Государственное финансовое регулирование деятельности естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Организационные основы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий 5
1.1 Понятие, сущность и виды естественных монополий 5
1.2 Государственное финансовое регулирование: сущность и методы 9
1.3 Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий 20
1.4 Методы регулирования естественных монополий 23
2 Анализ современного состояния государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий в России 32
2.1 Направления государственной финансовой регулирующей деятельности естественных монополий 32
2.2 Общая характеристика естественных монополий в Российской Федерации 34
2.3 Анализ предоставления услуг и тарифов естественных монополий в России 37
3 Перспективы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий 44
3.1 Проблемы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий 44
3.2 Перспективы развития естественных монополий 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Вложенные файлы: 1 файл

24.12.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

В связи с этим при государственном регулировании цен на услуги естественных монополий необходимо четко фиксировать качественные, технологические и иные параметры товаров (работ, услуг), на которые устанавливаются цены. Это следует осуществлять, в том числе путем издания подробных правил оказания услуг и перечней технологических операций, входящих в состав услуги, чтобы хозяйствующий субъект не мог неправомерно экономить на качестве товара или на неполноте услуги.

Важным понятием с этой точки зрения является понятие «единый технологический комплекс субъекта естественной монополии», содержащееся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 200). К данному комплексу, согласно закону, относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии. Очевидно, что состав оборудования, включаемого в единый комплекс, должен корреспондировать с перечнем технологических операций, входящих в состав услуги субъекта естественной монополии.

 

2.2 Общая характеристика естественных монополий в Российской Федерации                                                                                                 

 

Деятельность естественных монополий в Российской Федерации рассмотрим на примере крупных компаний в отраслях газовой промышленности и железнодорожного транспорта.

Естественной монополией в российской газовой промышленности является ОАО «Газпром». В феврале 1993 г. путем преобразования Государственного газового концерна создано РАО «Газпром», в 1999 г. оно преобразовано в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На долю ОАО «Газпром» приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. По состоянию на 31 декабря 2012 года запасы газа ОАО «Газпром» оценивались в 35,1 трлн. куб. м. ОАО «Газпром» владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой, которая бесперебойно транспортирует газ на дальние расстояния потребителям Российской Федерации и за рубеж. Протяженность магистральных газопроводов ОАО «Газпрома» составляет 159,5 тыс. км. На обслуживании 165 дочерних газораспределительных организаций ОАО «Газпрома» находится 445,3 тыс. км распределительных газопроводов, обеспечивающих транспортировку 164,3 млрд. куб. м природного газа.

ОАО «Газпром» экспортирует газ в страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2013 году объем продаж в страны дальнего зарубежья достиг 161,5 млрд. куб. м, в страны СНГ и Балтии — 96,5 млрд. куб. м.

По объемам добычи газа группа «Газпром», на долю которой приходится 13% мировой добычи, является лидером среди нефтегазовых компаний мира. В 2013 году группой добыто 487,4 млрд. куб. м газа.

Уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний. Объединение с группой «Wmtershall» (дочернее предприятие концерна «BASF» - лидера мировой химической отрасли) дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

Основными направлением деятельности «Газпрома» является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

По указанию Правительства РФ «Газпром» является координатором деятельности по реализации Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. На востоке России будет создана газоперерабатывающая и газохимическая промышленность, развитие которой позволит рационально использовать значительные запасы гелия и других ценных компонентов, содержащихся в восточносибирском газе [4].

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. В 2013 году на долю ОАО «Российские железные дороги» приходилось около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.

В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках, в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах) [6].

 

2.3 Анализ предоставления услуг и тарифов естественных монополий в России                                                                                                       

 

ОАО «Газпром» - крупнейшая газовая компания мира, занимающаяся геологоразведкой и добычей газа, его транспортировкой и переработкой, а также реализацией газа в России и за ее пределами.

На рисунке 2.1 показано, что на долю "Газпром" в 2013 году приходилось 73% российского объема добычи газа, а также около 20% мирового газа.

 

Рисунок 2.1 – Объем добычи газа в Российской Федерации в 2013 году

Промышленная добыча газа, газового конденсата и нефти осуществляется на 78 месторождениях в различных регионах РФ:

  • Западная Сибирь;
  • Север Европейской части России;
  • Поволжье;
  • Северный Кавказ;
  • Уральский регион;
  • Восточная Сибирь.

 

Добыча газа обеспечивается за счет действующих и вводимых в разработку новых месторождений Надым-Пур-Тазовского региона: Южно-Русского месторождения, нижнемеловых залежей Заполярного и Песцового месторождений, ачимовских залежей Уренгойского месторождения. В период после 2010 года прогнозируемые объемы добычи газа планируется обеспечить за счет освоения месторождений на полуострове Ямал, шельфе арктических морей, в акваториях Обской и Тазовской губ, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

ОАО «Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Запасы газа ОАО «Газпром» оцениваются в 35,7 трлн. куб. м, а их текущая стоимость – в 299,6 млрд. долларов.

ОАО «Газпром» принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа – Единая система газоснабжения России (ЕСГ). В состав ЕСГ входят 155 тыс. км магистральных газопроводов и отводов, 268 компрессорных станций с общей мощностью газоперекачивающих агрегатов в 44,8 млн. кВт, 6 комплексов по переработке газа и газового конденсата, 24 объекта подземного хранения газа.

На внутреннем рынке группа «Газпром» реализует более 50% продаваемого газа. В 2013 г. выручка от реализации газа группы «Газпром» на российском рынке достигла 774,0млрд. руб. Объемы продаж составили 228,1млрд куб м газа. На рисунке 2.2 показана реализация газа группой "Газпром" в России. 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 – Реализация газа Группой «Газпром» в России (2011- 2013 гг.).

В настоящее время в России функционирует модель рынка газа, включающая регулируемый и нерегулируемый секторы. Доминирующее положение занимает регулируемый сегмент рынка. В этом сегменте основным поставщиком является «Газпром».

Газ, добываемый организациями группы «Газпром», в соответствии с Законами Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации реализуется российским потребителям главным образом по регулируемым государством ценам. Только в сентябре 2006 г. Правительство Российской Федерации разрешило «Газпрому» продажу ограниченного объема по ценам, формируемым с применением рыночных технологий [4].

На рисунке 2.3 показано количество продаж газа ОАО «Газпром» по группам потребителей в 2013 году.

 

Рисунок 2.3 – Структура продаж газа ОАО «Газпром» по группам потребителей в 2013 году.

 

Наибольший объем продаж газа ОАО «Газпром» по группам потребителей в 2013 году приходится на отрасль электроэнэргетики – 27%. Продажа газа ОАО «Газпром» населению составляет 21%, коммунально-бытовым хозяйствам - 15%. В таких отраслях промышленности как агрохимия, металлургия и цементная промышленность продажа газа ОАО «Газпром» составляет всего 8%, 4% и 3% соответственно. На прочие отрасли приходится 22% объема продаж газа.

Параметры изменения регулируемых оптовых цен на газ определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные регулируемые оптовые цены на газ, дифференцированные по ценовым поясам с учетом удаленности потребителей от регионов добычи газа и категорий потребителей, утверждаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России). Розничные цены на газ для населения устанавливаются администрациями субъектов Российской Федерации.

Средняя оптовая цена на газ, реализуемый промышленным потребителям в 2012 г. в Челябинской области, составила 3 466 руб./тыс. куб. м (без НДС), а на газ, предназначенный для последующей реализации населению – 2933руб./тыс. куб. м. (Таблицы 2.1, 2.2)

Таблица 2.1 – Оптовые цены на газ, добываемый ОАО "Газпром", реализуемый промышленным потребителям РФ.

Регион

Оптовые цены на газ,руб/1000м3 (без НДС)

С 1 января 2013 года

С 1 апреля 2013 года

С 1 июля 2013 года

С 1 октября 2013 года

Челябинская область

3466

3530

3676

3802


 

Таблица 2.2 – Оптовые цены на газ, добываемый ОАО "Газпром", реализуемый населению

Регион

Оптовые цены на газ,руб/1000м3 (без НДС)

С 1 января 2013 года

С 1 апреля 2013 года

С 1 июля 2013 года

С 1 октября 2013 года

Челябинская область

2933

3023

3128

3215


 

Основная часть акций ОАО «Газпром» принадлежит государству. Основной задачей государственной политики «Газпрома» на ближайшие годы является создание эффективной системы государственного регулирования. Главный акцент в реформировании газовой отрасли сделан на создание системы государственного регулирования и улучшения применяемых методов ценообразования.

Первый этап реформирования был направлен на оптимизацию управления головной компании и систему бюджетирования. Второй этап - оптимизация систем работы компании на уровне дочерних предприятий. В рамках этого этапа созданы компании, которые будут специализироваться только на добыче, транспортировке, хранении или газораспределении.

Стратегия развития «Газпрома» базируется на ряде программ, в частности, развития минерально-сырьевой базы до 2030 года, в том числе на Ямале, Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а также синхронизации добычи, транспортировки и сбыта [3].

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:

  • огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;
  • высокие финансовые рейтинги;
  • квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;
  • большая научно-техническая база;
  • проектные и строительные мощности;
  • значительный опыт международного сотрудничества.

Основные направления коммерческой деятельности компании — грузовые и пассажирские перевозки. В 2013 году ОАО «РЖД» владело 99 % железнодорожных магистралей в России общей протяжённостью 85 500 км (исключение составляют ряд железных дорог, управляемых частными компаниями, например, Норильская железная дорога и др.), станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование деятельности естественных монополий