Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 16:28, курсовая работа
Торговое предприятие - основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.
Становление в России рыночной системы хозяйствования усиливает роль предприятий торговли в развитии производства и сферы обращения. Наблюдается увеличение торгового сектора экономики, что соответствует объективным мировым процессам. Экономическая свобода как условие и следствие рыночных отношений предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия
Введение………………………………………………………………………………………...4
Глава 1. Экономическая сущность доходов торгового предприятия и источники их образования…………………………………………………………………………………….8
1.1. Экономическая сущность доходов торгового предприятия………………8
1.2. Классификация доходов торгового предприятия…………………………12
1.3. Торговая надбавка как источник формирования валового дохода……21
1.4. Направления использования доходов торгового предприятия………..32
1.5. Способы расчета валового дохода торгового предприятия……………35
Глава 2. Исследования доходов на примере ООО «ПАЛИВ»………………………..38
2.1. Анализ динамики и структуры валового дохода торгового
предприятия…………………………………………………………………………..38
2.2. Факторный анализ валового дохода…………………………………………53
Глава 3. Планирование доходов торгового предприятия поиск и резервов
их роста………………………………………………………………………………………..62
3.1. Анализ безубыточности хозяйственной деятельности
ООО«ПАЛИВ»……………………………………………………………………….62
3.2. Планирование доходов ООО«ПАЛИВ»……………………………………..67
3.2.1. Методы планирования доходов торгового предприятия…………67
3.2.2.Планирование валового дохода ООО «ПАЛИВ»
с использованием экономико-математического метода………………...71
3.3. Основные резервы увеличения доходов на торговом предприятии…...81
Заключение…………………………………………………………………………..119
Список литературы…………………………………………………………………
Как видно из представленных таблиц в структуре товарооборота Владыкино увеличилась доля вино-водочных изделий и слабоалкогольных напитков (товарных групп с наиболее высокой торговой надбавкой), что отчасти компенсировало отрицательное влияние резкого снижения доли сопутствующих товаров. На Войковской же произошло не столь значительное увеличение вино-водочных и слабоалкогольных напитков, поэтому отрицательное влияние резкого снижения доли сопутствующих товаров (товарной группы с достаточно высокой торговой надбавкой) не компенсировалось полностью.
В конечном счете изменение структуры товарооборота привело к повышению среднего уровня валового дохода на 0,5 % (50,04 : 100) или на 1503828,92 руб. (3 007 657,84 * 0,5) на Владыкино и к понижению среднего уровня валового дохода на 0,00684 % или на 19 552,71 руб. на Войковской.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что в обоих магазинах валовые доходы увеличились в сумме, но уменьшились по уровню в % к товарообороту, что привело к потерям в объеме валового дохода. Увеличение валовых доходов связано в первую очередь с ростом товарооборота, в том числе за счет роста розничных цен на товары.
Необходимо отметить, что характер развития магазинов различен – Владыкино развивалось скачкообразно, а Войковская более стабильно.
Проведенный анализ является основой для принятия дальнейших управленческих решений по валовому доходу и поиска резервов его роста. Необходимо учесть различный характер влияния факторов на динамику валового дохода и в дальнейшем снижать отрицательное воздействие отдельных факторов.
ГЛАВА 3. Планирование доходов и резервы их роста
АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «ПАЛИВ»
Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка (товарооборот), которая необходима для того, чтобы покрыть расходы торгового предприятия. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Такой объем товарооборота принято называть критическим. при этом критическими могут считаться как объем товарооборота, так и сумма торговых наценок (валовой доход). Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности предприятия.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие несет определенные расходы, которые в практике экономического анализа принято подразделять на:
Однако темп изменения совокупных затрат в связи с включением в них не только переменных, но и постоянных расходов будет отклоняться от темпа изменения объема товарооборота. В результате объем товарооборота в своей критической точке позволяет покрыть не только постоянные, но и переменные затраты. При этом минимально необходимый объем товарооборота позволяет обеспечить предприятию только безубыточную работу.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции - это зона безопасности (зона прибыли}, и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж, и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий.
Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли представляют собой валовой доход.
Таким образом, имеем:
ТОр.ц. = ТОп.ц. + ТН
где ТОр.ц. — объем товарооборота по розничным ценам, руб.;
ТОп.ц. — объем товарооборота по покупным ценам, руб.;
ТН — сумма торговых надбавок, руб.
В свою очередь:
ТН = ИО + П,
где П - сумма прибыли, руб.;
ИО - сумма издержек обращения, руб.
ИО = ИОпер + ИОпост
где ИОпер - сумма переменных издержек обращения, руб.;
ИОпост – сумма постоянных издержек обращения, руб.
Тогда:
ТОр.ц. = ТОп.ц.+ ИОпер + ИОпост +П.
Но поскольку минимально необходимый объем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид:
ТОкрр.ц. = ТОп.ц.+ ИОпер + ИОпост,
где ТОкрр.ц. - критический объем товарооборота по розничным ценам, руб.
Товарооборот по покупным ценам представляет собой объем закупленных товаров в стоимостном выражении или затраты торгового предприятия на покупку товаров. Величина этих затрат носит переменный характер, поэтому объем критического товарооборота можно представить следующим образом:
ТОкрр.ц. = 3пер + ИОпост,
где 3пер – переменные затраты.
Разделив полученное равенство на объем критического товарооборота, получаем:
ТОкрр.ц. / ТОкрр.ц. = 3пер/ ТОкрр.ц. + ИОпост/ ТОкрр.ц.
Обозначив: 3пер/ ТОкрр.ц = Д - доля переменных затрат в розничном товарообороте, принимаемом за 1, получаем:
1 = Д + ИОпост/ ТОкрр.ц.,
отсюда:
ТОкрр.ц. = ИОпост/(1 - Д).
Абрютина М.С. предлагает следующую формулу для определения критического объема товарооборота [8. с.395]:
ТОкрр.ц. = ИОпост/(УВД – УИОпер),
где ИОпост – постоянные издержки обращения;
УВД – доля валового дохода (суммарной торговой наценки) в выручке от реализации;
УИОпер – доля переменных издержек в выручке, при этом под долей переменных издержек подразумеваются только переменные издержки на подработку, хранение и т.д., без покупной стоимости товаров.
Графически определение точки безубыточности можно представить в следующем виде:
область
РТ, ИО
Иосов.
точка
безубыточности
РТ = ИОсов
ИОпост
область
убытка
ПН
ПНмт
Рис. 3.1. График зависимости финансовых результатов от объема продаж и уровня затрат.
ПН – продажи в натуральном выражении;
РТ – реализация товара;
ИО - издержки в денежном выражении;
ИОсов – совокупные издержки;
ИОпер – переменные издержки;
ИОпост – постоянные издержки;
Информация, необходимая для определения точки безубыточности
ООО «ПАЛИВ», представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Исходные данные для определения точки безубыточности
ООО «ПАЛИВ» в 2004 году
Показатели |
Значение |
Розничный товарооборот, руб. |
24 147 271,46 |
Валовой доход, руб. |
5 866 241,38 |
Доля валового дохода в РТО |
0,2429 |
Издержки обращения постоянные, руб. |
675 319,00 |
Издержки обращение переменные, руб. |
1 115 616,07 |
Доля издержек обращения перем. в РТО |
0,041095 |
Исходя из представленных данных можно определить критический объем товарооборота ООО «ПАЛИВ»:
ТОкрр.ц = 675 319,00/(0,2429 - 0,041095) = 3 346 393,15 руб.
Критическую величину валовых доходов можно рассчитать по формуле:
ВДкрит.=ИОпост*100/Кп,
где Кп - коэффициент покрытия, характеризующий соотношение между величиной валовых доходов и переменными издержками:
Кп=(ВД-ИОпер)*100/ВД
Тогда, исходя из данных по ООО «ПАЛИВ»получаем:
Кп = (5 866 241,38 – 1 115 616,07)*100/5 866 241,38 = 80,98244%:
ВДкрит = 675 319*100/80,98244 = 833 907,96 руб.
Таким образом, при настоящем объеме издержек обращения исследуемое торговое предприятие должно иметь товарооборот не менее 3 346 393,15 руб. При этом прибыль предприятия будет равна нулю. При этом валовой доход составит 833907,96 руб., и весь он будет расходоваться на покрытие издержек обращения. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что запас финансовой прочности предприятия составляет 20 800 878,31 руб. (что составляет 86,14 %) по товарообороту и соответственно 5 032 333,42 руб. (85,78 %) по валовому доходу.
3.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ООО «ПАЛИВ»
3.2.1. Методы планирования доходов торгового предприятия
Планирование валового дохода является важной стадией экономического обоснования финансового плана. В современных условиях торговое предприятие самостоятельно разрабатывает план валового дохода на квартал (год) с помесячной (поквартальной) разбивкой в сумме и по уровню.
Исходными предпосылками для разработки прогноза валового дохода служат план продажи товаров в ассортиментном разрезе, целевая стратегия (увеличение доли рынка, максимизация прибыли и др.), возможности предприятия (материально-техническая база, товарное обеспечение), потребности в прибыли для развития торгового предприятия, план поступления товаров в разрезе источников, законодательная база по вопросам ценообразования и др.
Для прогнозирования валового дохода используются следующие методы:
технико-экономических расчетов (метод прямого счета);
расчетно-аналитический;
экономико-статистические;
экономико-математические;
оптимизационные модели;
на основе прогнозируемой величины прибыли.
Метод технико-экономических расчетов можно использовать в трех вариантах. По первому расчет валового дохода на планируемый период базируется на прогнозируемой структуре товарооборота и действующих нормах торговых надбавок, в том числе регулируемых государством по социально значимым и свободным (на уровне сложившихся в ближайшем прошедшем сравнимом периоде).
По второму варианту прогнозируемая величина валового дохода определяется путем прямого расчета доходности каждого источника поступления товаров, каждого заключенного договора поставки с учетом звенности товародвижения, влияния основных факторов. Общий объем валового дохода рассчитывается как сумма валового дохода, который может быть получен торговым предприятием от реализации товаров по всем заключенным договорам, всем возможным источникам поступления товаров и от действия каждого фактора в отдельности.
Валовой доход по этому методу рассчитывается и путем умножения объема розничного товарооборота на средний уровень валового дохода, достигнутый в прошлом периоде, если такой удовлетворяет целям предприятия, или определенный с помощью расчетно-аналитического, экономико-статистического, экономико-математического методов или по формуле:
ТН = ИО+Н+П
Метод технико-экономических расчетов позволяет дать полное экономическое обоснование валового дохода и рассчитать различные варианты плана, но его применение на практике ограничено ввиду отсутствия к моменту планирования необходимой исходной информации, долгосрочных контактов с поставщиками, неустойчивости хозяйственных связей, налогового законодательства, нереальности прогнозов товарного обеспечения, кризисного состояния экономики.
Наиболее прост в использовании расчетно-аналитический метод прогнозирования валового дохода. Его сущность состоит в том, что на основе отчетных данных за истекший период текущего года и изучения динамики уровня валового дохода за два предшествующих года определяется ожидаемый уровень валового дохода за текущий год. Этот ожидаемый уровень валового дохода принимают за базовую величину для прогнозирования суммы валового дохода.
Расчетно-аналитический метод на практике применяется часто, но и он не лишен недостатков, поскольку не учитывает предполагаемые изменения в структуре товарооборота и др. Поэтому рекомендуется полученный результат скорректировать на возможные изменения товарной структуры оборота, звенности товародвижения и другие показатели, характеризующие изменения в хозяйственных связях, и т. д.
Среди экономико-статистических методов наиболее широко в целях прогнозирования используется метод скользящей средней. Суть метода заключается в выравнивании по методу скользящей средней динамического ряда (4—5 лет) уровня валового дохода и распространения выявленной тенденции в развитии валового дохода на перспективу.
Расчет валового дохода при помощи экономико-математических методов предполагает решение многофакторной модели с использованием ЭВМ. Чаще всего в этих целях применяется трендовое уравнение множественной регрессии вида:
Информация о работе Доходы как финансовая основа хозяйственной деятельности торгового предприятия