Инфляция: сущность, социально-экономические последствия, методы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в том, что малое предпринимательство имеет большое значение в ускорении формирования рыночных отношений, играет важную стабилизирующую роль как в экономической, так и в социальной сфере, что особенно актуально для нашей страны и в процессе становления рыночной экономики.
Динамичное развитие малых и средних предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, перетоку высвобождаемой рабочей силы из трансформируемых предприятий и секторов в сектор малых и средних предприятий, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы страны, созданию новых рабочих мест и повышению социально-экономической стабильности в обществе.

Содержание

Введение..........................................................................................................С.
Глава 1. Сущность и причины инфляции.....................................................С.

1.1.Инфляция как социально–экономическая категория…………………С.
1.2. Формы проявления инфляции......................................………………...С.
1.3. Причины инфляции..............……………………………………………С.
Глава 2. Последствия инфляции и методы борьбы с ней.…………………С.
2.1. Социально–экономические последствия инфляции.............................С.
2.2. Антиифляционная политика государства………………………………С.
Заключение........................................................................................................С.
Список использованной литературы ………………………………………..С.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 136.77 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Челябинский государственный университет

 

Кафедра экономической теории и регионального развития

Курсовая работа

на тему:

Инфляция: сущность, социально-экономические   последствия, методы регулирования

                               

                                                

                                                                                    

 

                                                                                        Работу выполнил(а)

                                                                студент(ка): Ф.И.О.

                                                                                               группа

 

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                       звание, должность,

                                                                                        Ф.И.О. (к.э.н., доцент Макарова Л.И.)

 

 

Челябинск 2013

Содержание

 

Введение..........................................................................................................С.

Глава 1. Сущность и причины инфляции.....................................................С.

 

1.1.Инфляция как социально–экономическая  категория…………………С.

1.2. Формы проявления инфляции......................................………………...С.

1.3. Причины инфляции..............……………………………………………С.

Глава 2. Последствия инфляции и методы борьбы с ней.…………………С.

2.1. Социально–экономические  последствия  инфляции.............................С.

2.2. Антиифляционная политика государства………………………………С.

Заключение........................................................................................................С.

Список использованной литературы ………………………………………..С.

Приложения …………………………………………………………………..С.  

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Содержание

 

 Введение

 

1  Малый   бизнес  в современной  рыночной   экономике 

 

1.1 Сущность, понятие, функции малого  бизнеса   в  экономике  государства  4

 

1.2 Роль  малого   бизнеса   в  экономике

 

1.3 Перспективы развития малого  бизнеса 

 

2 Анализ проблем  и  перспектив  развития  малого   бизнеса  в современной России  и  за  рубежом

 

2.1 Основные тенденции, проблемы  и  перспективы  развития малого  предпринимательства  в России

 

2.2 Исследование развития и  оптимизации  малого  предпринимательства  в России в условиях мирового  кризиса

 

2.3 Зарубежный опыт развития  малого  бизнеса 

 

 Заключение

 

 Список используемой литературы

 

 Приложение 1

 

 Приложение 2

 

 Приложение 3

 

 Приложение 4                                                                                    

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной работы заключается в том, что малое предпринимательство имеет большое значение в ускорении формирования рыночных отношений, играет важную стабилизирующую  роль  как в экономической, так  и  в социальной сфере, что особенно актуально для нашей страны  и  в процессе становления  рыночной  экономики.

Динамичное развитие малых  и  средних предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, перетоку высвобождаемой рабочей силы из трансформируемых предприятий  и  секторов в сектор малых  и  средних предприятий, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы страны, созданию новых рабочих мест  и  повышению социально-экономической стабильности в обществе.

Основной положительный момент малого предпринимательства - высокая мотивация собственника к труду, к развитию предприятия, к повышению  его  конкурентоспособности, ведь тот, кто не имеет интереса к собственности, не имеет интереса  и  к эффективному труду.

Субъекты малого бизнеса просто обязаны работать эффективно, так как постоянно несут всю полноту всех видов экономической  и  социальной ответственности за конечные результаты хозяйствования,  и  вынуждены выживать в жесткой конкурентной борьбе. Для обеспечения эффективной работы  малый   бизнес  в свою очередь нуждается в свободе выбора  и  свободе принятия решений, в гарантиях заключенных контрактов  и  договоров, в абсолютной безопасности частной собственности, которые может обеспечить только государственная политика в области законодательства  и  налогообложения малого предпринимательства  и  частного бизнеса.

Во всех странах государство способствует росту сектора малых  и  средних предприятий, проводя особую экономическую политику, направленную на  его  поддержку  и  развитие. Инструменты такой политики могут быть самые разные от фискальных до информационных. Кроме того, на улучшение  бизнес  климата страны, как правило, направлены усилия различных  бизнес  ассоциаций  и  союзов предпринимателей, аналитических центров, международных организаций.

Целью данной курсовой работы является изучение состояния  и  тенденций развития малого бизнеса в России. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- дать определение понятию  « малый   бизнес »  и   его  отличиям преимуществам по  сравнению с крупным бизнесом;

- изучить  роль   и  место малого бизнеса в  экономике ;

- рассмотреть тенденции  развития малого бизнеса  в   рыночной   экономике ;

- проанализировать состояние  и  перспективы развития малого  бизнеса в России.

При написании работы широко использовалась как отечественная, так  и  зарубежная литература, а также широкий круг отечественных периодических изданий.

 

 

1.  Малый   бизнес  в современной  рыночной   экономике 

 

1.1 Сущность, понятие, функции  малого  бизнеса   в  экономике  государства 

 

Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “ малый   бизнес ”, “ малое  предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой  бизнес ”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. [18, с 109]

 

 Малый   бизнес  –  это  бизнес , осуществляемый в  малых  формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких  и  средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие. [17, с 78-81]

 

 Малое  предпринимательство  – с одной стороны специфический  сектор  экономики , создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов  и  максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации  и  самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).

 

Так предпринимательская деятельность как  малый   бизнес  — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами  рыночной   экономики  в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. [9, с 148-152]

 

 Малым   бизнесом  в Америке по определению Министерства  торговли США считается производственное  предприятие, в котором заняты  не более 100 рабочих  и  служащих  и  оборот оптовой продажи не  превышает 200 тысяч долларов в  год. Если же это не производственное  предприятие, а торговое или какое-либо  иное, то годовой оборот не  должен превышать 50 тысяч долларов. [10, с 11]

 

 Хотя «лицо» любого  развитого государства составляют  крупные предприятия  и  корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического  и  производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с  рыночной   экономикой  являются  малые  предприятия как наиболее массовая, динамичная  и  гибкая форма деловой жизни.

 

 Сектор  малого   бизнеса  наиболее динамично осваивает  новые виды продукции  и   рыночные  «ниши», способствует приближению  производства товаров  и  услуг  к потребителю, развивается в  отраслях, непривлекательных для  крупного  бизнеса . Важными особенностями  малого  предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций  и  высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей  экономики .  Малые  предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

 

 Присущие  малому   бизнесу  гибкость  и  высокая  приспособляемость к изменчивости  рыночной  конъюнктуры способствуют  стабилизации макроэкономических  процессов в стране, достижению  оптимальной структуры  экономики .

 

 Так  малое  предпринимательство  — сектор  бизнеса , во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру  и  качество валового национального продукта государства.

 

 Анализ доступных публикаций  показывает, что в развитых  рыночных   экономиках ,  и  в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию  малого  предпринимательства, помогающие  ему  войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски  и  т.п.

 

В целом государства в странах с развитой  рыночной   экономикой  особое значение придается поддержке  малого  предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию  малого  предпринимательства, помогающие  ему  войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски  и  т. п. [6, с 7-8] Все это опосредовано особым значением  малого   бизнеса  в  экономике  государства.

 

 Малый   бизнес  играет  в  экономике  любой страны  довольно большую  роль .  Он  является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность  рыночных  отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации  и  кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной  экономики .

 

 Мелкий  бизнес  присутствует  во всех сферах  и  областях  экономики . Сегодня преимущества  малого   бизнеса  по сравнению с другими секторами  экономики  выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика  малого  предпринимательства – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические  и  социальные проблемы. Функционирование  малых  предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя  рыночные  отношения. В силу своей гибкости  и  скорости принятия решений  малым  предприятиям легче проконтролировать производственный процесс  и  быстро переналадить  его  в связи с изменениями спроса на рынке.  Им  присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники  и  технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие  малого   бизнеса  ведет к насыщению рынка товарами  и  услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов  Он  является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности  малых  предприятий местным  и  федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

 

 В настоящее время  в создании  малых  предприятий  большую заинтересованность проявляют  крупные компании. Они поручают  мелкому  бизнесу  вести отдельные  виды производства, устанавливать  тесные связи с рынком, проводить  различные научные разработки.

 

1.2 Роль  малого   бизнеса   в  экономике

 

 Говоря о  роли   малого   бизнеса , следует подчеркнуть, что  малые  предприятия – это побочная сфера  экономики .  Малый   бизнес  ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду  и  в общественное разделение труда. Причем  роль   его  в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом  малые  предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание  малых  предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают  им  вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

 

 Помимо того, что  малые  предприятия внедряют новые товары  и  обеспечивают рабочие места, они играют важную  роль  в  деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.

 

 Роль   малого   бизнеса   в   рыночной   экономике  велика. Без  него   рыночная   экономика  ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и  развитие  его  является одной из основных  проблем экономической политики  в условиях нормального функционирования  рыночного  механизма.  Малый   бизнес   в   рыночной   экономике  - ведущий сектор, определяющий  темпы экономического роста, структуру  и  качество валового национального  продукта; во всех развитых странах  на долю  малого   бизнеса  приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому  абсолютное большинство развитых  государств всемерно поощряет  деятельность  малого   бизнеса .

Информация о работе Инфляция: сущность, социально-экономические последствия, методы регулирования