Информация о резервном фонде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:56, доклад

Краткое описание

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

Резервный фонд.docx

— 79.44 Кб (Скачать файл)

Резервный фонд

Предназначение

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений  от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий  финансовый год объема валового внутреннего  продукта Российской Федерации.

Формирование

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (нефть, газ горючий природный,  газовый конденсат);

- вывозных таможенных  пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных  пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных  пошлин на товары, выработанные  из нефти.

Определенная часть указанных  нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

После формирования нефтегазового  трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого  на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера  нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.  

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета  не используются для финансового  обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение  расходов федерального бюджета.[1]

Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.

С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2015 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.[2]

Средства нефтегазовых доходов  федерального бюджета, Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством  в Центральном банке Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. обособленный учет средств  нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.[3]

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового  трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового  трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен.[4]

Учет операций с нефтегазовыми  доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета. 

 

 

 

[1] В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации".

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же.

Управление

Цели управления

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение  сохранности средств Фонда и  стабильного уровня доходов от его  размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных  целях допускает возможность  получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном  периоде.[1]  

 

Структура управления

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством  финансов Российской Федерации в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным  банком Российской Федерации.[2] 

 

Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и  одновременно):[3]

1) путем приобретения за  счет средств Фонда иностранной  валюты и ее размещения на  счетах по учету средств Резервного  фонда в иностранной валюте (долларах  США, евро, фунтах стерлингов) в  Центральном банке Российской  Федерации. За пользование денежными  средствами на указанных счетах  Центральный банк Российской  Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского  счета; 

2) путем размещения средств  Фонда в иностранную валюту  и финансовые активы, номинированные  в иностранной валюте, перечень  которых определен законодательством  Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда в соответствии с первым способом, то есть путем  размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации, следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правила инвестирования

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации. 

 

Разрешенные

финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации[4]

Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации[5]

Нормативные доли, утвержденные  Минфином России[6]

долговые обязательства  иностранных государств

50-100 %

100 %

долговые обязательства  иностранных государственных агентств и центральных банков

0-30 %

0 %

долговые обязательства  международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными  бумагами

0-15 %

0 %

депозиты в иностранных  банках и кредитных организациях

0-30 %

0 %


Правительство Российской Федерации  установило следующие требования к указанным финансовым активам:[7]

1. средства Резервного  фонда могут размещаться в  долговые обязательства в виде  ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств  и центральных банков следующих  стран[8]:

  • Австрия;
  • Бельгия;
  • Великобритания;
  • Германия;
  • Дания;
  • Канада;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • США;
  • Финляндия;
  • Франция;
  • Швеция.

2. долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям:

- эмитент долговых обязательств  должен иметь рейтинг долгосрочной    кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации  рейтингового   агентства   «Мудис  Инвесторс  Сервис» (Moody's   Investors   Service).   Если   эмитенту  долговых  обязательств указанными  агентствами  присвоены  разные  рейтинги  долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

- сроки погашения выпусков  долговых обязательств являются  фиксированными, условия выпуска  и обращения не предусматривают  права эмитента осуществить досрочно  их выкуп (погашение) и права  владельца долговых обязательств  досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

- нормативы минимального  и максимального сроков до  погашения выпусков   долговых    обязательств,   установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

- ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым  обязательствам, а также номиналы  долговых обязательств являются  фиксированными; 

- номинал долговых обязательств  выражается в долларах США,  евро  и  фунтах  стерлингов,  платежи  по  долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

- объем выпуска долговых  обязательств, находящихся в обращении,  составляет не менее 1 млрд. долларов  США для долговых обязательств, номинированных в долларах США,  не менее 1 млрд. евро - для долговых  обязательств, номинированных в  евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов  стерлингов - для  долговых  обязательств,  номинированных  в  фунтах стерлингов;

- выпуски долговых обязательств  не являются выпусками, предназначенными  для частного (непубличного) размещения.

3. к международным финансовым организациям, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда, относятся:

- Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);

- Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);

- Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);

- Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);

- Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);

- Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);

- Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);

- Международный валютный фонд (International Monetary Fund, IMF);

- Северный инвестиционный  банк (Nordic Investment Bank, NIB).

К долговым обязательствам МВФ  относятся денежные средства в специальных  правах заимствования (СДР), учитываемые  им в связи с формированием  и корректировкой резервной позиции  Российской федерации. Совокупная сумма  денежных средств, перечисленных в  рамках указанных операций, не должна быть меньше суммы, предусмотренной  МВФ в качестве минимальной для  начисления процентов за пользование  этими средствами. Требования, указанные  в п. 2, на долговые обязательства  МВФ не распространяются.[9]

Законодательством Российской Федерации и соглашением между  Минфином России и Банком России предусмотрено, что функции Минфина России по формированию резервной позиции  Российской Федерации в МВФ переданы Банку России.[10]

4. при размещении средств  Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях должны выполняться следующие требования:

- иностранный банк или  кредитная организация должны  иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности  не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service). Если банку или кредитной организации указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

- нормативы минимального  и максимального сроков размещения  средств Резервного фонда на  депозитах в иностранных банках  и кредитных организациях, установленные  Министерством финансов Российской  Федерации, являются обязательными;

-  суммарный объем средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в одном иностранном банке или кредитной организации, не должен превышать 25 % общего объема средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях.

Информация о работе Информация о резервном фонде