Государственные внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности внебюджетных фондов и рассмотрение эволюции системы пенсионного, медицинского и социального страхования в РФ.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
• изучить понятие, роль и структуру современных внебюджетных фондов.
• изучить источники формирования и механизм работы государственных и муниципальных внебюджетных фондов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Понятие и признаки государственных внебюджетных фондов……...5
2. Пенсионный фонд РФ
2.1. Сущность Пенсионного фонда РФ…………………………….10
2.2. Реформирование системы пенсионного обеспечения……….13
3. Фонд социального страхования РФ
4. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ……………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………….....27
Список литературы….............................................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 63.27 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

  1. Понятие и признаки государственных внебюджетных фондов……...5
  2. Пенсионный фонд РФ
  3. Сущность Пенсионного фонда РФ…………………………….10
  4. Реформирование системы пенсионного обеспечения……….13
  5. Фонд социального страхования РФ
  6. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ……………………………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………….....27

Список литературы….............................................................................................31 

Введение

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды  государства, которые служат для  перераспределения национального  дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных  фондов и особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная  власть  с расширением своей  деятельности нуждалась во все новых  расходах, требовавших средств для  своего покрытия. Эти средства концентрировались  в особых фондах, предназначенных  для специальных целей. Такие  фонды носили, как правило, временный  характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали  свое существование. В связи с  этим количество фондов постоянно менялось, в целом же наблюдалась тенденция  к увеличению количества и объема фондов.

Наличие этих фондов, хотя и  было необходимо, создавало определенные финансовые неудобства. В одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других - избыток. Кроме того, правительство могло использовать эти средства бесконтрольно. Поэтому по мере укрепления централизованного государства постепенно происходило объединение специальных фондов  и, на их основе был создан государственный бюджет. Однако вновь возникла необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

В соответствии с Законом  РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР» от 10 октября 1991 г. средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы  внебюджетные фонды. Такие действия были обусловлены стремлением центральных  органов власти:

  1. усилить контроль представительных органов власти за целевым использованием общегосударственных средств на социальную защиту населения;
  2. передать исполнение бюджетов внебюджетных фондов из сферы государственной исполнительной власти органам управления специально созданных фондов;
  3. создать четкий механизм формирования и использования целевых внебюджетных фондов, соизмерить величины источников формирования этих фондов с суммами используемых ими средств;
  4. снять нагрузку с центрального бюджета, из которого раньше давалась дотация на социальную защиту населения.

Внебюджетные средства с  точки зрения финансовой науки определяются как денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в государственный бюджет. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению. Внебюджетные фонды, как и бюджет, способствуют государственному регулированию рыночной экономики, содействуют более справедливому распределению национального дохода между социальными слоями населения.

Таким образом, внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны, играют важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности внебюджетных фондов и рассмотрение эволюции системы  пенсионного, медицинского и социального  страхования в РФ.

В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

    • изучить понятие, роль и структуру современных внебюджетных фондов.
    • изучить  источники  формирования и механизм работы государственных и муниципальных внебюджетных фондов.

При написании курсовой работы использовались данные официальных  сайтов Государственных внебюджетных фондов РФ, законы и кодексы, регламентирующие их деятельность, а также ежедневное государственное издание (официальный  публикатор государственных документов) – «Российская газета».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  признаки государственных внебюджетных  фондов

Государственные внебюджетные фонды - форма образования и расходования внебюджетных средств, образуемых вне  федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенных  для реализации конституционных  прав граждан и удовлетворения некоторых  потребностей социального и экономического характера.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств.

Внебюджетным фондам, как  составной части финансовой системы  РФ, присущи следующие специфические  признаками:

  1. Конкретно обозначенная и зафиксированная законодательством цель создания
  2. Целевое закрепление обязательных платежей за соответствующими расходами
  3. Меньшая степень подверженности регламентации и контролю со стороны законодательных органов

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное  собрание  РФ,  а также  государственные   представительные органы субъектов  Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в  собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

Впервые целевые бюджетные  фонды стали создаваться в  Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения  на Основе Закона РСФСР "Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания -

обеспечение   их   самостоятельными   источниками   доходов.   Среди   них  ведущую  роль заняли социальные внебюджетные фонды. 

Государственными внебюджетными  фондами Российской Федерации являются:

1. Пенсионный фонд Российской  Федерации;

2. Фонд социального страхования  Российской Федерации;

3. Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, созданным в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в РФ.

Фонд социального страхования (ФСС) является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, созданным в целях  обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования  при временной нетрудоспособности и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием  средств социального страхования

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для  аккумулирования финансовых средств  и обеспечения стабильности государственной  системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования созданы  Федеральный и территориальный  фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные  учреждения.

Каждый из фондов имеет  свой бюджет, ежегодно утверждаемый Федеральным  законом. Денежные средства, каждого  из фондов являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов всех уровней и изъятию не подлежат.

Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его  бюджет, предназначенный для финансового  обеспечения задач и выполняемых  функций. Проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение Государственной думы и Совета Федерации и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.

Бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение законодательных  или представительных органов власти субъектов РФ и принимаются в форме законов субъектов РФ одновременно с принятием законов о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:

  • обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;
  • добровольные взносы юридических и физических лиц;
  • прочие доходы.

Статьи расходов государственных  внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.

Контроль за исполнением  бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

В бюджеты государственных  внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации налоговые доходы от следующих     налогов,     предусмотренных     специальными     налоговыми режимами:

  • единого социального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (с 01.01.10 ЕСН заменен страховыми взносами)
  • минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
  • единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон  от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования».

Единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами на обязательное социальное страхование в государственные внебюджетные фонды. В связи с этим плательщики страховых взносов подлежат учету (регистрации) в органах государственных внебюджетных фондов в качестве страхователей в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Исчисление, а также уплата суммы страховых взносов осуществляется отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Страховые взносы обязаны уплачивать все работодатели - юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, - адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

В соответствии со ст. 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов буду осуществляться:

  • в отношении взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование - Пенсионным фондом и его территориальными органами
  • в отношении взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - ФСС и его территориальными органами

Главным новшеством касательно базы для исчисления страховых  взносов является установление предельной величины выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы не начисляются. В 2010 году такой предел составляет 415000 рублей. База для начисления страховых взносов по-прежнему определяется как сумма выплат и иных вознаграждений за расчетный период за минусом сумм, не облагаемых взносами. Начиная с 2011 года предельный размер базы будет индексироваться исходя из роста средней заработной платы в РФ.

Страхователи  уплачивают страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей на соответствующие счета Федерального казначейства. Ежемесячные обязательные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

В 2010 году тарифы взносов повторяют ставки ЕСН  без учета регрессивной шкалы: В ПФ - 20%, в ФСС - 2,9%, ФФОМС - 1,1% и в ТФОМС - 2%. Суммарная ставка составляет 26%.

Кроме того, в 2010 году будут применяться пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны и налогоплательщиков ЕСХН.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды