Государство на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования государства на рынке ценных бумаг.
Задачи: во-первых, выявить роль и значение государства на рынке ценных бумаг; определить основные задачи государства на рынке ценных бумаг; во-вторых, ознакомиться с видами государственных ценных бумаг и дать им краткую характеристику; в-третьих, провести анализ деятельности государства на рынке ценных бумаг.

Содержание

1.
ВВЕДЕНИЕ
2
2.
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
5
3.
1.1 Финансовые и регулятивные задачи государства на рынке ценных бумаг
6
4.
1.2 Характеристика государственных ценных бумаг в России
10
5.
1.3 Зарубежный и российский исторический опыт функционирования государства на рынке ценных бумаг
22
6.
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК ЭМИТЕНТА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
30
7.
2.1 Порядок эмиссионного финансирования государственных расходов
30
8.
2.2 Анализ выпуска и обращения государственных ценных бумаг на современном этапе
33
9.
3 ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
45
10.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53
11.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
55

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Госудасртво на рынке ЦБ.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время государственные  ценные бумаги занимают на фондовом рынке  США центральное место. Казначейство США является самым крупным эмитентом ценных бумаг в мире; его опыт еще не в полной мере изучен Министерством Финансов РФ.

Из других стран с развитым рынком ценных бумаг ближайшим соседом  и исторически важнейшим экономическим  партнером России является Германия. Поэтому проблемы рынка ценных бумаг  этой страны представляют для нас  значительный интерес.

Рынок государственных ценных бумаг  Германии по своему объему и значению уступает только рынкам США и Японии.

Государственные ценные бумаги Германии выпускаются для:

- финансирования текущего бюджетного  дефицита;

- погашения ранее размещенных  займов;

- обеспечения кассового  исполнения государственного бюджета;

- финансирования целевых  программ местных органов власти;

- поддержки государственно - значимых объектов.

В качестве эмитентов государственных  ценных бумаг выступают федеральное  правительство, его специальные службы (железные дороги и почта), муниципальных - правительства земель и местные органы власти (общины и коммуны). Все эти органы власти имеют право выпускать займы от своего имени и реализовывать их на открытом рынке.

Основным заемщиком на рынке государственных ценных бумаг Германии выступает федеральное правительство. Оно выпускает 2 вида государственных облигаций: долгосрочные (Bundesanleihen - Bund) и среднесрочные (Bundesobligationen - Bobls). К прочим финансовым инструментам правительства можно отнести казначейские ноты (Bundesshatzanweisungen) и казначейские векселя (Kassenobligationen / Unverzinsliche Schatzanweisungen).

Из опыта стран с  переходной экономикой представляет интерес  практика организации внешних заимствований  в Китае, в особенности при использовании их для инвестиционных целей. Здесь внешние займы традиционно проводились десятью уполномоченными заёмщиками, часть которых принадлежит центральному и местным правительствам. Используя своё имя и репутацию, уполномоченные заёмщики привлекают на выгодных условиях инвалютные заёмные ресурсы, которые затем передаются в кредит для отдельных корпораций и проектов. В основном внешние заимствования осуществлялись государственными учреждениями, такими как Банк Китая и Китайская международная трастовая и промышленная корпорация с рейтингами на уровне суверена. Они могут также производить заимствования из валютного резерва страны. Государственная администрация по валютному контролю, координируя и контролируя внесение заимствования, определяет для разных групп заёмщиков уровни доходности выпускаемых облигаций с учётом необходимости обеспечения их нормального первичного размещения и последующего обращения на вторичном рынке. В будущем основным заёмщиком, как полагают, станет министерство финансов, которое уже смогло, например, успешно разместить в США сверхдолгосрочные облигации на 100 млн. долл. с погашением через 100 лет. Внешние заимствования для инвестиционных целей осуществляют также три специализированных государственных банка - Государственный банк развития, Экспортно-импортный банк и Банк сельскохозяйственного развития. Основанный в 1994 году Государственный банк развития финансирует инфраструктуру и ключевые проекты, которые обычно направляются ему правительством, однако, он вправе и отклонить их. Хотя банк не производит заимствования под прямые гарантии правительства, его международный кредитный рейтинг установлен на уровне суверена. По закону банк не может быть объявлен банкротом и имеет неограниченную безотзывную кредитную линию у центрального банка. Считается, что иностранные инвесторы готовы приобретать долгосрочные облигации банка на весьма выгодных для него условиях, без учёта кредитного рейтинга страны.

Из рассмотренного выше видно, что  в странах с развитой рыночной экономикой государственные ценные бумаги являются важным фондовым инструментом. Их выпуск растет не только в США и Германии, но и в других странах; расширяется и воздействие оказываемое ими на развитие экономики в целом. Они становятся не только средством для покрытия дефицита государственного бюджета, но и орудием антикризисной (циклической) политики и используются для расширения межгосударственных экономических отношений. Механизм выпуска государственных ценных бумаг постоянно совершенствуется, а их рынок приобретает все большее значение для инвестиционных процессов (т.е. для экономического роста). Для России международный опыт эмиссии и использования государственных ценных бумаг имеет первостепенное значение.

Рынок ценных бумаг, в том числе  государственных, в России прошел в своем развитии через три периода, в каждом из которых он играл в экономике разную роль и имел свои отличительные черты. Первый период был наиболее длительным: от петровских реформ до конца 1917г., когда этот рынок был ликвидирован. Второй период 1922-30 гг. - время его ограниченного и краткого восстановления в годы «новой экономической политики». Третий период - время подлинного возрождения российского рынка ценных бумаг - начался при переходе к рыночной экономике, т.е. в конце 80-х и, особенно, в начале 90-х годов. Экономические реформы сразу поставили вопрос о необходимости восстановления в стране рынка капитала и его финансовых инструментов. После изменения в России в 1991г. политических условий этот процесс пошел особенно быстро. Уже в 1991-92 гг. была законодательно определена возможность приватизации государственной собственности путем создания акционерных обществ, стало расти число коммерческих банков, начали создаваться фондовые биржи и другие финансовые институты рынка, были приняты исходные законодательные акты («Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» и Закон «О налоге на операции с ценными бумагами»).

В 1991г. начал формироваться рынок  государственных ценных бумаг. ЦБ РФ стал внедрять в практику рынка внебиржевые аукционы государственных облигационных займов (как форму их первичного распределения), а также ввел систему постоянной торговли и котировки облигаций Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г. В 1995-96 гг. появились такие основополагающие документы как «Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» и Законы «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг».

Рынок государственных ценных бумаг  это один из наиболее регламентированных рынков в мире, что объясняется сложностью как самого его товара, так и связанных с его производством и размещением экономических отношений. Он требует разработки особой стратегии государства, которая должна способствовать финансированию дефицита бюджета с помощью ценных бумаг, без инфляции, а также привлечению иностранных инвестиций в экономику. Неотъемлемой частью этой стратегии должна быть разработка государственной программы заимствования средств на рынке ценных бумаг. Государство в 1993-97 гг. осуществило большие заимствования на рынке ценных бумаг, которые, однако, еще далеки от размеров заимствования на развитых рынках.

В 1996г. Министерство финансов РФ имело  право привлечь для бюджетных  целей 57 трлн. руб. за счет доходов, получаемых от размещения государственных облигаций  на внутреннем рынке (остальная часть дефицита бюджета должна была быть покрыта за счет средств внешнего рынка). В целом с этой задачей удалось успешно справиться. В 1996г. была снижена цена заимствования по государственным ценным бумагам со сроком погашения 3, 6 и 7 месяцев. Их доходность была на уровне 32-35% годовых, что являлось хорошим показателем для существовавшей в этом году ситуации. Подобная доходность может считаться нормальной потому, что она была почти равна инфляции. На некоторые виды государственных ценных бумаг спрос намного опережал предложение. Так, спрос на облигации 10-й серии сберегательного займа в 2.5 раза превышал предложение, на 11-ю серию - в 3 раза. Облигация этого займа номиналом в 100 тыс. руб. продавалась за 102.250 руб., что весьма престижно.

В России на объемы государственного заимствования влияют принятые долгосрочные инвестиционные программы и размер накопленного государственного долга. Государство должно подразделять свои ценные бумаги на инструменты денежного  рынка (краткосрочные ценные бумаги) и на инструменты рынка капитала (ГДО). Они должны быть доступными для всех инвесторов (прежде всего, для коллективных). Это требует создания на основе новейших компьютерных технологий государственной Долговой книги, что позволит напрямую владеть государственными ценными бумагами любым категориям инвесторов.

Событием для российского рынка  ценных бумаг стало решение принятое 30.09.96 г. Мировой финансовой корпорацией (YFC) Мирового банка о начале ежедневного  исчисления индекса по российским акциям. Таким образом, Россия была официально включена в число развивающихся рынков ценных бумаг, а ее национальный рынок стал частью мирового инвестиционного пространства (сейчас число стран с развивающимся рынком ценных бумаг равно 28, но в ближайшее время оно должно достигнуть 44).

Российский рынок государственных  ценных бумаг все больше интегрируется  в международный. Особенно интенсивно это происходило в 1996-97 гг. Интеграция представляет собой двухсторонний процесс:

1) иностранные инвесторы приобретают  российские государственные облигации  на внутреннем рынке страны;

2) российские государственные облигации  реализуются на национальных  рынках других стран.

Право приобретать ценные бумаги российского государства нерезиденты получили с момента их выпуска. Однако в течение ряда лет оставался нерешенным вопрос о праве нерезидентов распоряжаться процентным доходом. В январе 1996г. ЦБ РФ принял важное решение: нерезиденты получили право не только приобретать ГКО (они представляют для нерезидентов наибольший интерес), но и распоряжаться получаемой прибылью. Правительство РФ с помощью либерализации рынка ГКО высказало свое намерение уже в ближайшие полгода получить от иностранных инвесторов 2-3 млрд. долл.

Вопрос о репатриации прибыли  нерезидентами - ключевой. Неограниченных прав в этом отношении им не было предоставлено. Право репатриации  обставлено существенными ограничениями:

1) средства, предназначенные для  торговли ГКО, нерезиденты должны переводить на счета российских загранбанков, сюда же будут поступать и их доходы;

2) нерезиденты могут покупать  ГКО только на аукционах и  ждать срока их погашения, перепродажа  на вторичном рынке запрещена; 

3) была введена 10% квота на участие нерезидентов в аукционах ГКО;

4) обменный курс валют устанавливается  ЦБ РФ.

Очевидно, стремление ЦБ РФ ограничить доходы нерезидентов по ГКО, сблизить их, скорее всего, с доходностью аналогичных облигаций в западных странах.

Первое размещение российских государственных облигаций (т. н. еврооблигаций) произошло в ноябре 1996г. С тех пор эмиссии еврооблигаций имели место трижды:

- 27 ноября 1996г. были выпущены  еврооблигации на сумму по  номиналу равную 1 млрд. долл. (срок  займа 5 лет, купонный доход 9,25%);

- 23 марта 1997г. были выпущены  еврооблигации на сумму по  номиналу равную 1 млрд. немецких  марок (срок займа 7 лет, купонный  доход 9%);

- 26 июня 1996г. были выпущены еврооблигации  на сумму по номиналу равную 2 млрд. долл. (срок займа 10 лет, купонный доход 10%);

Осенью 1997г. Правительство РФ объявило о намерениях в ближайшее время  осуществить еще одну эмиссию  своих еврооблигаций.

Российские государственные облигации  пользуются успехом во многих регионах мира. Так, в июле 1997г. от размещения их 3-го выпуска на счета ЦБ РФ поступило 2 млрд. долл. Более 50% было размещено в США, в Европе 23%, Азии 24%. Министерству Финансов РФ удается размещать еврооблигации на очень приемлемых условиях. Успех России на международных фондовых рынках был настолько очевиден, что журнал «Euromoney» присудил ей приз «лучшего заемщика-новичка» (the best debut borrower).

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК ЭМИТЕНТА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Государство - крупнейший экономический  агент, а рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ) - крупнейший сегмент рынка ценных бумаг. Таким образом, не менее важным видом деятельности государства на рынке ценных бумаг является выпуск государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги используются правительством для привлечения средств на финансирование государственных расходов. Как правило, государственные ценные бумаги в мировой практике более надежны, но приносят меньший процент прибыли. Государственные ценные бумаги свидетельствуют о факте займа со стороны государства у населения и юридических лиц. Они выпускаются в разных формах: казначейские обязательства, казначейские боны, казначейские векселя, облигации. Различие между ними состоит в сроках действия, условиях выплаты доходов и погашения, характером обращаемости и персонификации, держателях.

Каждая страна имеет свою сложившуюся  историю и практику рынка ГЦБ, что находит отражение в видах  и формах выпускаемых государственных  облигаций, масштабах национального  рынка облигаций и его участниках, порядке размещения облигаций и особенностях их налогообложения и т.д. Российские ГЦБ, с одной стороны, должны отвечать реалиям отечественного рынка, а с другой – отражать общие для многих стран, проверенные временем, экономические основы функционирования рынка ГЦБ вообще и его современные новации.

 

2.1 Порядок эмиссионного  финансирования государственных  расходов

Государственные заимствования осуществляются путем эмиссии государственных  и муниципальных ценных бумаг.

Процедура эмиссии эмиссионных  ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, включает следующие этапы:

  • принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
  • регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  • для документарной формы выпуска - изготовление сертификатов ценных бумаг;
  • размещение эмиссионных ценных бумаг;
  • регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

 При эмиссии ценных бумаг  регистрация проспекта эмиссии  производится при размещении  эмиссионных ценных бумаг среди  неограниченного круга владельцев  или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

 При регистрации проспекта  эмиссии ценных бумаг процедура  эмиссии дополняется следующими  этапами:

- подготовкой проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;

- регистрацией проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;

- раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;

- раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

Процедура эмиссии государственных  и муниципальных ценных бумаг, условия  их размещения и обращения регулируются федеральными законами или в порядке, ими установленном.

 Запрещается производить эмиссию  ценных бумаг, производных по  отношению к эмиссионным ценным бумагам, итоги выпуска которых не прошли регистрацию2.

В соответствии с федеральным законом "Об особенностях эмиссии и обращения  государственных и муниципальных  ценных бумаг" от 29 июля 1998 года федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации, а муниципальными признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

Информация о работе Государство на рынке ценных бумаг