Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:47, курсовая работа
Актуальность изучения темы государственных заимствований обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Государственные и муниципальные заимствования, их содержание и значение.
1.1. Экономическое содержание государственного кредита и общие понятия государственного долга. …………………………………………..……....4
1.2. Значение государственного долга. ……………………..............................8
2. Классификация и виды государственных займов.
2.1. Классификация займов, их формы и виды……………………………....11
2.2. Характеристика Государственного сберегательного займа Российской Федерации…………………………………………………………………21
3. Общая характеристика рынка государственных ценных бумаг….24
4. Управление государственным долгом.
4.1. Общая характеристика управления государственным догом………......30
4.2. Основные методы регулирования государственным долгом………......41
Заключение ……………………………………………………………………....45
Список использованной литературы ……………………………………….…..47
3. Общая характеристика рынка государственных ценных бумаг.
Рынок государственных ценных бумаг – особая форма торговли финансовыми ресурсами, которая опосредствуется выпуском и обращение государственных ценных бумаг. Это важнейший элемент фондового рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие функции:
во-первых, с его помощью осуществляется централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения. Полученные таким образом денежные ресурсы традиционно используются для не инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. То есть, средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг, позволяют без инфляционно покрыть дефицит государственного бюджета ;
во-вторых, различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении;
в-третьих, государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений.
Таким образом именно государственные ценные бумаги могут стать основой для формирования развитого отечественного фондового рынка в случае их размещения на условиях, что определяются рыночной конъюнктурой.
Общая хозяйственная и политическая нестабильность обязательно будет причиной значительного колебания курса государственных ценных бумаг. Это сделает их одним из наиболее востребованных товаров на фондовой биржи.
Рынки ценных бумаг подразделяются на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.
Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Вторичный рынок является рынком, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг, характеризуется операциями перепродажи ценных бумаг.
По организационным формам различают биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок.
Внебиржевой рынок - сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже.
Операции с ценными бумагами проводят фондовые биржи (для бумаг в валюте - валютные биржи) и инвестиционные институты.
Фондовая биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг. Организационно-фондовая биржа представлена в форме хозяйствующего субъекта, работающего по лицензии и занимающегося обращением ценных бумаг. Под обращением ценных бумаг понимаются их купля, продажа, а также другие действия, предусмотренные законодательством, приводящие к смене владельца ценных бумаг. Биржа не является коммерческим предприятием. Как хозяйствующий субъект биржа предоставляет помещение для сделок с ценными бумагами, оказывает расчетные и информационные услуги, дает определенные гарантии, накладывает ограничения на торговлю ценными бумагами и получает комиссионные от сделок. Функции фондовых бирж заключаются в мобилизации временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаги в установлении рыночной стоимости ценных бумаг и в установлении рыночной стоимости ценных бумаг.
Государство как правило, выпускает ценные бумаги с целью привлечения средств для:
финансирования текущего бюджетного дефицита;
погашения ранее размещенных займов;
обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;
сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;
обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;
финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
поддержки социально значимых учреждений и организаций.
Как уже раньше было сказано одним из направлений покрытия бюджетного дефицита является привлечение частных средств путем продажи государственных ценных бумаг. Однако следует заметить что выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег. Действительно, использование кредитных ресурсов центрального банка сужает его возможности регулирования ссудного рынка и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией, расстройством денежного обращения.
Во втором полугодии 2010 г. на российском рынке ценных бумаг сложилась довольно парадоксальная ситуация. С одной стороны, остатки средств коммерческих банков на корреспондентских счетах в течение третьего квартала держались на уровне 50-55 млрд. рублей (около 2 млрд. долларов) и в конце октября достигли 59 млрд. рублей. С учетом средств на депозите в Центральном банке объем ликвидных активов банковской системы составляет более 70 млрд. рублей (3 млрд. долларов).
Таблица 2
Некоторые показатели состояния российских финансовых рынков
Месяц | доходность ОФЗ-ФК, % | объем торгов за месяц, (млрд. руб.) | доходность еврооблигаций (2015 г.) | Темп роста курса доллара (% в год) | остатки на корр. счетах банков (млрд. руб.) |
Январь | 120.02 | 4.4 | 48.7 | 195.3 | 30.0 |
Февраль | 119.99 | 1.9 | 50.3 | 14.7 | 31.3 |
Март | 98.00 | 9.5 | 46.7 | 96.1 | 35.1 |
Апрель | 98.90 | 6.2 | 33.0 | 2.5 | 38.7 |
Май | 81.19 | 10.8 | 32.1 | 10.9 | 51.0 |
Июнь | 64.63 | 14.4 | 25.6 | -10.3 | 55.0 |
Июль | 67.73 | 17.8 | 25.3 | -1.5 | 51.8 |
Август | 83.19 | 17.2 | 26.6 | 31.6 | 46.9 |
Сентябрь | 84.88 | 26.5 | 29.4 | 17.2 | 54.0 |
Октябрь | 90.79 | 21.7 | 27.2 | 60.6 | 59.4 |
При обилии свободных денежных ресурсов инвестиции банковской системы в рублевые финансовые активы и кредиты реальному сектору остаются на низком уровне. Так, в августе 2010 г. оборот вторичных торгов ОФЗ составил лишь 17 млрд. рублей по номиналу (что соответствует 10-15 млрд. рублей по рыночной стоимости).
Рынок ОФЗ характеризуется высокой доходностью - от 60 до 90% в номинальном выражении. При прогнозируемой инфляции 11% в 2011 году реальная процентная ставка по ОФЗ составляет не менее 40%. Причиной для такого уровня процентных ставок являются высокие страховые риски и неэффективная структура внутреннего рынка государственных облигаций. Для анализа страховых рисков следует обратиться к рынку валютных облигаций РФ.
Доходность российских Еврооблигаций в конце октября 2010 г. находилась в пределах от 25 до 35%.
Таблица 3
Цены и доходность долларовых Еврооблигаций РФ на 26.12.10
Дата погашения | Купон | Средняя цена | Доходность |
27.11.11 | 9.25 | 65.06 | 33.97 |
10.06.13 | 11.75 | 57.88 | 32.27 |
20.07.15 | 8.75 | 46.16 | 28.18 |
26.06.17 | 10.00 | 46.41 | 26.78 |
20.07.28 | 11.00 | 46.18 | 24.18 |
26.06.38 | 12.75 | 51.43 | 24.78 |
Очевидно, такой уровень процентных ставок запрещает заимствования, и в ближайшие месяцы не приходится ожидать значительного снижения уровня процентных ставок. Существенного притока капитала на рынок российских ценных бумаг в 2010 году не было, не снижались и процентные ставки.
Несмотря на эти отрицательные факторы, за девять месяцев 2010 года рост цен Еврооблигаций РФ обеспечил снижение доходности в два раза - с 50-60% до 25-35%. Наиболее значительное снижение доходности пришлись на апрель (на 5-15%).
Однако даже перечисленные выше факторы снижения доходности на рынке облигаций РФ будут работать лишь в случае проведения жесткой бюджетной политики, и ограниченных объемов заимствований.
Рынок государственных долговых обязательств делится на внутренний и внешний. На внутреннем рынке государственного долга заимодателями и кредиторами государства являются многочисленные российские предприятия и организации, финансово-кредитные институты, физические лица. На внешнем рынке инвесторами государства выступают иностранные правительства, банки, фирмы и физические лица, международные финансовые организации.
4. Управление государственным долгом.
4.1.Общая характеристика управления государственным догом.
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное и целенаправленное воздействие на объект управления с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития природы и общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих структур, а также законодательные акты.
Важной областью управленческой деятельности является управление государственным долгом.
Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской федерации.
Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Информация о работе Государственные и муниципальные заимствования в системе финансовых отношений