Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………1
Глава 1. Государственный долг РФ……………………………………………3
1.1 Содержание и основные формы государственного долга………………..3
1.2 Роль государственного долга в рыночной экономике……………………5
1.3 Динамика государственного внутреннего долга в 2007-2009 гг………..12
1.4 Динамика государственного внешнего долга в 2007-2009 гг……….…..14
Глава 2. Проблемы управления государственным долгом РФ……….……..15
2.1 Методы управления государственным долгом…………………………..15
2.2 Проблемы управления государственным внутренним и внешним долгом
…………………………………………………………………………………..21
Глава 3. Пути повышения эффективности управления государственным долгом…………………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованных материалов…………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 82.70 Кб (Скачать файл)

Обеспеченность кредитов в договорах с российскими  получателями или не предусматривалась, или была оформлена в виде поручительства с субъектом Российской Федерации, что при дефиците бюджетов субъектов  Российской Федерации не могло считаться  достаточным.

Правительство Российской Федерации  пытается возвратить эту задолженность, предлагая предприятиям-должникам  льготные условия реструктуризации этой задолженности в случае ее признания (длительную рассрочку, списание пени и штрафов), зачет за любые валютные долговые обязательства государства. Однако таких мер недостаточно. Необходимо более активно начать применять  административные меры, включая судебное преследование в отношении должников, а также региональных администраций  и муниципалитетов, которые выступали  поручителями по этим валютным кредитам.

Применение нестандартных  схем управления долгом. Основные критерии "стандартной" схемы управления долгом:

погашение по графикам, предусмотренным  оригинальными соглашениями;

погашение по графикам, предусмотренным  соглашениями о реструктуризации;

погашение наличными платежами  по номиналу срочных к платежу  требований.

Основные критерии "нестандартной" схемы:

наличие элемента списания части долга;

неденежная форма расчетов - индивидуальный характер схемы.

Основные преимущества "нестандартных" схем:

экономия на процентных платежах за счет более быстрого погашения  основной суммы долга;

фактические расходы федерального бюджета существенно меньше номинала погашаемого долга;

мультипликационный эффект (дополнительные налоговые и социальные платежи, поддержка экспортно-ориентированных  производств).

Значительные преимущества "нестандартных" схем для дебитора не отменяют некоторых серьезных недостатков и ограничений, связанных с их применением:

"нестандартные" схемы  трудно подвергаются тиражированию;

значительные административные издержки на разработку и осуществление  схемы;

необходимость осуществления  ряда действий и операций в режиме строгой конфиденциальности;

недостаточно развитое законодательное/нормативное  обеспечение данного направления  долговой политики;

использование "нестандартных" схем является одним из признаков  наличия у дебитора проблем с  обслуживанием и погашением накопленного долга.

Применяемые "нестандартные" схемы погашения государственного внешнего долга:

1) Товарная схема - самая  популярная по числу и масштабам  проводимых операций.

При реализации данной схемы  происходит поддержка экспортно-ориентированных  производств, экономятся бюджетные  средства на погашение внешнего долга  за счет дисконтирования финансирования производства товаров относительно их контрактной стоимости.

Погашение государственной  внешней задолженности путем  товарных поставок осуществляется по следующей схеме:

1. Заключение межправительственных  соглашений между Российской  Федерацией и странами-кредиторами,  определяющих размер задолженности  Российской Федерации перед этими  странами, погашаемой товарными  поставками.

2. Заключение межбанковских  соглашений между Внешэкономбанком  и национальными банками стран-кредиторов, регулирующих порядок расчетов  по погашению задолженности.

3. Заключение контрактов  между российскими экспортерами  товаров и уполномоченными организациями  стран-кредиторов на основании  заключенных межправительственных  соглашений между Российской  Федерацией и странами-кредиторами  и межбанковских соглашений о  погашении задолженности, заключенных  между Внешэкономбанком и национальными  банками стран-кредиторов.

4. Принятие постановлений  и распоряжений Правительства  Российской Федерации о финансировании  производства и экспорта продукции  военного назначения в счет  погашения задолженности перед  иностранными государствами (с  указанием дисконта финансирования  относительно контрактной стоимости  поставляемых товаров).

5. Заключение соглашений  о финансировании производства  и экспорта продукции в счет  погашения задолженности перед  иностранными государствами между  экспортерами товаров и Минфином  России в соответствии с распоряжениями  Правительства Российской Федерации.

6. Финансирование Минфином  России производства товаров  с отражением проведенных расходов  на внешних источниках финансирования  дефицита федерального бюджета.

7. Осуществление поставок  заводами - изготовителями товаров  и внешнеторговыми объединениями  - экспортерами товаров.

8. Направление документов  о поставках экспортерами товаров  в соответствии с контрактами  уполномоченным организациям стран-кредиторов  и во Внешэкономбанк.

9. Подтверждение о списании  внешнего долга на величину  контрактной стоимости поставленных  товаров национальными банками  стран-кредиторов.

10. Учет погашения государственного  внешнего долга Внешэкономбанком  на сумму поставленных товаров с соответствующим уведомлением Минфина России.

2) Уступка прав требования - вторая по масштабам и первая  по бюджетной эффективности "нестандартная"  схема урегулирования долга.

Такие операции проводились, например, при расчетах с Чехией, Венгрией, дважды - со Словакией.

При применении данной схемы  впервые использованы элементы секьюритизации государственного внешнего долга, то есть превращение нерыночных долговых обязательств в рыночные. Выпущенные в результате уступки прав требования сертификаты превратились в важный элемент политики государства в сфере повышения возвратности кредитов, предоставленных российским предприятиям за счет средств федерального бюджета.

3) Долг в обмен на  интеллектуальную собственность.

По ряду признаков эту  схему, реализованную в 2001 году с  Италией (поставка документации по производству учебного самолета ЯК 130), можно отнести  к товарному погашению. Однако соглашение с Италией является уникальным по ряду признаков.

В схеме использован продукт  НИОКР, разработанный в 80-е годы и  проданный через 20 лет. Долг перед  государством - членом "большой восьмерки" использован для целей развертывания  долгосрочного сотрудничества России и Италии на рынках третьих стран.

Учитывая значительную сумму  задолженности Российской Федерации  перед странами - членами Парижского клуба кредиторов и значительный научно-технический потенциал оборонного комплекса Российской Федерации, опыт соглашения с Италией может быть тиражирован.

4) Зачет взаимных требований/обязательств.

В силу несовпадения географической структуры государственных внешних  финансовых активов и государственного внешнего долга бывшего СССР данная схема получила ограниченное распространение.

Зачеты были осуществлены при урегулировании долга перед  Польшей, Китаем, бывшей СФРЮ, Болгарией  и Румынией, а также при погашении  долга перед Египтом, Уругваем, Чехией, Словакией.

Основное достоинство  зачета взаимных требований/обязательств - отсутствие прямых бюджетных расходов.

Отдельно необходимо выделить соглашение с Францией об урегулировании взаимных требований/обязательств, возникших  до 1945 года. На различных этапах переговоров  французская сторона претендовала на компенсацию от 6,0 до 9,5 млрд. долл. США. Однако в результате удалось добиться согласия Франции на выплату 0,4 млн. долл. США.

5) Списание части долга.

В силу различных обстоятельств  Российская Федерация не смогла добиться от официальных кредиторов распространения  на долг бывшего СССР схем урегулирования, предусматривающих прямое списание части задолженности, как этого  добились, например, Болгария, Польша, Египет, Сербия и Черногория.

Тем не менее, в ряде случаев  Российской Федерации удалось договориться о списании значительных сумм долговых обязательств:

прежде всего, речь идет об аннулировании Германией требований по сальдо расчетов между бывшим СССР и бывшей ГДР на сумму 6,4 млрд. переводных рублей. Фактически Германия согласилась  на выплату в счет указанных требований лишь 500 млн. евро;

Словакия списала долг в сумме 54,3 млн. долл. США в связи  с аннулированием контракта на поставку системы ПВО С-300;

Болгария списала долг в сумме 34 млн. долл. США в счет компенсации затрат на производство оборудования для металлургического  завода в Кремиковцах;

Австрия списала 400 млн. австрийских  шиллингов из-за не поставки в бывший СССР бумагоделательной машины.

6) Использование внешних  финансовых активов.

В принципе практически все  поступления в счет обслуживания государственных внешних финансовых активов используются на платежи  по государственному внешнему долгу. Такой  режим установлен для соответствующего счета во Внешэкономбанке. С этой точки зрения можно сказать, что  финансовые активы непосредственно "вовлечены" в долговые схемы.

Однако наибольший интерес  представляют схемы, предусматривающие  погашение текущей задолженности  за счет финансовых активов будущих  периодов.

В 2002 году долг перед Словакией  в сумме 185 млн. долл. США был погашен  за счет российских требований к одному из дебиторов в сумме 120,25 млн. долл. США в учетных долларах США

 

Такие схемы должны получить развитие после урегулирования Российской Федерацией требований к наиболее платежеспособным дебиторам - Алжиру, Ливии, Ираку и  др.

7) Обмен задолженности.

Россия успешно применила  в долговой политике обе из существующих схем обмена задолженности.

"Принудительная" - в  1998 году без каких-либо переговоров  кредиторы - держатели ГКО были  поставлены перед фактом, что  их требования не обслуживаются  и подлежат обмену на долгосрочные  облигации.

"Добровольная" - применена  в 1998 году при обмене части  ГКО на еврооблигации России  с различными сроками погашения  и в 2000 году при обмене обязательств  Внешэкономбанка (PRINS и IANS) на российские  еврооблигации с конечными сроками  погашения в 2010 и 2030 годах.

Значение и эффективность  последней операции трудно переоценить. В результате данной сделки Россия не только уменьшила государственный  внешний долг на сумму около 10 млрд. долл. США, но и создала имеющий  общемировое значение прецедент, а  облигации 2030 стали одним из важнейших  компонентов, как финансового рынка  самой России, так и финансового  рынка стран "формирующихся рынков".

8) Другие нестандартные  схемы:

досрочное погашение с  дисконтом - погашена часть долга  перед Болгарией и Словакией  на общую сумму 160,6 млн. долл. США; досрочное  погашение задолженности перед  Парижским клубом за счет средств Стабилизационного фонда в 2005 году;

схема "долг в обмен  на инвестиции" - достигнуты предварительные  договоренности с Италией, Испанией и Чехией на общую сумму до 675 млн. долл. США;

схема "долг в обмен  на экологические проекты" - в  стадии проработки находится операция с Финляндией на общую сумму до 35 млн. долл. США;

секьюритизация задолженности - вопрос о проведении обмена части долга, реструктуризированного в рамках Парижского клуба, на еврооблигации России находится в стадии проработки.

Рассмотренные особенности "нестандартных" схем определяют объективное возрастание по сравнению  со "стандартными" схемами роли Внешэкономбанка как агента Правительства  Российской Федерации. Внешэкономбанк выполняет следующие основные функции:

ведет аналитическую и  методологическую работу по разработке, подбору оптимальных параметров и оценке эффективности возможных "нестандартных" схем;

организует учет и расчеты  по урегулированию задолженности в  рамках "нестандартных" схем;

в большинстве случаев  организует финансирование производства российскими предприятиями продукции, поставляемой в счет погашения долга. [3]

 

2.2 Проблемы  управления государственным внутренним  и внешним долгом

 

Недостатки существующей системы управления государственным  долгом Российской Федерации

Одними из наиболее существенных недостатков формирующейся в  России системы управления государственным  долгом является то, что упомянутая система:

1. недостаточно обеспечивает  осуществление централизованной  и долгосрочной политики в  области управления государственным  долгом и государственных заимствований;

2. не полностью обеспечивает  предупреждение возможных финансовых  и долговых кризисов, а также  принятие оперативных мер по  их преодолению;

3. носит фрагментарный  и в ряде случаев противоречивый  характер. В действующей системе  управления долгом отсутствует:

1) четкое законодательное  закрепление разделения компетенции  между ветвями государственной  власти в области управления  государственным долгом.

В настоящее время законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы  управления государственным долгом, содержит ряд существенных противоречий. С одной стороны, в Бюджетном  кодексе Российской Федерации и  федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" вопросы управления государственным  долгом, отнесены к компетенции Правительства  Российской Федерации. С другой стороны, законодательное утверждение программ внешних и внутренних заимствований с чрезмерной детализацией источников привлечения конкретных кредитов и направлений использования привлеченных средств препятствует выполнению Правительством Российской Федерации функций по управлению государственными заимствованиями, как с точки зрения стоимости и сроков заимствований, так и по комбинированию источников этих заимствований с целью сокращения расходов на обслуживание долга.

Информация о работе Государственный долг РФ