Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:15, доклад
Термин «финансы» произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII- XV вв. Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений. Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в условиях регулярных товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах. Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Возникновение финансов как исторической категории обусловлено такими факторами, как:
В
этот период стало фактом превращение
государственных финансов в предмет
публичной политики, которое началось
во время "великих реформ". Политические
группировки, формируя с помощью
печати общественное мнение, получили
возможность реально
Существовала ли более конструктивная альтернатива финансовой политике, которую проводило правительство России в 80-е годы XIX столетия? Эта тема была предметом ожесточенных дискуссий современников. И на сегодняшний день вопрос продолжает оставаться открытым.
Глубокий аграрный кризис, промышленный спад, расстройство денежной системы, огромный государственный долг, выросший за время русско-турецкой войны 1877-79 гг., наконец, политическая неустойчивость после гибели, от рук террористов Александра II - таковы были условия, в которых начиналось правление императора Александра III и деятельность нового (с 1881 г.) министра финансов Н.Х. Бунге. Некоторое оживление хозяйства, связанное с увеличением объема военных заказов правительства, оказалось недолговременным. В 1882 г. платежи по государственным долгам превысили 1/4 расходного бюджета.
В долг жило не только государство, но и экономика страны. "Как ни значительны успехи, сделанные производительностью России в течение истекшего 25-летия, не подлежит сомнению, что положение земледельческого населения во многих местностях России очень тяжелое, что многие крупные и наиболее важные промышленные предприятия и входят постепенно в неоплатные перед правительством долги" - писал Н.Х. Бунге в 1880 г. в направленной Александру II записке "О финансовом положении России". В связи с этим, писал Бунге далее "меры, которыми можно способствовать улучшению наших финансов, должны быть направлены столько же к развитию народного благосостояния, к содействию успехам промышленности и торговли", сколько к изысканию новых источников доходов, к улучшению податной системы и к установлению способов для более правильного бережливого и целесообразного расходования финансовых средств, а наконец, и к упрочению нашей денежной системы."
Увеличение
производства продуктов земледелия
не покрывало даже увеличение потребностей,
связанных с приростом
В 1882 г. выкупные платежи были снижены в среднем на 42% по 39 губерниям Европейской России. Кроме того, в 1883-84 гг., были сложены недоимки на сумму 16 млн. руб. Но Бунге считал необходимым идти дальше по пути облегчения налогового бремени крестьянства. В 1885 г. подушная подать, наиболее тяжелый налог с крестьян, оставшийся в наследство от крепостного права, была отменена. (С 1886 г. - для бывших помещичьих и удельных крестьян, с 1887 г. - для всех плательщиков.) В 1887 г. оброчная подать бывших государственных крестьян была заменена выкупными платежами. С 1885 г. все финансовые обороты по выкупной операции были внесены в государственную роспись.
Однако
крестьяне продолжали платить выкупные
платежи, которые были достаточно тяжелы.
В 1890 г. поступления выкупных платежей
составили 90,7 млн. руб. По сути, в составе
государственных доходов
По
мнению большинства экономистов
того времени, преодолению аграрного
кризиса могла содействовать
организация ипотечного кредита. Вместе
с тем, экономисты либерального и
консервативного направления
В 1882 г. было утверждено положение о Крестьянском земельном банке, который учреждался "для облегчения крестьянам всех наименований способов к покупке земли". Средства привлекались путем продажи свидетельств (закладных листов) Крестьянского банка, приносивших 5.5 % годовых. Погашение свидетельств посредством тиражей проводилось Государственным банком. По свидетельству современника, все главные консервативные группы считали Крестьянский банк вредной либеральной идеей Бунгс, в ущерб интересам дворянского сословия
Под давлением консервативных групп в 1885 г. был образован Дворянский банк, кредиты которого должны были выдаваться исключительно потомственным дворянам-землевладельцам. "Легкий, ничем не контролируемый кредит, как показывает опыт, нередко вводит землевладельцев в неоплатные долги и разоряет их", - предупреждал Бунге императора. Это предупреждение не было принято во внимание. Заемщики Банка получали ссуды на более долгий срок и под более низкий процент, чем заемщики других банков.
С 1884 г. Государственный банк стал выдавать ссуды под залог соло-векселей, что прежде запрещалось уставом. Эти ссуды выдавались преимущественно помещикам, как правило, на срок до 12 месяцев. По позднейшему замечанию С.Ю.Витте, заемщики смотрели на эти ссуды как на долгосрочные, дополнительные к ипотечным долгам, "вследствие чего переписка векселей, в принципе отвергнутая при издании закона о соло-вексельном кредите, сделалась явлением почти всеобщим и выданные кредиты в Банк не возвращались".
Снижение
доходов бюджета вследствие отмены
подушной подати отчасти было компенсировано
увеличением поступлений
Н.Х. Бунге (в конце 50-х годов - решительный сторонник введения подоходного налога) в начале 80-х годов, приняв на себя ответственность за состояние финансов Российской империи, отверг проект введения подоходного налога. "Этот налог может оказаться более стеснительным и неравномерным, и менее доходным, нежели налоги, основанные на исчисленьях менее сложных и легче проверяемых", - писал он. Приходилось довольствоваться мерами паллиативными. Разрабатывая их правительство учло почти повсеместное повышение доходов владельцев сельскохозяйственных угодий, недвижимого имущества, ценных бумаг и попыталось за счет этих доходов расширить базу обложения.
В
1884 г. была изменена схема взимания
государственного поземельного налога.
За базу обложения была принята стоимость
десятины земли. Базовая ставка была
установлена в размере 0,18% этой стоимости.
В некоторых губерниях для
того, чтобы избежать резкого повышения
налога, ставка устанавливалась в
пониженном размере. В 1883 г. был повышен
с 0,2% до 0,3% оклад налога с недвижимых
имуществ в городах. В том же году
был установлен налог на имущество,
переходящее в порядке
Промысловое
обложение оставалось весьма льготным
в отношении капиталов, обращающихся
в торговле и промышленности. С 1885
г. разнообразные сборы с
В 1885 г. был установлен 5%-й сбор с доходов от денежных капиталов. Сбором облагались доходы от процентных бумаг - как выпущенных акционерными обществами, так и государственных. Исключению подлежали лишь освобожденные от налогов по условиям выпуска государственные ценные бумаги, а также вклады в сберегательные кассы и ссудосберегательные товарищества. С 1887 г. введен сбор с доходов от акций частных железных дорог. С того же года введен сбор со специальных текущих счетов, которые открывались под залог процентных бумаг.
Новые налоги, более сложные по порядку расчета и взимания, требовали преобразования податной администрации на местах. Н.Х.Бунге планировал провести ее масштабную реформу. Однако на практике податные инспектора, появившиеся в губерниях после 1885 г., имели весьма ограниченные функции, в число которых входили выявление подлежащих обложению доходов с недвижимых имуществ, ревизия уездных казначейств, проверка действий сельской администрации по взиманию казенных и общественных сборов.
Постоянного
внимания правительства - из-за значительных
хищений - требовало железнодорожное хозяйство.
В первой половине 80-х годов правительство
ужесточило контроль за деятельностью
железнодорожных обществ. Была введена
обязательная единая система ведения
счетоводства и отчетности в железнодорожном
деле. Правительство приступило к выкупу
частных железных дорог в казну. К концу
1886 г. казне принадлежало 17,5% железных
дорог, остальное оставалось в частных
руках.
Этапы развития финансов в СССР и России
Ранее было отмечено, что финансовые отношения организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.
Строительство социалистических финансов началось только после окончания гражданской войны. Экономические условия в это время были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, но все еще велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес частного сектора в 1923-1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Эти годы характеризовались неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.
Основными задачами в это время были, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и кулачества; с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника.
Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.
В
связи с этим государство создает
три основных общегосударственных
фонда денежных средств и, следовательно,
три группы денежных отношений, связанных
с их формированием и
Первым общегосударственным фондом стал государственный бюджет, главными источниками поступлений - налоги.
Налоговая
система данного периода
К первой группе налогов следует отнести прямые налоги. Это налог на доход, промысловый налог, рента с городских земель, налог на строения, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход (прибыль) государственных предприятий, так как почти весь он перечислялся в бюджет. Небольшая доля оставалась на предприятии для расширения производства, создания фонда улучшения быта рабочих и служащих. Средства фонда прежде всего направлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям выделялись значительные суммы из бюджета.
В тот период жилищная проблема стояла чрезвычайно остро, поэтому такой подход решал и политическую задачу: происходил мощный отток рабочей силы из частного сектора в государственный. Несмотря на преимущества налога на доход (прибыль), он имел серьезный недостаток -- не обеспечивал устойчивость доходной базы государственного бюджета. Условия хозяйствования были таковы, что результат деятельности мог быть определен только по окончании квартала, года, соответственно и взносы в бюджет могли поступать с такой же периодичностью.
Чтобы обеспечить регулярные поступления в бюджет, необходимо было найти объект налогообложения, который в хозяйственной деятельности любого предприятия имел постоянный характер. Такими объектами стали отдельные акты производственной и торговой деятельности. Например, взимался государственный гербовый сбор со сделок, счетов, векселей, железнодорожных накладных и т.д.
Особое место в налоговой системе занимал промысловый налог, которым облагались промышленные и торговые предприятия, единоличные ремесла и промысловые занятия. Налог состоял из двух самостоятельных платежей -- патентного и уравнительного сборов. Патентный сбор взимался при выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным сбором облагались обороты предприятий. Характерной чертой данного налога была многократность обложения, т.е. один и тот же товар облагался на всем пути движения от производителя к потребителю.