Доходы как финансовая основа хозяйственной деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Торговое предприятие - основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.
Становление в России рыночной системы хозяйствования усиливает роль предприятий торговли в развитии производства и сферы обращения. Наблюдается увеличение торгового сектора экономики, что соответствует объективным мировым процессам. Экономическая свобода как условие и следствие рыночных отношений предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...4
Глава 1. Экономическая сущность доходов торгового предприятия и источники их образования…………………………………………………………………………………….8
1.1. Экономическая сущность доходов торгового предприятия………………8
1.2. Классификация доходов торгового предприятия…………………………12
1.3. Торговая надбавка как источник формирования валового дохода……21
1.4. Направления использования доходов торгового предприятия………..32
1.5. Способы расчета валового дохода торгового предприятия……………35
Глава 2. Исследования доходов на примере ООО «ПАЛИВ»………………………..38
2.1. Анализ динамики и структуры валового дохода торгового
предприятия…………………………………………………………………………..38
2.2. Факторный анализ валового дохода…………………………………………53
Глава 3. Планирование доходов торгового предприятия поиск и резервов
их роста………………………………………………………………………………………..62
3.1. Анализ безубыточности хозяйственной деятельности
ООО«ПАЛИВ»……………………………………………………………………….62
3.2. Планирование доходов ООО«ПАЛИВ»……………………………………..67
3.2.1. Методы планирования доходов торгового предприятия…………67
3.2.2.Планирование валового дохода ООО «ПАЛИВ»
с использованием экономико-математического метода………………...71
3.3. Основные резервы увеличения доходов на торговом предприятии…...81
Заключение…………………………………………………………………………..119
Список литературы…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 2.81 Мб (Скачать файл)

Наиболее наглядно схема распределения финансовых результатов торгового предприятия показана на рис. 1.4.














 


 




 

 

Рис. 1.4. Распределение доходов торгового предприятия

Доходы к распределению представляют собой разность между валовыми доходами (суммой реализованных торговых надбавок и доходов от других видов деятельности) и издержками обращения, себестоимостью продукции, работ и услуг по неторговой деятельности (без расходов на оплату труда). Полученная сумма увеличивается на доходы по операциям с тарой, излишки товарно-материальных ценностей и отчисления, полученных при отпуске товаров. При расчете доходов к распределению  не учитываются  внереализационные доходы, оставляемые в распоряжении предприятий (штрафы, пени, неустойки полученные и т.п.) и внереализационные расходы и потери, возмещаемые за счет доходов (штрафы, пени, неустойки уплаченные; потери товаро-материельных ценностей сверх норм убыли; потери по таре; убытки от списания дебиторской задолженности и долгов; проценты за банковский кредит, уплаченные по повышенным ставкам, и др.).

Торговля участвует и в некоторых внеотраслевых затратах.  Такие затраты в издержки обращения не включаются и представляют собой прямой вычет из валового дохода.

Часть валового дохода может пойти на покрытие непланируемых расходов (штрафов, пеней, неустоек), если они не перекрываются непланируемыми доходами.

Оставшаяся часть распределяемых доходов (остаточные доходы) направляется на формирование резервного фонда, фонда накопления, фонда социальной сферы и фонда потребления.

Часть дохода направляется на формирование резервного фонда, который предназначается для покрытия непроизводительных потерь и убытков, покрытия балансового убытка предприятия за отчетный год, а также выплат доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности для этих целей прибыли отчетного года.

Фонд накопления предназначается для финансового обеспечения производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества. За счет данного фонда осуществляются финансирование строительства новых производственных объектов, расширение и реконструкция предприятия, приобретение и модернизация оборудования, погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним, финансирование прироста собственных оборотных средств и др.

Фонд социальной сферы предназначен для финансирования капитальных вложений в развитие объектов социальной сферы: строительство жилья, культурно-просветительных учреждений, санаториев, домов отдыха, лагерей отдыха детей, школьных и дошкольных учреждений и т.д.

Фонд накопления и фонд социальной сферы могут выступать в виде единого фонда накопления.

Фонд потребления аккумулирует средства, направляемые на осуществление мероприятий по развитию социальной сферы (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению работников и иных аналогичных мероприятий, не приводящих к образованию нового имущества предприятия (выплата дивидендов, процентов по акциям и вкладам; разовое премирование работников в виде единовременного поощрения за выполнение особо важных заданий; оказание материальной помощи; надбавки к пенсиям и единовременные пособия уходящим на пенсию; предоставление льготного или бесплатного питания; оплата проезда к месту работы; оплата путевок на лечение и отдых и т.д.). Учет и реализация товаров в розничной торговле.

Особенностью розничной торговли является то, что учет товаров может осуществляться двумя вариантами:

  1. На складе товары учитываются по ценам приобретения и только при передаче товаров в магазин на реализацию на товар делается наценка.
  2. На складе товар учитывается по продажным ценам с учетом наценки.

Поступил товар на склад: 41.1 – 60, 71, 76

19 – 60, 71

  1. 41. 2 – 41.1 – товар передан в магазин.

41.2 – 42 – сумма наценки на товар.

  1. 41.1 – 42 –

 

50 – 90.1 – отражена  выручка от реализации.

90.5 – 68 – налог  с продаж.

90.3 – 68 НДС.

Ежедневно составляются товарные отчеты и бухгалтер списывает стоимость реализованного товара: 90.2 – 42 –


90.9 – 99 – выявлен  финансовый результат (прибыль).

Расходы на продажу учитывают на счете 44 и ежемесячно списывают на счет 90 “Продажи” записью: 90.2 – 44.

 

 

 

 

Расчет реализованной наценки, относящейся к проданным товарам.

Сальдо по К сч.42 на начало месяца

Счет 42

Продано товаров за период

Остаток товаров на конец месяца

Итого (5 + 6)

Средний % торговой надбавки

(4/7*100)

Торговая наценка, относящаяся к остатку товаров (6*8*100)

Торговая наценка, относящаяся к проданным товарам

(5*8*100) или (4-9)

Д

К

Предварительное сальдо на конец месяца (1+3–2)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

30.000

-

200.000

230.000

700.000

1.000.000

1.700.000

13,5%

135.000

95.000


 

 

Учет торговой наценки.

Торговая наценка представляет собой разницу между продажной и покупной стоимостью товара. при учете товаров по покупным ценам наценка в бухгалтерском учете на отдельном счете не учитывается. Она выявляется в качестве валового дохода только после продажи товаров и отражения на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации.

В то же время предприятия розничной торговли ведут учет товаров по продажной стоимости с применением счета 42 “Торговая наценка”. Торговая наценка отражается на счетах бухгалтерского учета в момент оприходования товаров как разница между розничной ценой товара и стоимостью приобретения. Торговая наценка является доходом организации. Если продаваемые товары облагаются налогами: НДС, акцизы, налог с продаж, – то они включаются в состав наценки.

Для документального подтверждения размера торговой наценки организация составляет реестр розничных цен. Он служит первичным документом, на основании которого начисляется наценка. Установленной формы такого реестра нет. Поэтому его можно составить в произвольной форме.

На счете 42 учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям, осуществляющим розничную торговлю, а также возмещение дополнительных транспортных расходов. При реализации товаров суммы торговой наценки в части, приходящейся на реализованные товары, сторнируются.

Пример 1

Магазин ООО «Старт» получил от поставщика 10 кофеварок по цене 2400 руб. (в том числе НДС – 400 руб.). Общая стоимость партии составила 24 000 руб. (в том числе НДС – 4000 руб.). Товар облагается НДС по ставке 20% и налогом с продаж по ставке 5%.

Магазин учитывает товары в продажных ценах. Наценка на кофеварки (без НДС и налога с продаж) установлена в размере 40%.

Бухгалтер магазина составил реестр розничных цен со следующими показателями:

– цена одной кофеварки без учета НДС – 2000 руб. (2400 руб. – 400 руб.);

– торговая наценка на одну кофеварку – 800 руб. (2000 руб. x 40%);

– продажная цена кофеварки – 2800 руб. (2000 руб. + 800 руб.);

– НДС с продажной цены кофеварки – 560 руб. (2800 руб. x 20%);

– налог с продаж – 168 руб. ((2800 руб. + 560 руб.) x 5%).

В результате продажная цена одной кофеварки составила:

(2000 руб. + 800 руб. + 560 руб. + 168 руб.) = 3528 руб.

Сумма начисленной торговой наценки равна:

3528 руб. – 2000 руб. = 1528 руб.

В бухгалтерском учете были сделаны проводки:

41 – 60 – 20 000 руб. (24 000 – 4000) – приняты к учету кофеварки;

19 – 60 – 4000 руб. –  учтен НДС по кофеваркам;

60 – 51 – 24 000 руб. – перечислена оплата за кофеварки  поставщику;

68 субсчет «Расчеты  по НДС» - 19 – 4000 руб. – принят  к вычету НДС по оприходованным  и оплаченным кофеваркам;

41 – 42 – 15 280 руб. (1528 руб. x 10 штук) – начислена торговая  наценка по принятым к учету  кофеваркам.

 

При расчете реализованной наценки организациями розничной торговли следует исходить из суммы наценки (скидки) на остаток непроданных товаров. Применение предприятиями розничной торговли наценки предполагает, что стоимость товаров, отражаемая на счетах бухгалтерского учета соответствует их рыночным ценам.

Переоценка товаров может производиться как в сторону повышения – дооценка, так и в сторону понижения – уценка. Переоценка товаров может производиться в следующих случаях:

  1. По решению руководителя.
  2. Вследствие изменения конъюнктуры рынка, инфляции, потери первоначального качества товара и т.д.
  3. В законодательном порядке (вследствие изменения порядка налогообложения).

Операции по переоценке продажной стоимости товара:

41 – 42 – при дооценке.

41 – 42 -       - при уценке.


Запись по сторнированию торговой наценки, приходящейся на товары, переданные для коммерческих целей: 44 – 42 –


Сторнирование суммы торговой наценки, приходящейся на сумму недостач и потерь от порчи товаров, а также недостач в результате хищений: 94 – 42 -


Сторнирование наценки, приходящейся на потери товаров в результате чрезвычайных обстоятельств (пожаров, стихийных бедствий): 99 – 42 -


Списание наценки при продаже товаров

Сумму торговой наценки после продажи товаров нужно списать. Согласно Инструкции по применению Плана счетов, при реализации товаров, учитываемых по продажным ценам, делаются проводки:

50 – 90.1 – отражена выручка от продажи товаров;

90.2 – 41 – списана  стоимость реализованных товаров.

Поскольку товары на счете 41 учитываются по продажным ценам, то получается, что эти обороты равны. Поэтому одновременно корректируется дебетовый оборот по счету 90-2 на сумму реализованной торговой наценки.

90.2 – 42 – сторнирована  реализованная торговая наценка.

В отчетном периоде организация может продавать товары с разной торговой наценкой. Поэтому организация должна определить сумму реализованной наценки расчетным путем. Как правило, она рассчитывается по среднему проценту. Порядок такого расчета приведен в Методических рекомендациях по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.

Согласно указанному документу средний процент торговой наценки рассчитывается следующим образом:

П = (ТНн + ТНп – ТНв) : (В + ОТ) x 100%,

где П – средний процент торговой наценки;

ТНн – торговая наценка на остаток товаров на начало месяца (кредитовое сальдо счета 42 «Торговая наценка» на начало месяца);

ТНп – торговая наценка на товары, поступившие за месяц (кредитовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за месяц);

ТНв – торговая наценка на товары, выбывшие за месяц, например, возвращенные поставщикам (дебетовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за месяц);

В – выручка от реализации проданных товаров;

ОТ – остаток товаров на конец месяца (сальдо счета 41 «Товары» на конец месяца).

Исходя из полученного среднего процента организация должна рассчитать реализованную торговую наценку по формуле:

ТНр = В x П : 100%,

где ТНр – реализованная торговая наценка.

Рассмотрим на примере порядок списания реализованной торговой наценки.

Пример 2

В магазине ЗАО «Орион» на начало месяца остаток товаров составил 378 000 руб. (в продажных ценах). Торговая наценка на эти товары равна 136 000 руб.

В течение месяца магазин получил от поставщиков товары на сумму 540 000 руб. (в том числе НДС – 90 000 руб.). Товары оприходованы по продажным ценам. Общая сумма начисленной торговой наценки составила 202 500 руб.

В результате продажная цена товаров, полученных за месяц, равна:

(540 000 + 90 000 + 202 500) = 652 500 руб.

За отчетный месяц магазин продал товаров на общую сумму 579 600 руб. (в том числе НДС – 92 000 руб., налог с продаж – 27 600 руб.).

Остаток товаров на конец месяца составил:

378 000 руб. + 652 500 руб. – 579 600 руб. = 450 900 руб.

Бухгалтер ЗАО «Орион» рассчитывает процент реализованной торговой наценки следующим образом:

(136 000 руб. + 202 500 руб.) : (579 600 руб. + 450 900 руб.) х 100% = 32,85%.

Сумма реализованной торговой наценки составит:

579 600 руб. х 32,85% = 190 398,6 руб.

В учете ЗАО «Орион» продажа товаров в отчетном месяце отражается следующими записями:

50 – 90.1 – 579 600 руб. – отражена выручка от продажи  товаров;

90.2 – 41 – 579 600 руб. – списана продажная стоимость товаров;

90.2 – 42 – 190 398,6 руб.–  сторнирована реализованная торговая  наценка;

90.2 - 68 субсчет  «Расчеты по налогу с продаж»  – 27 600 руб. – начислен налог с  продаж, подлежащий уплате в бюджет;

90.3 - 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 92 000 руб. – начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;

Информация о работе Доходы как финансовая основа хозяйственной деятельности торгового предприятия