Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:03, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение внутреннего государственного долга, а также структуру и состояние государственного долга на данный момент.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
Раскрыть понятие и значение государственного долга;
Выявить состояние государственного внутреннего долга;
Рассмотреть управление государственным внутренним долгом.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственный долг…………………….…………………….5
1.1 Понятие и значение государственного долга……...………………..5
Глава 2. Государственный долг………...…………..………………….....9
2.1 Состояние государственного долга………………………………….9
2.2 Реструктуризация государственного долга…………...…………...10
2.3 Государственные и муниципальные гарантии………………...…..14
2.4 Государственная долговая книга………………………...…………18
Глава 3. Управление государственным долгом……………………….20
3.1.Принципы управления государственным долгом……………...….20
3.2. Государственные ценные бумаги как инструмент управления
государственным долгом…………………………….......……………...22
3.3 Резервный фонд и его роль в управлении
государственным долгом……………………………………...………...25
Заключение……………………………………………….……………….28
Список литературы………………………………………………………30
Приложения………………………………………………………………..31
2.4 Государственная долговая книга.
В Российской
Федерации действует единая система
учета и регистрации
Министерство
финансов Российской Федерации ведет
государственные книги
Информация
о долговых обязательствах вносится
соответствующими уполномоченными
органами в Государственную долговую
книгу Российской Федерации, государственную
долговую книгу субъекта Российской
Федерации или муниципальную
долговую книгу в срок, не превышающий
три дня с момента
Информация,
внесенная в муниципальную
В Государственную
долговую книгу Российской Федерации
вносятся сведения об объеме долговых
обязательств (в том числе гарантий)
Российской Федерации, о дате возникновения
обязательств, формах обеспечения обязательств,
об исполнении указанных обязательств
полностью или частично, а также
другая информация. Состав, порядок
и сроки представления
В государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта Российской Федерации (в том числе гарантий) по всем государственным заимствованиям субъекта Российской Федерации, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В муниципальную
долговую книгу вносятся сведения об
объеме долговых обязательств муниципальных
образований (в том числе гарантий),
о дате осуществления заимствований,
формах обеспечения обязательств, об
исполнении указанных обязательств
полностью или частично, а также
другая информация, состав которой
устанавливается
3.Управление государственным долгом.
3.1.Принципы управления
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
- безусловность
- обеспечение точного и
- единство
учета - учет в процессе управления
государственным долгом всех
видов ценных бумаг,
- единство
долговой политики - обеспечение
единого подхода в политике
управления государственным
- согласованность
- обеспечение максимально
- снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
- оптимальность
- создание такой структуры
- гласность
- предоставление достоверной,
Управление
государственным долгом, как и
всякое управление, имеет четыре составляющие:
прогнозирование, планирование, анализ
и контроль. Однако эти функции
управления могут быть конкретизированы
применительно к
Управление
государственным в широком
- формирование
политики в отношении
- определение
основных показателей и
- определение
основных направлений
- определение
приоритетных направлений
Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
- рефинансирование
- погашение части
- конверсия - изменение доходности займа;
- консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
-новация
- соглашения между государством-
- унификация
- решение государства об
- отсрочка
- консолидация при
- дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.
3.2 Государственные ценные бумаги
как инструмент управления
Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.
В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке.
Не рыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.
В зависимости
от срока обращения
Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные (документированные) и безналичные, в том числе существующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.
Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по государственным ценным бумагам, в их числе:
- установление
фиксированного процентного
- применение ступенчатой процентной ставки;
- использование плавающей ставки процентного дохода;
- индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;
- реализация
долговых обязательств со
- проведение выигрышных займов.
В мировой практике чаще всего используются следующие показатели доходности: текущая доходность, полная доходность.
Показатель
полной доходности используется для
измерения общей ценности облигаций
для инвестора простая и
- первоначальная цена, уплаченная за облигацию;
- частота выплат дохода по купону;
- дата погашения облигации;
- основная сумма, которая должна быть выплачена на дату погашения;
- реализуемость на рынке(спрос и предложение);
- кредитный риск.
Данная доходность легко рассчитывается на специальных калькуляторах или компьютерах.
Перед государством же стоит важнейшая задача: с одной стороны, заинтересовать потенциальных инвесторов высокой доходностью и ликвидностью государственных ценных бумаг; с другой стороны, снижать затраты, связанные с обслуживанием государственного долга, так как затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств осуществляются за счет государственного бюджета.
Краткая характеристика отдельных видов государственных ценных бумаг5:
ГКО — Государственные краткосрочные облигации — именная бескупонная государственная ценная бумага, выпускается в бездокументальной форме. выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России.
ОФЗ — облигации федерального займа — первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации.
ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа. Доступны для для физических и юридических лиц. Цель — привлечь свободные денежные средства населения для покрытия дефицита бюджета.
КО — казначейские обязательства. Цель их выпуска — безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям поставщикам по государственным заказам, сокращение не платежей в бюджет и т.д.
ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, выпущены для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами (см. Приложение 3).
3.3 Резервный фонд и его роль в управлении государственным долгом.
Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.6
Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.
Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации