Государственный внутренний долг Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение внутреннего государственного долга, а также структуру и состояние государственного долга на данный момент.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
Раскрыть понятие и значение государственного долга;
Выявить состояние государственного внутреннего долга;
Рассмотреть управление государственным внутренним долгом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственный долг…………………….…………………….5
1.1 Понятие и значение государственного долга……...………………..5
Глава 2. Государственный долг………...…………..………………….....9
2.1 Состояние государственного долга………………………………….9
2.2 Реструктуризация государственного долга…………...…………...10
2.3 Государственные и муниципальные гарантии………………...…..14
2.4 Государственная долговая книга………………………...…………18
Глава 3. Управление государственным долгом……………………….20
3.1.Принципы управления государственным долгом……………...….20
3.2. Государственные ценные бумаги как инструмент управления
государственным долгом…………………………….......……………...22
3.3 Резервный фонд и его роль в управлении
государственным долгом……………………………………...………...25
Заключение……………………………………………….……………….28
Список литературы………………………………………………………30
Приложения………………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсовик.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают  в Резервный фонд.

Целями  управления средствами Резервного фонда  являются обеспечение сохранности  средств Фонда и стабильного  уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных  целях допускает возможность  получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном  периоде

Управление  средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут  осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и  одновременно):

1) путем приобретения  за счет средств Фонда иностранной  валюты и ее размещения на  счетах по учету средств Резервного  фонда в иностранной валюте (долларах  США, евро, фунтах стерлингов) в  Центральном банке Российской  Федерации. За пользование денежными  средствами на указанных счетах  Центральный банк Российской  Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского  счета; 

2) путем размещения  средств Фонда в иностранную  валюту и финансовые активы, номинированные  в иностранной валюте, перечень  которых определен законодательством  Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации управляет  средствами Резервного фонда в соответствии с первым способом, то есть путем  размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации, следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует  сведения о поступлении и использовании  нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанный  фонд, их размещении и использовании  в отчетном месяце.  В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. Министерство финансов Российской Федерации не публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также о зачислении средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.8

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как известно, посредством государственных заимствований  органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для  финансирования общегосударственных  потребностей, не обеспеченных доходами.

К важнейшим  законодательно закрепленным мерам  по управлению государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего  и внешнего долга, границы внешних  заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств; источники  внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

В связи  с этим также следует учитывать, что система управления государственным  долгом по своей политико-экономической  сути должна включать определение цели и обоснованность государственных  заимствований, минимизацию стоимости  долга для заемщика, эффективное  использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. Это предполагает формирование единой системы управления государственным долгом, включая учет займов субъектов Федерации, внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований. С введением в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. Информация о долговых обязательствах Российской Федерации, выпуске ценных бумаг субъектов и муниципальных образований вносится в Государственную долговую книгу Федерации, государственную долговую книгу ее субъекта или муниципальную долговую книгу в трёхдневный срок с момента возникновения обязательства.

Для того чтобы более четко обозначить направления совершенствования  процесса управления государственным  долгом, следует иметь в виду, что на рынке государственного внутреннего  долга за последние годы произошли  позитивные перемены: проведена новация  по государственным ценным бумагам, отлажена инфраструктура и нормативное  регулирование рынка государственных  ценных бумаг. Все это в определенной степени восстановило доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, привело к увеличению ликвидности  рынка и объемов размещаемых  на нем финансовых.

На основе приведенной выше информации можно  сделать следующий вывод: бюджетная  политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. В связи с этим на передний план снова выдвигается  проблема государственного долга.

Происходит  сокращение внешнего долга за счет уточнения коммерческой задолженности, уменьшения объема роста долга вследствие неблагоприятных для России изменений  валютных курсов и сокращения объема ожидаемых кредитов по линии международных  финансовых организаций. Но внутренний долг за счет этого растет (за счет облигаций  федерального займа).

В общем  можно сказать, что положение  нашей страны сложно, но не безнадежно. Оживление экономики вселяет  надежду. Значительно улучшилась динамика поступления доходов в бюджет, снизилась задолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности  по выплате пенсий. Но все равно  вопрос государственного долга остается открытым, он требует решения и  стабильного оживления экономики  не на короткий период, а куда более  длительный.

 

 

 

Список  литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
  3. Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
  4. Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
  5. Государственный долг и внешние активы: Учебное пособие / Под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  6. История Министерства финансов России . М., 2002. Т.3.
  7. Под редакцией доктора экономических наук, проффесора А.М. Ковалевой, «Финансы», Москва, «Финансы и статистика», 2003
  8. Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков [и др.]; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: КНОРУС, 2006.
  9. Журнал: Вестник Банка России, 2007. №35
  10. Научная электронная библиотека - http://elibrary.ru/defaultx.asp
  11. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федероации - http://www.minfin.ru/
  12. Электронная библиотека издательского дома «Гребенников» -http://grebennikon.ru/
  13. Электронной библиотеки «КнигаФонд» - http://www.knigafund.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Характер  эмиссии облигаций в России в 1769-1917 гг.

Годы

Эмиссия облигаций государственных  и корпоративных займов

1769

Первый внешний облигационный  заем

1810

Долгосрочный облигационный внутренний заем

1812

Краткосрочный облигационный внутренний заем

1818

Билеты Государственной комиссии погашения долгов

1831

Билеты государственного казначейства

1861

Облигации Главного общества российских железных дорог

1862

Ипотечные облигации Санкт-Петербургского кредитного общества

1864

Облигации первого государственного выигрышного займа

1883

Свидетельства Государственной комиссии погашения долгов на золотую ренту

1883-1884

Государственные облигации золотого займа

1898-1911

Муниципальные облигации г.Харькова и Г.Саратова

1915

Введение в оформление государственных  облигаций композиций, раскрывающих причины и цели займа

1917

Заем «свободы» Временного правительства


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Эмиссия государственных  облигаций в СССР

Годы

Основные характеристики проводившейся  эмиссии облигаций

1920-е

Выпущено 24 государственных займа  среднесрочных облигаций

1930-1957

Выпущено и размещено 45 государственных  займов

1948

Облигации 1936-1946 гг. конвертированы в  облигации двухпроцентного займа

1957

Отсрочка погашения обращающихся займов на 20 лет

1982

Эмиссия и размещение трехпроцентных облигаций

1990

Размещение девятипроцентных облигаций, выпуск целевого беспроцентного займа, эмиссия и размещение пятипроцентных облигаций

1991

Проведение первого экспериментального аукциона по размещению безбумажного республиканского займа с доходностью 8,5%, выпуск республиканского внутреннего займа сроком на 30 лет


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  3

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации.

 

По состоянию на

Объем государственного внутреннего  долга                               Российской Федерации, млрд. руб.

всего

в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации

01.01.1993

3,57

0,08

01.01.1994

15,64

0,33

01.01.1995

88,06

2,14

01.01.1996

187,74

7,46

01.01.1997

364,46

17,24

01.01.1998

490,92

3,47

01.01.1999

529,94

0,88

01.01.2000

578,23

0,82

01.01.2001

557,42

1,02

01.01.2002

533,51

0,02

01.01.2003

679,91

8,62

01.01.2004

682,02

5,58

01.01.2005

778,47

12,93

01.01.2006

875,43

18,86

01.01.2007

1064,88

31,23

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36

01.01.2011

2940,39

472,25

01.01.2012

4190,55

637,33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  4

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации.

 

 

по состоянию на                    

01.01.2012

01.02.2012

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации - всего,

4 190,553

4 181,996

в том числе:

   

государственные гарантии Российской Федерации  в валюте Российской Федерации

637,334

635,374

Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации