие, о котором не стоит забывать при оценках, плохо или хорошо то, что происходит в настоящее время с российским рублем. Более сильный рубль удешевляет для российских производителей закупку передового импортного технологического оборудования, которое позволяет выпустить более конкурентоспособную продукцию. Значит, и в этом случае получается, что укрепление рубля для российской экономики - это скорее всего благо.

 Такова теория, на которую пока недостаточно  обращают внимание. Но факты, заметим,  также свидетельствуют, что укрепление  рубля не несет в современных  условиях угрозу конкурентоспособности  отечественных товаров. Так, доля  машин, оборудования и транспортных средств в экспорте важнейших товаров в первом полугодии 2007 г. выросла по сравнению с предшествующим периодом 2006 г. с 4,8 до 5,2%. Да, цифры пока еще очень небольшие, но важна ведь тенденция. Таким образом, опасения по поводу снижения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей ввиду укрепления рубля весьма преувеличены.

2.3. Варианты  макроэкономического прогноза

Как уже отмечалось, из рассмотренных Банком России трех вариантов условий проведения денежно-кредитной  политики в 2008-2010 гг. первые два варианта предполагают ухудшение ценовой внешнеэкономической конъюнктуры в среднесрочном периоде, третий - ее улучшение.

 Основным  считается второй вариант, по  которому, не стоит забывать, рассчитывался  и трехлетний бюджет на 2008-2010 гг. По этому варианту цена на российскую нефть на мировом рынке снизится в 2008 г. до 53 долл. США за баррель, а в 2010 г. - до 50 долл. США за баррель.

 Обоснованность  данных предположений вызывает  очень большие сомнения. На таком  прогнозе, как снижение мировых цен на нефть в среднесрочной перспективе, строились официальные российские прогнозные документы еще в начале 2007 г. В их основе лежали показатели Управления энергетической информации США. Однако уже к середине 2007 г. стало очевидно, что прогноз ошибочный. Американцы пересмотрели свои данные, а мы, ориентируясь на неверные показатели, приняли и Основные направления, и трехлетний бюджет на 2008-2010 гг.

 Текущие  показатели 2007 г. - лишнее доказательство  того, что прогнозные значения  на 2008 г. будут, по-видимому, существенно отличаться от ожидаемых. Так, предполагалось, что в 2007 г. цена российской нефти на мировых рынках составит в среднем 55 долл. США за баррель, а она будет в этом году примерно 70 долл. США за баррель. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения оценивается в 2008 г. в 9,1%, т.е. примерно на том же уровне, что ждали и в 2007 г. Фактически же в текущем году он составит не менее 15%.

 Таким образом,  макроэкономический прогноз, на  котором базируются Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, не отличается реалистичностью главных показателей, что естественным образом снижает и достоверность значений, характеризующих прогноз платежного баланса, и ориентиры денежно-кредитной политики, а также денежной программы.

2.4. Платежный  баланс

Платежный баланс при всех вариантах развития должен остаться, по мнению Банка России, устойчивым. Оценивается, что положительное  сальдо торговли товарами и услугами составит в 2008 г. 42,5 млрд долл. США. Это - явно заниженный показатель, рассчитанный из снижающихся мировых цен на нефть. На деле же годовой показатель, по мнению компании "ФБК", будет не менее 100 млрд долл. США. В пользу такого прогноза говорит и тот факт, что только за первую половину 2007 г. сальдо внешней торговли составило, по данным таможенной статистики, 82,1 млрд долл. США.

 Нетрудно  предположить, что ошибочность исходных  макропоказателей не позволяет  согласиться и с прогнозами  на 2009-2010 гг. Предполагается, что в  2009 г. значительное сокращение активного сальдо торгового баланса на фоне сохранения отрицательного сальдо баланса услуг и существенного превышения расходов по обслуживанию внешних обязательств над соответствующими доходами обусловит дефицит счета текущих операций. Маловероятно, что такое действительно может произойти в недалеком будущем.

2.5. Инструменты  денежно-кредитной политики

Значительное  уменьшение платежного баланса должно привести согласно прогнозу Банка России к соответствующему уменьшению участия  этого показателя в операциях на внутреннем валютном рынке. Значит, должна замедлиться динамика денежного предложения. И это хорошие условия для усиления влияния ставок по операциям банка на процентные ставки в российской экономике.

 Признается, что в 2008 г. основным каналом стерилизации (по объему абсорбируемых денежных средств) по-прежнему будет использование бюджетного механизма в рамках перехода к формированию Резервного фонда и Фонда будущих поколений. Однако это не исключает и применения в связывании свободных денежных ресурсов рыночных инструментов, используемых на аукционной основе (аукционы по продаже облигаций Банка России и депозитные аукционы).

 Банк будет  предоставлять денежные средства  кредитным организациям на аукционных  и фиксированных условиях в  случае снижения уровня банковской ликвидности. В этих целях выражается готовность проводить аукционы прямого РЕПО, ломбардные кредитные аукционы, найдут свое применение и инструменты постоянного действия (ломбардные кредиты, предоставляемые по фиксированным процентным ставкам, сделки "валютный своп").

 В значительной  мере в 2008 г. должна продвинуться  работа по созданию единого  механизма рефинансирования. Предполагается, что это будет система, которая  предоставит любой финансово  стабильной организации возможность  получать внутридневные кредиты, кредиты "овернайт" и кредиты на срок до одного года под любой вид обеспечения.

 О серьезности  намерений Банка России решительным  образом действовать в данном  направлении свидетельствуют события  второй половины августа 2007 г.  Тогда нестабильность на мировых финансовых рынках, вызванная ипотечным кризисом в США, как уже упоминалось, вынудила Банк России продать за две недели 6-7 млрд долл. США. Банку впервые за последнее время пришлось проводить рублевые интервенции. Объем аукционов РЕПО несколько дней был на уровне 10 млрд долл. США. В результате острая ситуация была преодолена и Банк России доказал, что он действительно является гарантом обеспечения стабильности в денежно-кредитной сфере и на финансовых рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Основные  выводы таковы: для решения вопроса  о повышении роли банков в  экономическом развитии страны  необходимы срочные комплексные  меры по наращиванию капитала  банковской системы.

 Мировой  опыт преодоления низкого уровня  капитализации и поддержания ее на уровне, обеспечивающем стабильную работу банковской системы, в основном заключается в двух альтернативных подходах. При первом подходе главным источником роста капитала банков является собственная прибыль в сочетании с иностранным капиталом. Так действуют практически во всех странах Центральной и Восточной Европы. В результате в акционерном капитале банковских систем этих стран стали преобладать иностранные акционеры. Второй подход предполагает резкую активизацию государственных мер по наращиванию капитализации банков. Так, например, поступали правительства Японии, Норвегии, Чили и др. Проблема капитализации в этом случае решается главным образом в увязке с такими важными системообразующими целями, как санация банков, ресурсообеспечение и т.д. В частности, в Японии правительство выкупало у банков проблемные долги и входило таким образом в капитал банков. При этом оговаривались условия последующего его выхода при нормализации положения. Предоставлялись также чрезвычайные кредиты для обеспечения ресурсами общих экономических целей в соответствии с задачами структурной политики.

Ряд мер, способствующих повышению роли банков в экономическом  развитии страны.

1. Максимальная  вовлеченность в экономику имеющихся  денежных ресурсов (в том числе  находящихся за границей средств, которые необходимо привлечь через механизмы амнистии или часть пенсионных накоплений, владельцы которых не дали указаний относительно частного управления); расширение возможности покупки банковских акций юридическими и физическими лицами, в частности за счет использования кредитных ресурсов; упрощение процесса эмиссии банковских акций; принятие правовых, экономических и административных мер по увеличению денежных потоков через частные коммерческие банки.

2. Снижение  норм резервирования, введение налоговых льгот на прибыль банков, а также на прибыль их акционеров и иных инвесторов, которая будет направляться на увеличение капитала.

3. Более полно  использовать потенциал, заключенный  в системе государственных банков, способствовать направлению части их ресурсов на образование системообразующих основ фондового и денежного рынков (ипотека, секьюритизация, долгосрочные субординированные кредиты); часть государственных банков превратить в универсальные и специализированные коммерческие банки, предусмотрев в определенных случаях возможности их последующей трансформации в частные банки.

Информация о работе Государственная денежно-кредитная политика на 2008 год и проблема ее реалистичности