Доходы бюджета Республики Беларусь и пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение путей увеличения доходов бюджета Республики Беларусь.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
1. классификация доходов бюджета;
2. роль налогов в формировании дохода бюджета;

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВЫ И ПРИНЦЫПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА.docx

— 162.58 Кб (Скачать файл)

− справедливость, то есть должен быть справедливый подход ко всем налогоплательщикам– достаточно жесткий для богатых, щадящий для социально слабозащищенных слоев населения.

Входящие в налоговую систему Республики Беларусь налоги классифицируются по следующим основаниям:

1. В зависимости от метода установления:

– прямые;

– косвенные.

Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество юридических и физических лиц(налог на прибыль, подоходный налог и др.).

Косвенные налоги включаются в цену товара, работ, услуг и в конечном итоге оплачиваются покупателем (НДС, акцизы, налоги от фонда заработной платы и др.).

2. В зависимости от органа, который вводит налоги, и в распоряжение которого они поступают:

– республиканские;

– местные.

3. В зависимости от субъектов уплаты:

– налоги, взимаемые с юридических лиц;

– налоги, уплачиваемые физическими лицами.

4. В зависимости от назначения:

– налоги общего назначения;

– налоги целевого назначения.

Налоги общего назначения зачисляются в бюджеты различных уровней и не привязаны к финансированию определенных расходов [17, c. 90].

Целевые налоги направлены на финансирование определенных целевых программ.

5. В зависимости от источника уплаты:

а) налоги, относимые на себестоимость продукции, работ, услуг (обязательные взносы в Фонд социальной защиты населения, экологический налог, земельный налог, отчисления в инновационные фонды);

б) налоги и сборы, уплачиваемые с выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы);

в) налоги, уплачиваемые из прибыли (налог на доходы, налог на прибыль).

6. По бюджетной классификации налоговые доходы классифицируются на текущие и капитальные.

а) текущие налоговые доходы:

– прямые налоги на доходы и прибыль (налог на прибыль, подоходный налог и др.);

– внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы и др.);

– налоги на собственность (налог на недвижимость, земельный налог и др.);

– доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций, (таможенные доходы и др.);

– прочие налоги, сборы и пошлины (целевые сборы и др.).

б) капитальные налоговые  доходы:

– налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;

– и другие [10, c. 432].  

3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

 

 

 

Значительная доля в общем объеме поступлений в бюджет приходится на неналоговые доходы. Неналоговые платежи являются альтернативным источником формирования доходов бюджета и по существу отражают место государства в системе экономических отношений, возможность его функционирования наравне с прочими юридическими лицами при реализации объектов государственной собственности, оказании услуг и др.

Неналоговые доходы и обязательные платежи классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров, а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (от физических и юридических лиц), от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома [17, c. 91].

Неналоговые платежи можно подразделить на текущие и капитальные. К текущим неналоговым доходам и обязательным платежам относят возмездные, невозвратные платежи в бюджет. Их можно объединить в четыре группы:

1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности.

2. Административные сборы  и платежи. 

3. Поступления по штрафам  и санкциям.

4. Прочие текущие неналоговые  доходы и обязательные платежи.

Доходы первой группы имеют форму любых платежей органам государственного управления в виде процентов за пользование денежными средствами соответствующих бюджетов, дивидендов по акциям, принадлежащим государству, арендной платы за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, поступлений средств от государственных организаций.

Ко второй группе относятся обязательные административные сборы и платежи в доход государства, взимаемые за выдачу документов и совершение действий, имеющих правовое значение, юридическим и физическим лицам. Они включают поступления от реализации товаров, задержанных таможенными органами, изъятых и конфискованных по делам о контрабанде и административным таможенным правонарушениям; поступления от продажи квот на импорт алкогольных, табачных изделий; сбор за выдачу паспортов и поступления от продажи домовых книг; государственная пошлина, арендная плата от предприятий государственной собственности; плата за содержание воспитанников специальных школ и школ-интернатов; плата за пользование учебниками; плата за апробирование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов и другие.

Третья группа включает платежи и иные поступления средств, взимаемые в принудительном порядке в доход государства: суммы экономического и административного штрафов за нарушения законодательства, регулирующего бюджетные отношения; за незаконный импорт товаров, контрабанду; доходы инспекций исправительных работ и другие.

К четвертой группе неналоговых доходов относятся: добровольные взносы физических и юридических лиц; поступления целевого жилищного займа, государственных целевых бюджетных и других фондов; поступления от реализации имущества и кладов; поступления сумм экономии от сокращения расходов на содержание аппарата управления и другие [6, c. 3].

Капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи включают:

– доходы от реализации произведенных активов (доходы от приватизации государственного имущества, средства от продажи нематериальных активов, средства от реализации государственных материальных резервов и ценностей и др.);

– доходы от реализации непроизведенных активов (платежи за земли и доходы от продажи земли в собственность юридических лиц, внутренних водоемов и месторождений полезных ископаемых и др.);

– капитальные трансферты, за исключением безвозмездных поступлений (добровольные перечисления денежных средств, пожертвования и подарки государству из негосударственных источников в виде зданий, сооружений, культурных ценностей, иной недвижимости, оборудования для школ, больниц и др.).

Государственная пошлина составляет в доходной части бюджета 0,4-0,6%. Она представляет собой обязательный сбор в доход государства, взимаемый специальными уполномоченными учреждениями за совершение действий и выдачу документов, имеющих правовое значение, юридическим и физическим лицам [7, c. 21].

Государственная пошлина взимается судами, нотариальными конторами, органами прокуратуры, исполкомами местных органов власти, органами ЗАГСа, Министерством внутренних дел, органами управления охотничьего хозяйства, учреждениями Национального банка Республики Беларусь и прочими уполномоченными учреждениями.

Ставки государственной пошлины устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Различают два вида пошлин: простую и пропорциональную.

Простая пошлина взимается по фиксированным размерам, пропорциональная– в процентном отношении к сумме иска. Государственная пошлина может уплачиваться в иностранной валюте по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент совершения операции [9, c. 56].

Согласно законодательству Республики Беларусь пошлина взимается:

– с исковых заявлений, заявлений и жалоб, подаваемых в  суд;

– с кассационных и надзорных жалоб на судебные постановления, а также за выдачу судами копий документов;

– за нотариальные действие, совершаемые государственными нотариальными конторами и местными исполнительными и распорядительными органами, а также за выдачу дубликатов, документов, за составление исполнительными органами проектов сделок и заявлений, изготовление копий документов и выписок из них;

– за регистрацию актов гражданского состояния и за выдачу свидетельств о регистрации;

– за выдачу документов на право выезда за границу и приглашения в Республику Беларусь лиц из других стран, выдачу въездных и выездных виз, регистрацию документов иностранных граждан и лиц без гражданства, продление срока их регистрации, выдачу и продление вида на жительство в Республике Беларусь; за прописку граждан;

– за предоставление права  на охоту;

– за выплату гражданам, проживающим в Республике Беларусь, сумм по денежным переводам, поступающим из-за границы;

– за выдачу свидетельств о праве собственности на приватизированный объект и другие.

Установлен ряд льгот для юридических и физических лиц при уплате государственной пошлины. Льготы можно подразделить на несколько групп:

1. Льготы социального  характера: 

– для инвалидов и пенсионеров за нотариальные действия неимущественного характера;

– для несовершеннолетних, инвалидов I и II групп за выдачу свидетельств о праве на наследство;

– для граждан за регистрацию рождений, смерти, усыновления и т.п.

2. Льготы государственным учреждениям, имеющим полномочия на решение вопросов, защищающих интересы государства.

3. Льготы, обеспечивающие поддержку отдельных государственных программ.

Ответственность за правильность взимания государственной пошлины, своевременное и полное перечисление ее в бюджет несут руководители учреждений, взимающих государственную пошлину [15, c. 289].

 

4 АНАЛИЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ УВЕЛИЧЕНИЯ

 

 

 

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночной экономике создание прочной доходной базы становится решающим условием осуществления преобразований.

Однако как в теории, так и в практике формирования бюджета возникает ряд проблем, решение которых требует реформирования бюджетного процесса на этапе планирования доходов бюджета. Несмотря на то, что  механизм создания доходной части бюджета  выработан, в определенные моменты  он оказывается недостаточно эффективным  и требует корректировки.

Работа по формированию доходной части бюджета осуществляется по следующим направлениям:

- планирование контингентов всех видов доходов;

 - распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;

 - определение размеров финансовой помощи, предоставляемой вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций, субвенций, субсидий);

 - формирование и распределение средств фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц и определение размеров трансфертов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов [12, c. 190].

Планирование доходов  бюджета осуществляется в несколько  этапов.

На первом этапе анализируются  показатели предварительного исполнения доходной части бюджета за текущий  год. Проводится диагностика методов  мобилизации государственных доходов.

Такой анализ является основой  для определения возможностей и  путей увеличения поступлений в  бюджет при существующей системе  взимания налогов и неналоговых  поступлений.

Принимая во внимание тот  факт, что доходная часть бюджета  Республики Беларусь, как и в странах  с развитой рыночной экономикой, формируется  в основном за счет налоговых поступлений, необходимо на этом этапе дать оценку эффективности налоговой системы  в целом. Это позволит обосновать направления и мероприятия по ее реформированию.

Следует отметить, что действующими Правилами составления и исполнения республиканского и местных бюджетов предусмотрена систематизация для  учета в проекте бюджета на планируемый бюджетный год принятых законодательных и нормативных  актов об изменении налогового законодательства. Министерство финансов Республики Беларусь разрабатывает основные направления  бюджетно-налоговой политики на соответствующий  год. Однако в большинстве случаев  они носят декларативный характер.

При анализе текущего исполнения бюджета, в результате которого проводится диагностика состава и структуры доходов, методов их мобилизации, дается оценка налоговой нагрузки и налоговой системы, является необходимым этапом планирования доходов бюджета [9, c. 58].

В практике прогнозирования  налоговых поступлений может  использоваться метод, основанный на эластичности конкретного налога относительно его  базы. Однако это требует стабильности налогового законодательства и является эффективным при неизменной системе  налогообложения. В условиях трансформационной  экономики, реформирования налогового законодательства применение данного  метода не оправдано. Поэтому чаще всего  при планировании доходов бюджета  используется метод, основанный на применении средней ставки налога (среднего процента изъятия) к налогооблагаемой базе.

Информация о работе Доходы бюджета Республики Беларусь и пути их увеличения