Информационная безопасность в финасовых системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 08:59, дипломная работа

Краткое описание

Компьютеризация банковской деятельности позволила значительно повысить производительность труда сотрудников банка, внедрить новые финансовые продукты и технологии. Однако прогресс в технике преступлений шел не менее быстрыми темпами, чем развитие банковских технологий. В настоящее время свыше 90% всех преступлений связана с использованием автоматизированных систем обработки информации банка (АСОИБ). Следовательно, при создании и модернизации АСОИБ банкам необходимо уделять пристальное внимание обеспечению ее безопасности. Именно этой проблеме посвящена большая часть дипломной работы.

Содержание

Введение …………………………………………………………..
Глава 1 Теоретические аспекты информационной безопасности экономических систем………………………………………..
1.1. Экономическая информация как товар и объект безопасности………………………………………………………
1.2. Информационные угрозы ……………………………………
1.3. Вредоносные программы …………………………………….
Глава 2 Анализ состояния банковских автоматизированных систем с точки зрения безопасности ………………………………..
2.1. Подходы, принципы, методы и средства обеспечения безопасности …………………………………………………..
2.2. Анализ состояния банковских автоматизированных систем с точки зрения безопасности …………………………………
2.3. Организационно-техническое обеспечение компьютерной безопасности ………………………………………………….
Глава 3 Безопасность автоматизированных систем обработки информации в финансовых системах ……………………….
3.1. Защита от компьютерных вирусов …………………………..
3.2. Электронная цифровая подпись и особенности ее применения ……………………………………………………
3.3. Защита информации в Интернете ……………………………
Заключение ……………………………………………………
Список используемой литературы …………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Рустамова.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение …………………………………………………………..

3

Глава 1

Теоретические аспекты информационной безопасности экономических систем………………………………………..

 

6

1.1.

Экономическая информация как товар и объект безопасности………………………………………………………

 

6

1.2.

Информационные угрозы ……………………………………

13

1.3.

Вредоносные программы …………………………………….

28

Глава 2

Анализ состояния банковских автоматизированных систем с точки зрения безопасности  ………………………………..

 

34

2.1.

Подходы, принципы, методы и средства обеспечения безопасности …………………………………………………..

 

34

2.2.

Анализ состояния банковских автоматизированных систем с точки зрения безопасности …………………………………

 

40

2.3.

Организационно-техническое обеспечение компьютерной безопасности ………………………………………………….

 

50

Глава 3

Безопасность автоматизированных систем обработки информации в финансовых системах  ……………………….

 

55

3.1.

Защита от компьютерных вирусов …………………………..

55

3.2.

Электронная цифровая подпись и особенности ее применения ……………………………………………………

 

59

3.3.

Защита информации в Интернете ……………………………

61

 

Заключение ……………………………………………………

68

 

Список используемой литературы …………………………..

71


 

 

 

 

 

Введение

В современном мире информация становится стратегическим ресурсом, одним из основных богатств экономически развитого государства. Быстрое совершенствование информатизации в Кыргызстане, проникновение ее во все сферы жизненно важных интересов личности, общества и государства вызвали помимо несомненных преимуществ и появление ряда существенных проблем. Одной из них стала необходимость защиты информации. Учитывая, что в настоящее время экономический потенциал все в большей степени определяется уровнем развития информационной структуры, пропорционально растет потенциальная уязвимость экономики от информационных воздействий.

Распространение компьютерных систем, объединение их в коммуникационные сети усиливает возможности электронного проникновения в них. Проблема компьютерной преступности во всех странах мира, независимо от их географического положения, вызывает необходимость привлечения все большего внимания и сил общественности для организации борьбы с данным видом преступлений. Особенно широкий размах получили преступления в автоматизированных банковских системах и в электронной коммерции. По зарубежным данным, потери в банках в результате компьютерных преступлений ежегодно составляют многие миллиарды долларов.

Каждый сбой работы компьютерной сети это не только "моральный" ущерб для работников предприятия и сетевых администраторов. По мере развития технологий электронных платежей, "безбумажного" документооборота и других, серьезный сбой локальных сетей может просто парализовать работу целых корпораций и банков, что приводит к ощутимым материальным потерям. Не случайно, что защита данных в компьютерных сетях становится одной из самых острых проблем на сегодняшний день. Поэтому изучение выбранной темы является актуальным.

Одной из основных причин, связанных с компьютерами, является недостаточная образованность в области безопасности. Только наличие некоторых знаний в области безопасности может прекратить инциденты и ошибки, обеспечить эффективное применение мер защиты, предотвратить преступление или своевременно обнаружить подозреваемого.

В наши дни в связи со всеобщей информатизацией и компьютеризацией банковской деятельности значение информационной безопасности банков многократно возросло. Еще 30 лет назад объектом информационных атак были данные о клиентах банков или о деятельности самого банка. Такие атаки были редкими, круг их заказчиков был очень узок, а ущерб мог быть значительным лишь в особых случаях. В настоящее время в результате повсеместного распространения электронных платежей, пластиковых карт, компьютерных сетей объектом информационных атак стали непосредственно денежные средства как банков, так и их клиентов. Совершить попытку хищения может любой — необходимо лишь наличие компьютера, подключенного к сети Интернет. Причем для этого не требуется физически проникать в банк, можно «работать» и за тысячи километров от него.

Несмотря на большое количество публикаций по рассматриваемой проблеме, до настоящего времени отсутствует комплексная проработка трех взаимосвязанных задач. Во-первых, анализ потенциальных угроз в автоматизированных информационных системах при реализации программных злоупотреблений, во-вторых, методология построения системы информационной безопасности, и, в-третьих, особенности защиты информации в отдельных экономических системах. В качестве отправной точки для исследования выделенных задач могут использоваться работы: Галатенко В.А., Иванов А.З., Гринберга А.С., Горбатова В.С.,Столингса В., Уфимцева Ю.С., Мельникова В., Конеева И., Батурин Ю.М., Козлова В.Е., Крысина А., Карпычева В.Ю.

Компьютеризация банковской деятельности позволила значительно повысить производительность труда сотрудников банка, внедрить новые финансовые продукты и технологии. Однако прогресс в технике преступлений шел не менее быстрыми темпами, чем развитие банковских технологий. В настоящее время свыше 90% всех преступлений связана с использованием автоматизированных систем обработки информации банка (АСОИБ). Следовательно, при создании и модернизации АСОИБ банкам необходимо уделять пристальное внимание обеспечению ее безопасности. Именно этой проблеме посвящена большая часть дипломной работы.

Именно эта проблема является сейчас наиболее актуальной и наименее исследованной. Если в обеспечении физической и классической информационной безопасности давно уже выработаны устоявшиеся подходы, то в связи с частыми радикальными изменениями в компьютерных технологиях методы безопасности АСОИБ требуют постоянного обновления. Как показывает практика, не существует сложных компьютерных систем, не содержащих ошибок. А поскольку идеология построения крупных АСОИБ регулярно меняется, то исправления найденных ошибок и «дыр» в системах безопасности хватает ненадолго, так как новая компьютерная система приносит новые проблемы и новые ошибки, заставляет по-новому перестраивать систему безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты информационной безопасности экономических систем

    1. Экономическая информация как товар и объект безопасности

 

Современное общество называется информационным. Широкое развитие средств вычислительной техники и связи позволило собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в таких объемах и с такой оперативностью, которые были немыслимы раньше. Благодаря новым информационным технологиям производственная и непроизводственная деятельность человека, его повседневная сфера общения безгранично расширяются за счет вовлечения опыта, знаний и духовных ценностей, выработанных мировой цивилизацией, и сама экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все в большей - как распространение информационных продуктов и услуг.

Современный этап информатизации связан с использованием персональной электронно-вычислительной техники, систем телекоммуникаций, создания сетей ЭВМ. Возрастает потребность в разработке и применении эффективных решений в сфере информационной индустрии. Она занимается производством технических и программных средств, информационных технологий для получения новых знаний.

На определенном этапе развития информационной индустрии рождается информационное общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, т.е. творческим трудом, направленным на развитие интеллекта и получение знаний. Создается единое, не разделенное национальными границами информационное сообщество людей.

Формирование информационного общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, открывающих принципиально новые возможности международного информационного обмена.

Формирование информационного общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства.

В буквальном переводе с латинского слово informatio означает разъяснение, осведомление, сообщение о каком-то факте, событии и т.п.

В кибернетике информация обычно трактуется как степень устранения неопределенности знания у получателя. Иными словами, информацией является не любое сообщение, а лишь такое, которое содержит неизвестные ранее его получателю факты.

Информацию различают по отраслям знаний: техническая, экономическая, биологическая и т.п.

Экономическая информация относится к области экономических знаний. Она характеризует процессы снабжения, производства, распределения и потребления материальных благ.

Управление экономическими объектами всегда связано с преобразованием экономической информации.

С кибернетических позиций любой процесс управления сводится к взаимодействию управляемого объекта (им может быть станок, цех, отрасль) и системы управления этим объектом. Последняя получает информацию о состоянии управляемого объекта, соотносит ее с определенными критериями (планом производства, например), на основании чего вырабатывает управляющую информацию.

Очевидно, что управляющие воздействия (прямая связь) и текущее состояние управляемого объекта (обратная связь) - не что иное, как информация. Реализация этих процессов и составляет основное содержание работы управленческих служб, включая и экономические.

В деятельности любой фирмы присутствует информационный ресурс -это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др. информационных системах), т.е. документированные знания. Информационные ресурсы в современном обществе играют не меньшую, а нередко и большую роль, чем ресурсы материальные. Знание - кому, когда и где продать товар может цениться на меньше, чем товар, и в этом плане динамика развития общества свидетельствует о том, что на "весах" материальных и информационных ресурсов последние начинают преобладать. Причем тем сильнее, чем белее общество открыто, чем более развиты в нем средства коммуникации, чем большей информацией оно располагает.

Информационные ресурсы являются исходной для создания информационных продуктов. Последние являются результатом интеллектуальной деятельности человека и распространяются с помощью услуг.

Посредством информационных услуг осуществляется получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Юридической основой этой операции должен быть договор между двумя сторонами - поставщиком и потребителем, а источником информационных услуг - базы данных. Они могут существовать в компьютерном и некомпьютерном вариантах, в виде библиографических и небиблиографических взаимосвязанных данных, основанных на общих правилах описания, хранения и манипулирования данными.

Если информационные ресурсы, продукты и услуги, представляют ценность для предметной деятельности, то они являются товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством КР.

Информация как всякий товар, имея потребительскую стоимость, обладает рядом особенностей, отличающих ее от товаров, например, продуктов питания, которые при потреблении, как известно, исчезают.

К числу особенностей информации как товара следует отнести:

- неисчерпаемость - по мере развития общества и роста потребления ее запасы не убывают, а растут;

  • сохраняемость - при  использовании не исчезает и даже может 
    увеличиваться за счет трансформации полученных сообщений;
  • несамостоятельность - проявляет свою "движущую силу" только в 
    соединении с другими ресурсами ( труд, техника, сырье, энергия).

Следующим важнейшим свойством информации, как товара, является ее цена, формирующаяся на рынке под воздействием, в основном, спроса и предложения. Например, цена на программу "1С-Бухгалтерия" формируется, исходя из затрат на разработку этого информационного продукта, его качества, а также ожидаемого спроса на него. Предложение этого товара может быть обеспечено без каких-либо ограничений в нужном количестве экземпляров в отличие от товарно-материальных ресурсов, которые, как известно, со временем истощаются.

Если информация представляет ценность для организации, то необходимо эту ценность не только использовать, но и защищать.

Цена информации в предпринимательской деятельности может также определяться, как величина ущерба, который может быть нанесен фирме в результате использования коммерческой информации конкурентами. Или наоборот прибыли (дохода), который может быть получен фирмой в результате использования коммерческой информации при принятии управленческих решений.

Информация о работе Информационная безопасность в финасовых системах