Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:15, реферат
Целью данной работы является научное обоснование экономической природы государственного долга, выявления основных тенденций и специфических особенностей формирования государственного долга в Украине; обоснование методов управления государственным долгом и его обслуживание в условиях переходной экономики Украины.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить ряд задач, главными из которых являются:
обоснование экономической сущности государственного долга как составной государственных финансов;
выявление основных тенденций формирования государственного долга Украины;
определение основных этапов формирования государственного внутреннего долга, анализ механизма управления им;
оценка размера и динамики задолженности Украины;
Вступление 3
2. Причины возникновения государственных заимствований 9
3. Обслуживание государственного долга 15
4. Методы управления 24
Выводы 34
Список использованной литературы 37
В США сберегательные облигации - это именные ценные бумаги, не подлежащие свободному обращению на рынке и реализующиеся Казначейством непосредственно инвесторам. Собственники сберегательных облигаций могут удерживать их до срока погашения или воспользоваться правом досрочного погашения, а продажа другим инвесторам невозможна. Право на приобретение таких облигаций имеют лишь граждане и резиденты США.
В Российской Федерации государственные сберегательные облигации являются нерыночными ценными бумагами, предназначенными для институциональных инвесторов, созданными по аналогии с инструментами, которые выпускаются в ряде развитых стран. Отличительным признаком российских государственных сберегательных облигаций, по сравнению с другими государственными ценными бумагами, является фиксированная процентная ставка доходности. Таким образом, в Украине для активизации рыночного спроса на гривневые облигации Правительства целесообразно ввести в практику государственных заимствований ОВГЗ с доходностью, индексированной на уровень инфляции, и сберегательные облигации, часть из которых будет представлена индексированными инструментами.
Выплаты процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.
Система обслуживания государственного долга представляет собой мощный инструмент перераспределения доходов производственного сектора в пользу финансового сектора. Данный вывод относится как к добровольной, так и к принудительной формам заимствования. В первом случае используется опосредованный способ перераспределения через аномальный уровень доходности инструментов. Во втором — практикуется непосредственный способ перераспределения через неэквивалентные, монопольно низкие цены покупки инструментов государственного долга финансовыми посредниками у первичных владельцев, представляющих главным образом производственный сектор. Очевидным результатом такого перераспределения является относительное сокращение доходов у производственного сектора и рост доходов у финансового сектора. При этом часть сверхдоходов используется финансовым сектором откровенно непроизводительно. Часть сверхдоходов используется «производительно», т.е. вкладывается в развитие экономики, однако в те ее отрасли, которые не способны обеспечить формирование фундамента для сбалансированной и высокоорганизованной экономики (импорт потребительских товаров, экспорт сырья). Лишь несущественная часть таких доходов расходуется в целях действительного развития экономики через участие в капитале предприятий и предоставление средств на модернизацию технологии.
Экономическим итогом функционирования
рыночной системы государственного
долга выступает общее
Расходы по обслуживанию государственного долга РФ приведены в табл.
Таблица Расходы по обслуживанию государственного долга РФ
Годы |
Все расходы Федерального бюджета (млрд. руб.) |
В том числе на обслуживание государственного долга | |
млрд. руб. |
Удельный вес во всех расходах (%) | ||
1996 |
356,2 |
44,6 |
12,5 |
1997 |
436,6 |
44,4 |
10,2 |
1998 |
472,2 |
148,7 |
31,5 |
1999 |
667,6 |
162,9 |
24,4 |
2000 |
855,1 |
220,1 |
25,7 |
2001 |
1193,5 |
239,8 |
20,1 |
2002 |
1947,3 |
285,0 |
14,6 |
2003 |
2345,6 |
277,7 |
11,8 |
2004 |
2659,4 |
287,6 |
10,8 |
2005 |
3047,9 |
205,5 |
6,7 |
2006 |
4270,1 |
198,5 |
4,6 |
2007 |
5463,5 |
143,0 |
2,6 |
2008 |
6729,8 |
153,4 |
2,3 |
2009 |
9 845,4 |
202,8 |
2,0 |
2010[6] |
9 887,0 |
280,3 |
2,8 |
Источник: составлено автором.
Основные принципы обслуживания и погашения долга определяют требования к структуре долгового портфеля, процедурам управления[7].
Принцип 1. Долгосрочные заемные средства составляют основу портфеля заимствований.
Инвестиционные проекты по развитию инфраструктуры могут иметь достаточно длительные сроки окупаемости или вообще не достигать порога рентабельности. Такие проекты должны финансироваться за счет долгосрочных заимствований. Наращивание краткосрочных долговых обязательств создает угрозу для финансовой стабильности бюджетной системы.
Принцип 2. Структура долгового портфеля обеспечивает равномерный график совокупных ежегодных выплат по обслуживанию и погашению долговых обязательств.
Наличие «пиков» выплат по долговым обязательствам негативно сказывается на текущей ликвидности и требует заблаговременного создания крупных резервов, что, в свою очередь, снижает эффективность использования финансовых ресурсов. Равномерный график погашения и обслуживания долговых обязательств позволяет повысить финансовую стабильность и эффективность использования финансовых ресурсов при неизменном уровне долговой нагрузки.
Принцип 3. Портфель заимствований субъектов Российской Федерации максимально диверсифицирован по видам обязательств и кредиторам.
При существенной роли заемных средств органы власти субъекта Российской Федерации в своей финансовой деятельности стремятся к максимальной диверсификации структуры портфеля заимствований с целью снижения зависимости от одного кредитора или одного долгового инструмента. Доступ к различным рынкам заимствований позволяет повышать финансовую гибкость и подбирать оптимальные условия для новых заимствований в зависимости от текущей конъюнктуры.
Принцип 4. Приоритетное обслуживание одних долговых обязательств по отношению к другим осуществляется только в случае, если это оговорено в условиях заимствований.
Приоритетное положение одних кредиторов по отношению к другим может быть установлено соответствующими документами при выпуске долговых обязательств. Информация о наличии приоритетных обязательств доступна для всех кредиторов. Дискриминация тех или иных держателей равных по приоритету долговых обязательств не допускается.
Принцип 5. Составляется план (прогноз) обслуживания и погашения долга.
План (прогноз) обслуживания погашения долга отражает текущую структуру долга, потребность в заимствованиях, предполагаемые параметры новых заимствований, динамику процентных ставок и курсов валют и долговые параметры среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации.
Принцип 6. Просроченная кредиторская задолженность подлежит погашению в рамках бюджета текущего года или реструктуризации в долговые обязательства.
Просроченная кредиторская задолженность, не являясь частью государственного долга, по своей природе очень к нему близка — наращивание кредиторской задолженности может использоваться в качестве альтернативы привлечению заемных средств. Необходимо, чтобы просроченная кредиторская задолженность по результатам сверки с дебиторами была признана регионом или муниципальным образованием. После этого она может быть погашена в рамках бюджета текущего года или реструктуризирована. Под реструктуризацией понимается основанное на соглашении прекращение обязательств с заменой их долговыми обязательствами, например кредитными соглашениями.
В начале 21 века актуализировались проблемы эффективного управления государственным долгом, его координации с фискальной и монетарной политиками с целью решения насущных проблем национального хозяйственного развития. Важность теоретического и практического решения этих проблем усиливается в условиях современного глобального финансово-экономического кризиса.
Исследования по вопросам управления государственным долгом совершаются в разрезе фискальной и монетарной политик. Так, например, Р. Барро очертил роль управления государственным долгом в контексте налоговой политики, Д. Кальво и П. Джуидотти исследовали управление государственным долгом с точки зрения обеспечения длительности и стойкости монетарной политики. Разные стороны анализа данного вопроса раскрыты в работах украинских ученых, в частности: М. Я. Азарова, В. Д. Базилевича, О. И. Баластрик [11, c.25-26].
Управление государственным долгом – это совокупность действий правительства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке заемного капитала, выпуском новых займов и разработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, определение курса облигаций на денежном рынке, проведение мероприятий относительно определения процентных ставок по государственном кредиту.
Управление государственным долгом – одно из приоритетных заданий финансовой политики государства, важное условие его финансовой стабильности [3, c. 235].
В управлении государственным долгом выделяют следующие принципы:
Методами управления государственным долгом являются конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование ссуды.
1. Конверсия государственного
долга - изменение прибыльности
ссуды. При этом государство
уменьшает размер процентов,
2. Консолидация государственного долга - увеличение сроков действия выпущенных ссуд. Может проводиться одновременно с конверсией. Избежать негативных последствий заимствования и несостоятельности государства можно, применяя метод конверсии, который заключается в изменении доходности ссуды, как правило, в сторону уменьшения в условиях нестабильности финансовых рынков. Однако самое частое понятие конверсии связывается с трансформацией долговых обязательств одного вида в долговые обязательства другого вида (конверсия способствует трансформации внешнего долга во внутренней и наоборот) или в активы другой экономической природы - облигации, менее выгодные с точки зрения управления долгом, которые можно ликвидировать путем обмена их на акции предприятий, часть имущества.
3. Унификация ссуд - объединение нескольких ссуд в одну, в этом случае облигации ранее выпущенных государственных ссуд обменивают на облигации новой ссуды. Унификация предусматривает обмен ранее выпущенных нескольких ссуд на облигации новой ссуды. В отдельных случаях обмен может осуществляться по регрессивному соотношению - когда облигации предыдущих выпусков приравниваются к одной новой облигации в разных пропорциях: 2:1, 5:1, 10:1 и тому подобное.
4. Отсрочка погашения ссуды - осуществляется в период, когда выпуск новых ссуд используется на обслуживание ранее выпущенных государственных ссуд. Отсрочка погашения ссуды происходит тогда, когда государство уже выпустило большое количество долговых обязательств и условия их эмиссии не были выгодны. В таком случае большая часть поступлений от реализации облигаций новых ссуд направляется на выплату процентов и погашение ранее предоставленных кредитов. Правительство сообщает об отсрочке погашения ссуд, которое отличается от консолидации тем, что не только продлеваются сроки погашения, но и прекращается выплата прибылей.