Корпоративное строительство и нормативно-правовая база в ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:33, реферат

Краткое описание

Иногда кажется, что Жилищно-коммунальная система в России безнадежна. За десять лет в ней накопились такие противоречия, что кажется, с ними не справиться и за десятилетия. Но это не совсем так. Все эти проблемы по существу сводятся к невозможности взаимодействовать между организациями, предоставляющими услуги на этом рынке. Такому взаимодействию мешают четыре основных фактора:
Разбалансированность тарифов, когда, скажем, предприятие водоснабжения становится банкротом из-за роста цен на электроэнергию, а повысить свои цены на воду не имеет права;
Неплатежи со стороны государства. В первую очередь это касается компенсации государством различных льгот и субсидий и просто щадящих цен на услуги ЖКХ, предоставляемых населению.

Содержание

Введение
3
1.
Современное состояние ЖКХ
4
2.
Корпоративное строительство и нормативно-правовая база в ЖКХ

7
3.
Тарифная политика в сфере ЖКХ
9
4.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства
18

Заключение
22

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ЖКХ.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Сложившаяся нормативная система  оплаты не позволяет учитывать реально  понесенные производителем затраты, объемы фактического потребления и уровень  потерь продукта в процессе его получения  и доставки. Характерной особенностью коммунальных систем является существенное расхождение между объемами подачи продукта в систему, объемами его потребления и фактическими объемами оплаты услуг водопровода и канализации, тепло- и электроснабжения.

Производитель не контролирует объемы фактического потребления и не может предъявлять счета за сверхнормативное использование своих услуг, а потребитель, не зная баланса по фактической подаче и фактическому потреблению, не может отказаться от оплаты сверхнормативных непроизводительных потерь и выделить объемы продукта действительно подлежащие включению в состав себестоимости и тариф. Следовательно, все потери коммунальных услуг оплачивает потребитель4.

Все это свидетельствует о несовершенстве существующей процедуры ценообразования. Не вызывает сомнений, что эффективный  анализ процессов нормирования и тарифообразования в ЖКХ должен быть основан на соотношении сложившегося уровня издержек производителей и уровня потребления конкретного вида продукции.

Проблема ценообразования в  ЖКХ вызвана несовершенством  существующей нормативной базы на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на местах.

Система тарифного регулирования  должна обеспечивать выполнение производственной и инвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период тарифного регулирования, в т. ч.:

  • стимулировать предприятия ЖКХ к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;
  • способствовать привлечению инвестиций в предприятия ЖКХ;
  • обеспечивать формирование необходимого объема финансовых ресурсов для предприятий ЖКХ;
  • учитывать формирование конкурентных отношений в ряде подотраслей ЖКХ;
  • создавать механизмы снижения политизированности процесса установления тарифов на коммунальные услуги.

Процесс формирования тарифов на коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей.

Основой определения тарифов на жилищно-коммунальные услуги служит Методика планирования, учета и калькулирования  себестоимости услуг жилищно-коммунального  хозяйства, разработанная в целях обеспечения единства состава и классификации затрат, методов их учета, исчисления себестоимости в организациях различных видов деятельности ЖКХ. 
 Методика разработана в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552; изменениями и дополнениями к этому Положению, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 661; другими нормативными актами.

Методика предназначена для  организаций различных видов  деятельности ЖКХ: эксплуатации жилищного  фонда, водоснабжения и водоотведения (с очисткой стоков), теплоснабжения, электроснабжения, санитарной очистки городов, гостиничного, банного, прачечного хозяйств и прочих видов услуг с учетом специфики производства и реализации услуг в каждом из них.

Объектами калькулирования себестоимости являются услуги по каждому виду деятельности ЖКХ.

Планирование себестоимости –  один из основных этапов формирования экономически обоснованных тарифов.

Планирование затрат необходимо как для предприятий  ЖКХ – естественных (технических) монополистов, так и для организаций, получающих право на заключение договора в результате конкурса. Во втором случае плановая себестоимость закладывается в тариф, являющийся стартовым при проведении конкурса.

Плановые затраты по каждой статье себестоимости определяются на основе:

    • анализа фактических затрат и их изменения в планируемом периоде;
  • применения установленных отраслевых и региональных норм и нормативов на виды затрат.

При планировании себестоимости, в  частности, при расчете затрат по каждой ее статье, должны учитываться две группы факторов:

  • понижающие величину себестоимости: реализация антизатратного механизма, мероприятий по ресурсосбережению и др.;
  • повышающие величину себестоимости: индексы потребительских цен, определяющие уровень инфляции, а также внедрение технологических процессов, повышающих качество обслуживания.

Для расчета себестоимости единицы  услуги необходимо предварительно определить себестоимость реализации общего объема услуг. 
 Плановая себестоимость единицы услуги определяется делением общей суммы плановых затрат на плановый объем услуг в натуральном выражении. 
 Прибыль (убыток) от реализации услуг определяется как разница между выручкой от реализации услуг в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и затратами на их производство и реализацию в соответствии с действующим законодательством5.

Федеральный закон от 30.12.04 № 210 ФЗ “Об основах регулирования тарифов  организаций коммунального комплекса” регулирует сферу ценообразования  в коммунальной сфере. Законодательно решены вопросы не только регулирования тарифов, но и надбавок к тарифам на товары и услуги коммунальных организаций.

Закон № 210-ФЗ разграничил полномочия всех уровней власти в области  регулирования тарифов и надбавок. При этом особенно важными элементами являются:

  1. Для федерального уровня: пределение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок, так как коммунальные организации в большинстве случаев являются локальными монополистами.
  2. Для органов государственной власти субъектов Федерации:
    • установление системы критериев доступности для потребителей товаров и услуг коммунальных организаций;
    • установление тарифов на товары и услуги коммунальных организаций. 
       3. Для органов местного самоуправления:
    • установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и на товары и услуги коммунальных организаций;
    • осуществление расчета цен (тарифов) для потребителей. 
       Наличие методических основ для разработки цен и тарифов, – безусловно, положительный фактор в реформировании экономики и финансов ЖКХ. Однако методические основы формирования цен и тарифов на услуги ЖКХ необходимо и далее совершенствовать; а размер тарифов устанавливать в регионах с учетом:
  • роста реальных доходов населения региона;
  • установленных федеральными органами власти пределов повышения тарифов по регионам России;
  • наличия мобильной и эффективной социальной защиты малообеспеченных граждан.

В отношении связи доходов населения, инфляции и тарифов на коммунальные услуги представляются важными следующие положения:

  • нужно, чтобы местные власти, самостоятельно определяющие тарифную политику предоставления коммунальных услуг, учитывали уровень жизни населения конкретного региона;
  • нельзя, чтобы темпы роста тарифов на регулируемые государством коммунальные услуги превышали темпы роста денежных доходов населения;
  • платежи за коммунальные услуги не должны стимулировать рост цен на потребительском рынке6.

Одна из основных целей реформирования ЖКХ – снижение издержек на производство жилищных и коммунальных услуг, соответствующих определенным параметрам качества. На конец 2006 г. не возникло финансовой заинтересованности в снижении затрат в системе ЖКХ, что автоматически (без роста платежей) увеличило бы долю оплаты населением коммунальных услуг.

Увеличение тарифов на энергоресурсы  и железнодорожные перевозки  без одновременного приведения в  соответствие тарифов на жилищно-коммунальные услуги привело к росту долгов предприятий ЖКХ перед предприятиями, поставляющими энергоресурсы. Необходимо на местах создать механизмы для регулирования тарифов естественных локальных монополий, поскольку сегодня нет реальных и прозрачных механизмов воздействия на тарифы со стороны органов местного самоуправления.  
Следует регулировать тарифы на федеральном, региональном и местном уровнях в рамках установления компетенций. Одним из механизмов регулирования роста тарифов на услуги ЖКХ является применение методики исчисления предельного процента роста тарифов в субъекте РФ. Такой процент целесообразно исчислять путем использования следующей экономико-математической модели:

Т = t + K,        (1)

где:  Т – рост тарифа на услуги ЖКХ (в процентах к предыдущему году); 
 t – планируемая инфляция (в процентах к отчетному году); 
 К – коэффициент опережающего роста тарифов на услуги (товары) естественных монополий.

Пути повышения эффективности  организации и управления ЖКХ России Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом призвано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном  доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

  • непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
  • управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • управление управляющей организацией. 
     Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно Федеральному закону от 21.07.05 № 115-ФЗ “О концессионных соглашениях” предусмотрено привлечение инвестиций в экономику, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием имущества на основе заключения и исполнения концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.

В концессию передается недвижимое имущество:

    1. Системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства.
    2. Объекты, предназначенные для благоустройства территорий.
    3. Объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии и др.

Стороны концессионного соглашения:

      • концедент – Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти; субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;
      • концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два (и более) указанных юридических лица. 
        Срок действия концессионного соглашения устанавливается с учетом сроков создания, реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание или реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера по концессионному соглашению.

При исполнении концессионного соглашения концессионер вправе распоряжаться объектом концессионного соглашения в порядке, установленном Федеральным законом № 115-ФЗ и концессионным соглашением, пользоваться им на безвозмездной основе в порядке, установленном соглашением.

Концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в т. ч. за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта, осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Концессионер несет ответственность  перед концедентом за допущенное при создании или реконструкции  объекта концессионного соглашения нарушение требований, установленных концессионным соглашением: технических регламентов, проектной документации, иных обязательных требований.

Концессионное соглашение заключается  путем проведения конкурса на право  заключения концессионного соглашения в соответствии с типовым соглашением.

Таким образом, законодательством  Российской Федерации предложен  ряд форм организации и управления жилищным и коммунальным фондом. Отношения  между органами власти, собственниками и управляющими компаниями основываются на коммерческом расчете. 
Опыт работы новых управленческих структур в секторе ЖКХ пока отсутствует, так как они только создаются в субъектах РФ. Идет процесс поиска, а поэтому оценивать эффективность их применения пока рано. Процесс этот сложный и длительный, осуществить его можно только с учетом экономических интересов всех участников7.

Информация о работе Корпоративное строительство и нормативно-правовая база в ЖКХ