Государственный долг Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:15, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является научное обоснование экономической природы государственного долга, выявления основных тенденций и специфических особенностей формирования государственного долга в Украине; обоснование методов управления государственным долгом и его обслуживание в условиях переходной экономики Украины.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить ряд задач, главными из которых являются:
обоснование экономической сущности государственного долга как составной государственных финансов;
выявление основных тенденций формирования государственного долга Украины;
определение основных этапов формирования государственного внутреннего долга, анализ механизма управления им;
оценка размера и динамики задолженности Украины;

Содержание

Вступление 3
2. Причины возникновения государственных заимствований 9
3. Обслуживание государственного долга 15
4. Методы управления 24
Выводы 34
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая 3ий курс.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.

В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможностью привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) можно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.

Также с позиции долгосрочной исторической перспективы ответ  может быть двояким: причинами были войны и спады. Во время войны  перед государством стоит задача переориентировать значительную часть  ресурсов экономики с производства гражданской продукции на нужды военного производства. Соответственно возрастут расходы правительства на вооружение и содержание военнослужащих. Существует три варианта финансирования этих расходов: увеличить налоги, напечатать нужное количество денег или использовать дефицитное финансирование. Финансирование за счёт налогов может привести к их росту до такого уровня, который подорвёт стимулы к труду, а это не выгодно во время войны. Печатание и расходование дополнительной массы денег создаст сильное инфляционное давление. Следовательно, большая часть расходов должна финансироваться за счёт продажи облигаций населению. Таким образом, значительная доля расходуемого дохода останется и высвободятся ресурсы из гражданского производства, которые затем могут использоваться в военных отраслях.

Второй источник государственного долга - это спады. В периоды, когда  национальный доход сокращается  или не может увеличиться, налоговые  поступления автоматически сокращаются  и имеют тенденцию вызывать дефициты [9].

. Существуют 2 точки зрения на проблему государственного долга: традиционная и рикардианская.

В соответствии с традиционной точкой зрения государственные займы - фактор уменьшения национальных сбережений и сдерживания накопления капитала. Этой точки зрения придерживается большинство  экономистов. Однако существует другая точка зрения, называемая равенством Рикардо, которой придерживается небольшая, но очень влиятельная группа экономистов. В соответствии с рикардианской точкой зрения, государственный долг не влияет на сбережения и накопление капитала.

Как снижение налогов  и бюджетный дефицит повлияют на состояние экономики с традиционной точки зрения?

Снижение налогов, финансируемое  правительством за счёт займов, будет  оказывать воздействие на экономику  по многим направлениям. Снижение налогов  сразу же вызовет рост потребительских расходов. Рост потребительских расходов влияет на состояние экономики как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.

На протяжении краткосрочного периода увеличение потребительских  расходов приводит к росту спроса на товары и услуги и, таким образом, к росту объёма производства и занятости. Однако ставка процента будет также расти из-за обострения конкуренции между инвесторами в связи со снижением объёма сбережений. Повышение ставки процента будет сдерживать инвестиции и стимулировать приток иностранного капитала. Курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам будет расти, что приведёт к снижению конкурентоспособности национальных фирм на мировом рынке.

В долгосрочном плане  сокращение национальных сбережений, вызванное снижением налогов, приведёт к уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней задолженности. Поэтому объём национального продукта снизится, а доля в нём внешнего долга возрастёт.

Рикардианский анализ влияния  бюджетной политики на государственный долг основывается на логике поведения потребителя, учитывающего интересы будущего.

Какую же реакцию может  вызвать снижение налогов у думающих о будущем потребителей?

Заботящийся о будущем  потребитель понимает, что наличие  в настоящее время государственного долга означает повышение налогов в будущем. При снижении налогов, финансируемом за счёт роста государственного долга, сами налоги не уменьшаются: они просто перераспределяются во времени. Не увеличивается и постоянный доход потребителя, а следовательно, и потребление.

Общий принцип заключается  в том, что сумма государственного долга равна сумме будущих  налогов, и если потребитель в  достаточной мере учитывает будущие  события, то будущие налоги для него эквивалентны текущим. Следовательно, финансирование государственных расходов за счёт долга равносильно их финансированию за счёт налогов. Эта точка зрения, известная как рикардианское равенство, названа так в честь выдающегося экономиста XIX века Давида Рикардо, поскольку он первым обратил внимание на этот теоретический аргумент.

Вывод из равенства Рикардо  заключается в том, что финансируемое  за счёт долга снижение налогов не изменяет потребления. Домашние хозяйства  сберегают прирост располагаемого дохода для оплаты предстоящего в  будущем повышения налоговых обязательств, обусловленного снижением текущих налогов. Этот прирост личных сбережений равен по величине снижению государственных сбережений. Национальные сбережения - сумма личных и государственных сбережений - остаются неизменными. Поэтому снижение налогов не приводит к тем последствиям, на которые указывает традиционный анализ.

Однако из логики анализа  равенства Рикардо не следует, что  любые изменения в бюджетно-налоговой  политике бесполезны. Они могут существенно  повлиять на расходы потребителя, если приводят к изменению текущего или будущего объёма государственных расходов. Предположим, например, что правительство снижает налоги сегодня потому, что оно планирует уменьшить государственные закупки в будущем. Если потребитель считает, что это снижение налогов не вызовет роста налогов в будущем, он будет считать себя более обеспеченным и увеличит расходы на потребление. Однако именно снижение государственных расходов, а не уменьшение налогов стимулирует потребление: объявление о будущем снижении государственных расходов привело бы к росту текущего потребления даже при неизменном уровне существующих налогов, поскольку это предполагает, что через некоторое время налоги уменьшатся [10].

 

3. Обслуживание государственного долга

Осуществляя внутренние и внешние заимствования государство должно обеспечить обслуживание государственного долга.

Обслуживание государственного долга - это погашение займов, выплаты  процентов по ним, уточнения и  изменения условий погашения  выпущенных займов. Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств. В некоторых случаях государство прибегает к рефинансированию государственного долга, т.е. погашение задолженности путем выпуска новых займов.

Выплата процентов, выигрышей, средств по погашению займов составляет основную долю расходов на обслуживание государственного долга. К другим относятся расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.

При обслуживании внешнего и внутреннего долгов определяют коэффициент обслуживания. Для внешнего долга его рассчитывают как отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям государства, выраженное в процентах. Благоприятным уровнем обслуживания считается значение показателя на уровне 25%.

В Украине обслуживание внешнего долга осуществляется в  процессе выполнения государственного бюджета. Расчеты надлежащих к уплате сумм по погашению и обслуживанию внешнего долга выполняются в  долларах США. Пересчет в национальную валюту производится по прогнозному курсу валют к гривне. Непосредственно оплату осуществляет Государственное казначейство.

Источники погашения  внешнего долга: бюджет; золотовалютные резервы, средства, полученные от приватизации государственного имущества; новые заимствования.

Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется Министерством финансов через банковскую систему путем проведения операций по размещению государственных ценных бумаг, их погашения и выплаты  дохода.

Предельные размеры  государственного внутреннего и  внешнего долга устанавливает Верховная  Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины  на следующий год.

Существование большого государственного долга может подорвать  экономический рост страны и негативно влиять на ее финансовое положение.

В зависимости от характера  последствий влияния государственной  задолженности на экономику, их разделяют  на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные последствия государственного долга существуют как проблема «вытеснения», а долгосрочные известны как «бремя» долга.

Эффект «вытеснения» возникает из-за повышения рыночных процентных ставок, которое происходит в случае финансирования с помощью  выпуска государственных ценных бумаг бюджетного дефицита. Долговое финансирование бюджетного дефицита стимулирует рост процентных ставок. Кредиты становятся дорогими и невыгодными для осуществления инвестиционных проектов, таким образом инвестиции вытесняются из сферы производства.

Долгосрочные последствия государственного долга связаны с его влиянием на накопление капитала и потребление будущих поколений, то есть на долгосрочный экономический рост. Накопление долга и повышение процентных ставок в долгосрочном периоде приводит к замещению частного капитала государственным долгом. Это происходит вследствие того, что при росте процентных  ставок частные инвестиции сокращаются, а частные сбережения начинают размещаться в государственные долговые обязательства. Таким образом рост долга уменьшает производственные мощности, предназначенные будущему поколению, что замедляет экономический рост и приводит к снижению доходов населения.

Поскольку источником погашения  государственного долга являются доходы бюджета, в частности налоговые  поступления, то можно утверждать, что рост долга нарушает сбалансированность бюджета и провоцирует бюджетный дефицит с его негативными экономическими, социальными и финансовыми последствиями. Опыт большинства европейских стран подтверждает, что лишь те страны сумели избежать серьезных долговых проблем, которые смогли контролировать дефициты своих бюджетов. Использование государственных заимствований на финансирование текущих расходов бюджета, в том числе на обслуживание государственного долга, является наименее эффективным путем. Совершенно очевидно, что средства, поступающие от государственных займов, должны быть закреплены за бюджетом развития. Это создает предпосылки для их инвестирования в экономическое развитие, благодаря чему дополнительные доходы, полученные от роста ВВП, могут быть источником погашения займов [8, с.253-255].

Как я считаю, внедрение долгосрочных инструментов с доходностью, определяемой на основе темпов инфляции, позволит решить следующие важные задачи в сфере государственных финансов Украины:

а) повысить спрос инвесторов на внутренние долговые обязательства Правительства;

б) продлить срок долговых обязательств и снизить риски  пролонгации долга, свойственные долговому  портфелю Правительства;

в) снизить стоимость  обслуживания внутреннего государственного долга в условиях нестабильной и непредсказуемой инфляции.

Увеличение выпусков облигаций, привязанных к темпам инфляции, стало заметной тенденцией в сфере формирования внутреннего  государственного долга стран с  формирующимися рынками. Такие выпуски  проводились преимущественно в странах, которые в свое время пережили гиперинфляцию или имели нестабильную инфляционную динамику. По оценкам МВФ, в странах с формирующимися рынками сумма облигаций с инфляционной привязкой в 1996-2004 гг. увеличилась почти втрое.

В Швеции облигации с доходностью, привязанной к темпам инфляции, были введены в 1994 г. Со временем их доля в общей сумме государственного долга достигла 8%. Введение данного типа долговых обязательств правительства обосновывалось необходимостью экономии бюджетных средств на процентных выплатах. В начале 1990-х годов инфляционный таргет монетарной власти не вызывал значительного доверия у субъектов рынка, поэтому они отдавали предпочтение инструментам, защищенным от инфляционного обесценивания. В тот период степень доверия субъектов рынка к монетарной политике повысилась, что привело к сворачиванию эмиссии индексированных облигаций.

При введении накопительной пенсионной системы в Украине возникнет  необходимость в новом виде государственных  ценных бумаг - сберегательных облигациях государственного займа. Они должны стать объектом инвестирования средств институциональных инвесторов - негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний по управлению активами, которые распоряжаются пенсионными накоплениями граждан. Сберегательные облигации должны иметь длительный срок погашения и годовой купонный доход, который приблизительно будет соответствовать фактическим темпам инфляции. В мировой практике данный вид государственных ценных бумаг, как правило, не подлежит обращению на вторичном рынке.

В других странах пенсионные фонды  и страховые компании стремятся  к продлению сроков собственных  активов, поэтому охотно покупают долгосрочные государственные обязательства. Коммерческие банки занимают ведущие позиции на рынке ценных бумаг с коротким сроком обращения; они в основном формируют спрос на краткосрочные государственные обязательства, которые используются для управления банковской ликвидностью. В 2004 г., согласно оценкам МВФ, в 10 самых крупных странах с формирующимися рынками в государственные ценные бумаги пенсионные фонды вложили около 40% собственных активов, а страховые компании - 13%.

Информация о работе Государственный долг Украины