Государственные финансовые резервы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. В последние годы бюджетный процесс в России реформируется, и изменения в нем очевидны и положительны. Наличие среди источников дохода бюджета страны в качестве значительной составляющей доходов от природных ресурсов, таких как нефть, газ, цветные металлы, ставит перед правительством РФ ряд острых вопросов. Во-первых, проблема сбережений для будущих поколений - долгосрочная задача создания механизма перераспределения существующих доходов от ресурсов между текущим моментом и будущим, когда ресурсы будут исчерпаны. Во-вторых, стабилизационный мотив - задача выравнивания в краткосрочном периоде государственных расходов и, в целом, экономического развития страны при резких колебаниях цен на мировых товарных рынках.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая финан.docx

— 78.70 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему: «Государственные финансовые резервы»

 

 

 

 

Выполнил: Аксиненко С.И.

гр. 339

Проверил:

ст.преподователь

Басина Н.А

.

Хабаровск – 2013

 

Содержание.

 

 

 

Введение.

Актуальность работы. В последние годы бюджетный процесс в России реформируется, и изменения в нем очевидны и положительны. Наличие среди источников дохода бюджета страны в качестве значительной составляющей доходов от природных ресурсов, таких как нефть, газ, цветные металлы, ставит перед правительством РФ ряд острых вопросов. Во-первых, проблема сбережений для будущих поколений - долгосрочная задача создания механизма перераспределения существующих доходов от ресурсов между текущим моментом и будущим, когда ресурсы будут исчерпаны. Во-вторых, стабилизационный мотив - задача выравнивания в краткосрочном периоде государственных расходов и, в целом, экономического развития страны при резких колебаниях цен на мировых товарных рынках.

Долгосрочное планирование бюджетных параметров и направлений фискальной политики необходимо для обеспечения динамичного развития экономики. Все это делает работу по теме «Государственные финансовые резервы» особенно актуальной.

Цель работы – изучить государственные финансовые резервы, их содержание и классификацию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Определить содержание и классификацию государственных финансовых резервов.

· Изучить систему государственных финансовых резервов, порядок их формирования и использования.

· Рассмотреть золотовалютные резервы Банка России. Назначения и состав.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая часть.

1. Экономическое содержание и  классификация государственных  финансовых резервов (резервных  фондов).

Устойчивое развитие и финансовое обеспечение экономики во многом зависят от наличия, количественных и качественных параметров финансовых резервов. Финансовые резервы представляют собой многогранное явление, как по содержанию, так и по форме.

Финансовые резервы (резервные фонды) создаются и субъектами частного хозяйства, и органами публичной власти. Необходимость финансовых резервов вытекает из необходимости бесперебойного финансового обеспечения воспроизводственного процесса на макро- и микроуровне  в условиях постоянно сопровождающих его рисков, неопределенности и разного рода отклонений от запланированных параметров под влиянием меняющейся внутренней и внешней среды. Одним из механизмов обеспечения бесперебойности этого процесса является отвлечение экономическими субъектами из своего оборота части финансовых ресурсов (доходов) в виде специальных страховых или резервных запасов в фондовой или не фондовой форме на случай возможных задержек поступления доходов для финансирования расходов. Отвлечение финансовых ресурсов (доходов) из хозяйственного оборота преследует цели страхования (самострахования) от ожидаемых и неожидаемых перебоев в нормальном ходе кругооборота средств и воспроизводственного процесса экономических субъектов, а также принимает формы  в различных его разновидностях запасов пассивов (капитальной стоимости) и запаса активов (рис 1).

 

Д-Т…П…Т-         - -Т…П…Т-     



 

 

 

Рис. 1. Финансовые резервы в кругообороте средств (воспроизводственном процессе) субъекта экономики:

(Д-Т…П…Т-Д’-Т…П…Т-Д”) –  кругооборот средств экономических  субъектов; (Д-Т)- приобретение средств  производства; (Т…П…Т)- процесс производства продукции (нового товара); (Т-Д’)-продажа продукции и получение дохода от её реализации, включая прибыль.

 

Какой бы ни использовался подход к интерпретации финансовых резервов, экономическое содержание финансовых резервов всегда  составляет отложенный на время доход, а значит, и расход, связанный с основной деятельностью субъекта экономики, формируемый путем выделения из состава активов страховых запасов денежных средств или резервирования в пассиве денежных средств в форме капитала (в отдельных случаях путем их фондирования). Такое понимание финансовых резервов в целом, в том числе с позиции финансового менеджмента, справедливо в отношении не только частнохозяйственных, но и публичных финансовых резервов.

Несмотря на определенную общность частнохозяйственных и публичных финансовых резервов (резервных фондов), последние имеют свою специфику, различаются по роли, целям, формам и видам. Публичные финансовые резервы, а точнее, наиболее значимая часть их – государственные финансовые резервы (резервные фонды), составляют относительно самостоятельное звено системы публичных финансов. Уже только одно это обстоятельство говорит об особой роли публичных финансовых резервов (фондов).

Прежде чем перейти к рассмотрению сущности и классификации публичных финансовых резервов (резервных фондов), следует четко разграничить последние на две большие самостоятельные группы, различающиеся по форме их образования и использования, учета и управления:

1) резервные фонды, образуемые  и использованные, учитываемые и  управляемые в составе расходов  бюджетов органов публичной власти;

 2) резервы и резервные фонды стабилизационного, сберегательного и подобного типа, формируемые и используемые в особом порядке, учитываемые и управляемые обособленно в составе системы государственных финансов.

В Российской Федерации первый тип публичных финансовых резервов, включающий резервные фонды органов исполнительной власти всех уровней и резервный фонд Президента Российской Федерации, был рассмотрен в составе бюджетных доходов и расходов. Названные резервные фонды не обладают статусом самостоятельного звена системы публичных финансов. Такой статус распространяется только на второй тип финансовых резервов, образующий относительно самостоятельный элемент системы публичных финансов -  государственные финансовые резервы и резервные фонды. Именно эти резервы будут рассматриваться в настоящей главе.

Основными предпосылками государственного финансового резервирования, обуславливающими необходимость создания государственных финансовых резервов (резервных фондов), являются следующие обстоятельства:

  • доходы бюджета могут формироваться в значительной степени за счет меняющихся по величине, труднопрогнозируемых доходных поступлений от отраслей, экспортирующих природное сырьё, которые определяются конъектурой мировых цен; последние зачастую меняются под влиянием случайных факторов (неопределенности) и высоких рисков, а поэтому могут быть спрогнозированы лишь приблизительно;
  • стабильное финансирования бюджетных расходов в условиях меняющиеся среды и государственных доходов может вызвать проблемы с ликвидностью, при этом государство не всегда имеет возможность заимствовать на приемлемых условиях средства для стабильного финансирования запланированных или сверхплановых государственных расходов в периоды неблагоприятной рыночной, экономической и политической конъюнктуры;
  •     в глобальной экономике возрастает зависимость национального финансового рынка от состояния мирового финансового рынка, поэтому для смягчения последствий влияния мировых кризисных явлений на национальную экономику необходимо создание так называемой финансовой “подушки безопасности” (мировой финансовый кризис, начавшиеся в 2008г., еще раз подтвердил необходимость наличия стабилизационного запаса финансовых ресурсов).

 

Характеризуя сущность государственных финансовых резервов (резервных фондов), необходимо выделить их отличительные признаки.

1. Финансовое резервирование  предполагает выведения из процесса  воспроизводства общественных благ  определенной части государственных финансовых ресурсов. С одной стороны, резервы не должны быть избыточными (в этом случае они превышают в фактор сдерживания общественного развития); с другой стороны, резервы должны быть достаточными для выполнения своего общественного предназначения (функции).

2. Государственные финансовые  резервы (резервные фонды) могут выполнять воспроизводственную, стабилизационную или регулирующею, сберегательную или накопительную функции. Общественное предназначение государственных резервов заключается в обеспечении непрерывности процесса воспроизводства общественных благ, в регулировании и создании условий для стабилизационного развития экономики страны, повышения запаса ее финансовой прочности и инвестиционный привлекательности, в регулировании дохода бюджета, денежного обращения, инфляции и валютного рынка, в сбережении и накоплении финансовых ресурсов для будущих поколений.

3. Государственные финансовые резервы (резервные фонды) представляют собой страховой запас государственных финансовых ресурсов, образуемый в различных формах в порядке самострахования. Формирование и использование этих резервов обусловлено неопределенностью внутренней и внешней среды, рисками наступления неблагоприятных событий в процессе воспроизводства общественных благ и функционирования экономики страны.

4. Государственные финансовые  резервы (резервные фонды) имеют  единую природу отложенной в  запас части государственных  доходов и соответствующих ей  отложенных государственных расходов  на производство общественных  благ. Отложенные в резерв государственные  доходы (расходы) могут принимать  активную и пассивную, фондовую  и нефондовую, текущею и капитальную  формы.

Общей целью государственных финансовых резервов (резервных фондов) является обеспечения стабильности процесса воспроизводства общественных благ экономики страны, а также условий для ее устойчивого социально-экономического развития. Задачи финансового резервирования конкретизируют названную цель и распределяются по конкретным государственным резервам (фондам) в рамках следующих направлений:

  • стабильное финансирование государственных расходов в периоды экономической депрессии и спада производства, наступления неблагоприятных событий и изменения рыночной конъюнктуры;
  • стабилизация экономики и ее структурная перестройка при недостатке обычных бюджетных доходов для решения этой задачи;
  • финансирование, дополнительных, сверхплановых государственных расходов по приобретению общественных благ;
  • изъятие из обращения излишней денежной массы для сдерживания инфляционных процессов;
  • регулирование валютного рынка и валютных отношений;
  • повышение запаса финансовой прочности экономики;
  • создание условий для повышения инвестиционной привлекательности экономики страны и инвестирование государственных средств в стабильные, нерисковые ценные бумаги и  депозитные вклады в банках, в том числе других государств и зарубежных организаций;
  • дополнительная поддержка пенсионеров и других малообеспеченных социальных групп населения, покрытие дефицита государственного пенсионного фонда;
  • досрочное погашение внешнего государственного долга, прочие направления и задачи.

 

Объектом управления государственными финансовыми резервами (резервными фондами) выступают государственные доходы, как правило, чрезвычайного характера (чаще всего, но обязательно, налоги и другие платежи в бюджет за пользование природными ресурсами), а также доходы от управления средствами этих резервов. Субъектами государственных финансовых резервов (резервных фондов), осуществляющими непосредственное управление ими, являются центральный банк, правительство, министерство финансов и экономики, казначейство страны, а также органы центральной законодательной власти, осуществляющие законодательно-правовое обеспечение и контроль формирования и использования этих резервов (фондов).

Учитывая зарубежную и российскую финансовую практику, можно дать общую классификацию государственных финансовых резервов (резервных фондов). При этом одни и те же резервы (фонды) могут попадать в различные классификационные группы, что характеризует многогранную сущность финансового резервирования.

1. По форме образования  и использования государственные финансовые резервы могут принимать фондовую и нефондовую формы (они отличаются степенью обособленности учета и управления, жесткостью регламентации целевых источников и направлений использования средств). Наиболее распространено резервирование в форме фондирования, например государственные стабилизационные и резервные фонды, фонды будущих поколений и т.п. К разновидностям нефондовых форм резервирования можно отнести валютные (золотовалютные) резервы и плановый бюджетный профицит.

2. По экономическому содержанию  операций, осуществляемых за счет  средств государственных финансовых  резервов (резервных фондов), следует  различать преимущественно активные  и преимущественно пассивные  резервы. К первым относятся резервы, в операциях со средствами  которых преобладают инвестиционные  вложения и другие активные операции (например, валютные резервы), а ко вторым – резервы (фонды) с преобладанием операций по текущему регулированию государственных расходов и экономики (например, стабилизационные фонды, фонды будущих поколений). Нередко трудно провести четкую границу между активными и пассивными формами государственного финансового резервирования1.

3. По источникам формирования (объектам управления) государственные  финансовые резервы (резервные фонды) делятся:

  • на резервы, образуемые за счет чрезвычайных нефтегазовых и прочих государственных доходов от эксплуатации природных ресурсов , включая налоги на производство и экспорт товаров первичной переработки природного сырья;
  • резервы, формируемые за счет иных чрезвычайных государственных доходов.

Информация о работе Государственные финансовые резервы