Исследование проблем разграничения полномочий и взаимодействия органов государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 02:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности анализ взаимодействия Счетной Палаты и Центрального Банка РФ, найти пути решение проблем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля.
2. Определить виды финансового контроля.

Содержание

Введение
1. Предмет, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля в Российской Федерации (РФ)
1.1 Сущность и виды финансового контроля
1.2 Цели и задачи государственного финансового контроля
1.3 Формы и принципы государственного финансового контроля
2. Система органов государственного финансового контроля в РФ
2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля РФ
2.2 Подробная характеристика Счетной палаты
2.3 Подробная характеристика Центрального Банка РФ
3. Анализ взаимодействия органов государственного финансового контроля.
3.1 Анализ взаимодействия Счетной палаты и Центрального Банка РФ
3.2. Предложения по улучшению организации взаимодействия Счетной палаты и Центрального Банка РФ
4. Расчетная часть
4.1. Финансовый баланс региона
4.2 Анализ финансового потока между домохозяйствами
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации. Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в РФ осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля. [«Финансы» А.Г. Грязевой, профессора К.В. Маркиной]

 

1.2  Цели и задачи государственного финансового контроля

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной организации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики.

Перед финансовым контролем стоят  задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействию рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а так же правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе и в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам, в том числе и по валютным операциям.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению.

 

Цель ГФК -- обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению -- включая стадии планирования, формирования, распределения и использования -- государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства. Бурцев В.В. Система финансового контроля. // Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал»

Главная задача государственного финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины. [Лукьянова З.А., Горская Р.В., Рерих Л.М., Третьякова О.В., Степанова Л.Ю. Финансы: УМК. – Новосибирск: НГУЭУ, 2005.-136 с.]

 

1.3  Формы и принципы государственного финансового контроля

Формы государственного финансового контроля

По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых

 

планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики  страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. -- М.: Финансы и статистика, 1999, с. 40.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. -- М.: Финансы и статистика, 1999, с. 47.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий

 

контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  за истекший период, позволяет вскрыть  недостатки предварительного и текущего контроля.

Основные формы финансового контроля

Признак классификации

Формы финансового контроля

Время проведения контроля

Предварительный, текущий, последующий

Направление воздействия  субъекта на объект контроля

Внешний, внутренний

Место проведения контроля

Камеральный, выездной

Полнота охвата проверяемого материала (информации)

Сплошной, выборочный

Характер источников контроля

Документальный, фактический 

Периодичность проведения контроля

Систематический, периодический, единовременный

Полнота охвата проверяемых  вопросов

Комплексный, тематический, встречный

Повторяемость изучения источников контроля

Первичный, повторный, дополнительный


[«Финансы» А.Г. Грязевой, профессора К.В. Маркиной]

В этой связи можно  выделить следующие принципы.

1. Принцип плановости - он предопределяется природой  организации управления и необходимостью  целеполагания. В этой связи  субъекты 

 

 

контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных  и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

2. Принцип системности  означает, что при проведении  контрольных мероприятий должны  рассматриваться все стороны  объекта контроля и вся система  его взаимосвязей по вертикали  и горизонтали структуры управления.

3. Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

4. Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы. Ефимова Н. О двух подходах к реформированию государственного финансового контроля РФ // Российский экономический журнал. -- 2000 --№ 11-12.

5. Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

 

6. Принцип независимости  устанавливает недопустимость какого-либо  силового, материального или морального  воздействия на субъект контроля.

7. Принцип гласности  вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

8. Принцип эффективности  (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба. [Опенышев С. П., Жуков В. А. Бюллетень счетной палаты РФ №11 (1999)]

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система органов государственного финансового контроля в РФ

2.1 Общая характеристика  федеральных органов государственного  финансового контроля РФ

Законодательством Российской Федерации определено, что государственный финансовый контроль на федеративном уровне возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление Федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление), Министерство Российской Федерации по налогами сборам, Государственные таможенный комитет Российской Федерации, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. 
 
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В своей деятельности она руководствуется Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации». Счетная палата обладает организационной и функциональной независимость. Под организационной независимостью понимается ее самостоятельность как органа: она не входит в состав ни одной из палат Федерального собрания. Под функциональной независимостью понимается несовпадение функций Счетной палаты и Федерального Собранию 
 
Основные задачи Счетной платы – контроль своевременного исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому

 

назначению; определение  эффективности и целесообразности расходов государственных средств  и использования федеральной  собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Таким образом, предметом контроля Счетной палаты являются средства федерального бюджета и федеральная собственность. 
 
Контрольную деятельность Счетная палата проводит посредством комплексных ревизий и тематических проверок, по итогам которых составляется отчет. За достоверность данных отчета должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность. Палата направляет проверяемой организации представление, содержащее основные результаты проверки или ревизии, а в случаях нарушений, наносящих государству прямой ущерб и требующих безотлагательных мер, дает обязательные к исполнению предписания для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной Палаты по согласованию с Государственной Думой вправе приостановить операции по счетам проверяемой организации. 
 
Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов

 

вкладчиков и кредиторов. 
 
Текущий контроль Банка России представлен в виде проверок кредитных организаций и их филиалов, последующий контроль – в виде анализа и прогнозирования состояния экономики страны в целом и по регионам, прежде всего состояния денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений. 
 
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнителей власти 
 
В числе основных задач Минфина России входят: 
 
·        Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной. Налоговой и валютной политики в Российской Федерации; 
 
·        Осуществление в пределах свей компетенции предварительного и последующего государственного финансового контроля. 
 
Органы налоговой полиции не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных НК РФ процедур налогового контроля и взысканию налоговых санкций, однако, если они при осуществлении своих полномочий, перечисленных в п.2 ст. 36 НК РФ, выявят обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных к компетенции налоговых органов для приятия решения. На основании таких материалов налоговые органы организуют выездные налоговые проверки , в том числе совместные с

Информация о работе Исследование проблем разграничения полномочий и взаимодействия органов государственного финансового контроля