Денежная реформа 1993 года в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 07:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически провести анализ необходимости и цели проведения денежных реформ, изучить виды и методы проведения реформ. Провести исторический курс денежной реформы 1993 года в Казахстане ее предпосылки, а также провести опыт ее проведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……3 1. Необходимость и цель проведения денежных реформ ………………..5
1.1 Виды денежных реформ………………………………………………….5
1.2 Методы проведения денежных реформ……………………………….9
2.История и предпосылки денежной реформы в Казахстане 1993 года…………………………………………………………………………….14
2.1 Предпосылки проведения денежной реформы в Казахстане 1993 года…………………………………………………………………………….14
2.2 Денежная реформа в Казахстане 1993 года.........................................16
3.Опыт проведения денежной реформы в Казахстане ……..…………..18
Заключение…………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

Куросвая работа.docx

— 66.22 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Денежная реформа в Казахстане 1993 года.

После распада СССР советская  валюта – рубль – была унаследована на первом этапе независимого развития всеми постсоветскими государствами, включая страны, не вошедшие в СНГ. В силу ряда причин, прежде всего  политического характера, обусловленных  стремлением новых государств к политической независимости, а также невозможностью в условиях перехода от модели социалистической директивной экономики к рыночной быстрой унификации законодательства, сохранение единой валютной (рублевой) зоны было обречено на неудачу. С распадом в декабре 1991 г. Советского Союза Казахстан с рядом других стран СНГ продолжал оставаться в "рублевой зоне". В 1992 г. выпущены в обращение купюры крупного достоинства – 200, 500, 1000 рублей. Эмитентом на них указывался уже несуществующий Госбанк СССР. В июне 1992 года выходит в обращение первая российская купюра — 5000 рублей, а позднее 10 000 и 50 000 рублей. Таким образом, в Российской Федерации и за ее пределами в обращении находились деньги трех видов: советские 1961–1991 гг., советские образцы 1992 г., выпущенные Центробанком России (50, 200, 500, 1000 руб.), и российские 1992 г. — первой половины 1993 гг. 23 июля 1993 г. Центральный банк России сообщил об изъятии советских денежных знаков образца 1961—1992 гг., а также российских купюр достоинством 5000 и 10000 рублей образца 1992 г. На обмен первоначально отводилась неделя. Сумма, подлежащая обмену, не могла превышать 35 тыс. рублей. Правда, спустя два дня, Указом президента срок обмена был продлен до 1 сентября 1993 г., а лимит обмена увеличен до 100 тыс. рублей на человека. Денежная реформа в России привела к массовому сбросу денег старого образца в страны СНГ, в том числе и в Казахстан. Еще в первой половине 1992 г. руководство республики Казахстан, понимая, что было бы опрометчиво полагаться только на российский рубль, предприняло шага к выпуску собственной валюты. Контракт на выпуск новых денег был подписан с английской фирмой "Харрисон". В 1993г. купюры достоинством 1, 3, 5, 10, 20, 50 и 100 тенге были доставлены в Казахстан. Они были снабжены 18 степенями защиты от подделок.12 ноября 1993 г. Президент Н.А. Назарбаев подписал указ "О введении национальной валюты Республики Казахстан". Этим указом с 8 часов 15 ноября была введена национальная валюта — тенге. Было объявлено, что тенге станет законным платежным средством с первого дня периода обмена, а рубль может использоваться в качестве законного платежного средства все пять дней периода обмена. При этом старались принять меры по предотвращению массового сброса рублей и скупки товаров в этот день. Было продумано и обеспечение национальной валюты из четырех источников: золотовалютные резервы Национального банка, республиканский валютный фонд, внешний стабилизационный фонд (если он будет предоставлен международными организациями) и положительное сальдо платежного баланса. Главной последующей задачей было увеличение объемов экспорта и наведение порядка с поступлением валютной выручки от экспорта. Обмен казначейских и банковских билетов Госбанка СССР и банка России образца 1961—1992 гг. на тенге был завершен к 18 часам 20 ноября. Обмен наличных рублей, а также рублевые счета, вклады и обязательства обменивались на тенге по обменному курсу 1 тенге за 500 руб. Все граждане Республики Казахстан старше 16 лет могли обменять сумму в пределах 100 тыс. руб. Обмен производился только один раз, о чем делалась отметка в паспорте. Суммы свыше 100 тыс. руб. зачислялись в тенге на специальный лицевой счет в банке без права использования на срок до 6 мес. Законность происхождения этих сверхлимитных средств рассматривалась специальной комиссией. По решению комиссии эти средства могли быть разблокированы досрочно. С 15 до 18 ноября население могло рассчитываться и тенге и рублями. Поэтому выручка юридических лиц, а также лиц, осуществляющих розничную торговлю и оказание платных услуг населению, принималась банками ежедневно: в тенге — без ограничений, в банкнотах образца 1961 — 1993 гг. достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100, 200, 500 руб. — в размере, не превышающем среднедневную выручку за июль 1993 г., скорректированную на коэффициент 1,3.В балансах предприятий рублевые активы и пассивы были пересчитаны в тенге за двое суток (15-16 ноября). В период обмена наличных денег и пересчета активов и пассивов банки не проводили операции с клиентурой. Национальный Банк Республики Казахстан установил валютный курс тенге: 1 доллар - 4,7 тенге. В последующие годы он резко вырос. Соответственно росли цены и заработная плата. Растущая инфляция вызвала потребность в более крупных денежных купюрах. Начиная с 1994 г. были выпущены купюры в 200, 500, 1000 и 2000 тенге. Разменная монета мелкого достоинства постепенно "уходила" из обращения и перечеканивалась в монеты достоинством 1, 3, 5, 10, 20 тенге, выполненные из медно-никелевого сплава в 1995 г. Кроме того, в честь ста пятидесятилетия Абая Кунанбаева было выпущено пять юбилейных серебряных монет достоинством 100 тенге. В конце 1995 г. выпущены четыре золотых монеты высокой пробы, составивших комплект "Шелковый путь". В комплект общей массой 57, 54 г. вошли золотые монеты достоинством 1, 2, 5 и 10 тыс. тенге. Стоил комплект 816 долларов. Успешное введение собственной национальной валюты в Казахстане требует дальнейшего обеспечения его внутренней и внешней устойчивости.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Опыт проведения денежной реформы в Казахстане.

Реформирование денежной системы Казахстана можно выделить два этапа: Первый этап: 1992 -конец 1993 гг. Начавшаяся либерализация цен и ненасыщенность внутреннего рынка товарами народного потребления привели к шоковому взлету цен: до 3061% в 1992 г. и 2265% в 1993 г. Вслед за неудержимым ростом цен последовала и неконтролируемая денежная эмиссия, осуществлявшаяся сразу двенадцатью центральными банками. В 1992 г. объем денежной эмиссии в форме наличных денег и прямых кредитов под отрицательный реальный процент увеличился в 17 раз. Денежное предложение концентрировалось в сфере валютных спекуляций и не попадало в производственную сферу. Вымывание капитала из этой сферы привело к сокращению платежного оборота и обесцениванию оборотных средств предприятий. Плохой менеджмент и неумение управлять активами в условиях высокой инфляции способствовали дальнейшему обострению кризиса неплатежей. В условиях высокой инфляции отсутствовала заинтересованность предприятий и правительства в сокращении кредиторской задолженности. После "скачка" неплатежей наблюдалось ускорение роста цен, обесценивавшее накопленные долги. Второй этап начался с момента введения национальной валюты -конец 1993 г. - 1995 г. и характеризуется осуществлением в стране жесткой денежно-кредитной политики, направленной на подавление инфляции путем сокращения денежного предложения. Результатом такой монетарной политики стали: ухудшение финансового состояния предприятий, снижение рентабельности, увеличение числа неплатежеспособных предприятий, сокращение масштабов производства. В 1994 г. Минфин совместно с HDK приступил к выпуску ГКО, доходность которых была огромной: в 1994 г. она составила 190,3% (ГКО-3);в 1995 г. по ГКО-3 доходность равнялась 76,3%, по ГКО-6 - 48,9%. Реальная доходность операций на рынке ГКО была намного выше рентабельности выпуска продукции в производственной сфере. К тому же сфере производства были присущи высокие риски, связанные с неопределенностью отношений собственности, сокращением спроса и дальнейшим усугублением неплатежей. Следствием этого явились мощный переток капитала из реального сектора экономики в финансовый, дальнейшая демонетизация реального сектора и платежный кризис. На конец 1994 г. кредиторская задолженность составила 148,7 млрд. тенге (в том числе просроченная - 51,99 млрд. тенге, или 35%), а на конец 1995 г. - 634,9 млрд. тенге (в том числе просроченная - 368,2 млрд. тенге, или 58%). 2 УКАЗОМ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 "О введении национальной валюты Республики Казахстан " было положено начало денежной реформы. Согласно этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 29 октября 1993 г. постановляю:

1. Ввести в обращение  на территории Республики Казахстан  с 08.00 часов (время местное) 15 ноября 1993 г. национальную валюту Республики  Казахстан - тенге.

2. Тенге обязательны к  приему на территории Республики  Казахстан во все виды платежей  всеми физическими и юридическими  лицами, независимо от форм собственности,  а также банками для зачисления  во вклады и на счета без  всяких ограничений». Следующим законодательным актом явился ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О денежной системе Республики Казахстан» от 15 декабря 1993г.Настоящий Закон устанавливает правовые основы и формы организации денежного обращения, включающей в себя официальную денежную единицу, порядок чеканки монет и эмиссии денежных знаков, организацию и регулирование денежного обращения.Развитие денежной системы РК происходило на фоне тяжелейшего экономического кризиса, отличительными чертами которого в первую очередь являются инфляция и т.н. «кризис неплатежей».Специфическая острота кризиса состоит в том, что, во-первых, он оказывает сдерживающее воздействие на покупательное развитие национальной экономики; во-вторых, тесно переплетается с бюджетным кризисом, поражая финансовую систему страны; в-третьих, вызывая социальную напряженность в обществе, представляет собой фактор социально-политической дестабилизации. Поэтому на всех уровнях управления необходимо пристальное внимание к изучению и поиску путей решения проблемы неплатежей в республике.Кризис неплатежей, начавшийся в 1996 г., проходит в условиях макроэкономической стабилизации, прекращения спада производства и роста ВВП. Этот кризис связан с острым дефицитом оборотных средств, со все возрастающим разрывом между сокращающимися доходами предприятий и увеличившимися расходами на производство, снижением ликвидности, удорожанием оборотного капитала и стремлением предприятий перенести на покупателей растущие издержки пользования вынужденным коммерческим кредитом.Если в начале 90-х гг. преобладающей была задолженность предприятий друг другу, то в настоящий момент просроченные платежи все больше связаны с задолженностью предприятий бюджету. В конце 1997 г. и в 1998 г. в связи с увеличением дисбаланса между доходами и расходами предприятий, а также ограничением использования банковского кредита из-за высоких процентных ставок неплатежи по налогам превращаются не в источник средств, направляемых на покрытие текущих расходов, а в своеобразный инвестиционный и социальный кредит, функционирующий в условиях неразвитого рынка капиталов, избыточной социальной инфраструктуры, налоговой перегрузки экономики - С 01.01.97 г. по 01.01.99 г. задолженность по платежам в бюджет выросла с 87,4 млрд. тенге до 165,7 млрд. тенге, или на 89,7%, в то время как задолженность по поставкам за товары и услуги за этот же период - на 53,9%. Быстрый рост задолженности предприятий по платежам в бюджет обусловлен не только обострением кризиса ликвидности, но и несбалансированностью отношений между предприятиями и государством в виде чрезмерной налоговой нагрузки на производителей. Негативная динамика характерна и для показателя, отражающего удельный вес просроченной кредиторской задолженности в ее общей сумме. Так, если на 1 января 1995 г. ее доля составила 35,0%, то на 1 января 1998 г. она увеличилась до 52,0%, в том числе:

в промышленности - с 27,6% до 43.5%;

в сельском хозяйстве - с 44,0% до 86,9%;

строительстве - с 45,9% до 78,2%;

на транспорте наблюдается  незначительное уменьшение - с 71,6% до 71,1%.

В 1997-1998 гг. неравновесие доходов  и расходов достигло такого уровня, что механизм платежей перестал справляться  с его балансированием. Это нашло  свое выражение в начавшемся снижении в промышленности нормы доходности (рентабельности): с 15,7% в 1996 г. до 11,3% в 1998 г.

В 1995-1998 гг. цены выросли примерно в 30 раз, а количество наличных и  безналичных денег в обращении (М2) увеличилось в 3 раза. Рост денежной массы отставал от роста ВВП. В 1995 г. отношение М2 к ВВП составляло 13%, а в 1998 г. -9,5%, в. 1997 г. - 9,6%. В странах со средним уровнем доходов, к числу которых относится Казахстан, этот показатель составляет в среднем 40%, а в странах с высоким уровнем дохода - свыше 60%.

Критерием неравновесия и  недостаточного предложения денег  служит и падение ликвидности  предприятий. Вытеснение денежных средств  из активов предприятий (их доля в  оборотных активах предприятий  в 1998 г. составила 2,5%, а на 01.10.99 г. - 3.8%) привело к сокращению их платежеспособности. Увеличение неплатежей расширяет потенциальный спрос на денежные ресурсы, необходимые для восстановления ликвидности предприятий. Проблема дополнительного денежного спроса обостряется в связи с необходимостью погашения задолженности по оплате труда и недоимкам в бюджет. Размер этой задолженности превысил объем денежных ресурсов промышленных предприятий в 1996 г. соответственно в 1,2 и 5 раз. В результате денежного дефицита в сфере обращения значительных размеров достигли различные «заменители» денег (векселя, налоговые освобождения, товарные кредиты и т.д.) и бартерные операции между предприятиями. При помощи бартера осуществляется взаимный зачет части дебиторской и кредиторской задолженности, поэтому рост неплатежей расширяет сферу бартера, натурального обмена (оплаты приобретаемых товаров встречными поставками продукции).За годы реформ произошло стремительное разрушение производственного потенциала в большинстве отраслей экономики, прекращение во многих случаях не только их расширенного воспроизводства, но и простого. Общий объем инвестиций в основной капитал за 1991-1996 гг. сократился в 10 раз, результатом этого стало резкое падение объемов производства в отдельных отраслях экономики. Следствием кризиса неплатежей стало расстройство финансовой системы.

Произошло резкое сокращение денежной массы в экономике и  увеличение неденежных форм расчетов:бартерного обмена, различных денежных суррогатов, необеспеченных векселей, всякого рода талонов и натуральных выплат заработной платы и т.п. Натурализация хозяйства под влиянием жесткой финансово-бюджетной политики сама по себе становится фактором финансового кризиса, так как сокращает объем финансовых ресурсов. Кроме того, в цепочках взаимозачетов исчезают доходы, сокращаются налоговые поступления.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В самом общем виде денежная реформа – это преобразование денежной системы, проводимое государством с целью укрепления национальной валюты, упорядочения, повышения стабилизации денежного обращения и эффективности экономики страны. Денежные реформы предусматривают не только внедрение в обращение новой денежной единицы, но и структурную перестройку действующей системы денежно-валютных и кредитных отношений. Они способствуют развитию отношений, характерных для рыночной экономики, а также повышают роль денег в развитии народного хозяйства.

В современных условиях в  развитых странах денежные реформы  заменяются антиинфляционными программами  в рамках различных планов стабилизации и проведения денежно-кредитной  политики центральными банками.

Виды денежных реформ определяются в зависимости от масштаба стабилизации денежной системы.

Радикальные денежные реформы, связанные с изменением принципов  организации денежной системы, как  правило, ориентированы на долговременную стабилизацию денежной единицы. Таким  реформам обычно предшествуют мероприятия, связанные с оздоровлением государственных  финансов, созданием условий для  укрепления экономики страны.

Частичные преобразования денежной системы устраняют на небольшой  срок отдельные отрицательные явления  в денежной сфере.

Методы осуществления денежных реформ изменялись по мере эволюции денежных систем от золотого (серебряного) стандарта  к современным неразменным кредитным  деньгам. Наиболее типичными методами стабилизации денежной системы являются нуллификация, деноминация, девальвация, ревальвация.

Целью денежной реформы является предоставление национальной валюте характера действительно  единственного законного платежного средства и существенного повышения  ее покупательной способности и  конвертируемости. Поскольку “твердость”  национальной валюты имеет два тесно  связанных между собой, впрочем, не тождественных аспекта: стабильность обменного курса национальной валюты; стабильность цен.

Основная денежная реформа, проведенная  в независимом Казахстане, - это  денежная реформа 1993 года, согласно которой  тенге является национальной валютой  Республики Казахстан и признан  законным платежным средством.

Таким образом, можно сделать вывод, что денежные реформы играют немаловажную роль в экономике страны. Они стабилизируют  денежную систему государства, но для  обеспечения ее устойчивости необходимо постоянно регулировать денежную сферу  при помощи денежно-кредитной политики

Информация о работе Денежная реформа 1993 года в Казахстане