Корпоративное финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является описание и исследование систем планирования и бюджетирования в крупных холдинговых структурах.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотрение организационной структуры предприятия.
2. Анализ бизнес-процессов планирования и бюджетирования на рассматриваемом предприятии.
Предмет исследования: методика построения систем планирования и бюджетирования в крупных холдинговых структурах.
Объект исследования: бизнес-процессы планирования и бюджетирования в крупных холдинговых структурах.

Вложенные файлы: 1 файл

КР_Корп финансы.docx

— 624.60 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА”

Факультет государственной службы, труда и занятости

Кафедра финансов и цен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я     Р А Б О Т А

По дисциплине: Корпоративные финансы

На тему: Корпоративное финансовое планирование

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка гр.

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

 

Оглавление

 

 

 

 

 

Введение

Основной целью курсовой работы является описание и исследование понятия корпоративного финансового планирования. Для достижения поставленной цели мной была описана система планирования и бюджетирования в крупной холдинговой структуре -  ЗАО «Объединенная металлургическая компания».

Целью работы является описание и исследование систем планирования и бюджетирования в крупных холдинговых структурах.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотрение организационной структуры предприятия.

2. Анализ бизнес-процессов планирования и бюджетирования на рассматриваемом предприятии.

Предмет исследования: методика построения систем  планирования и бюджетирования в крупных холдинговых структурах.

Объект исследования: бизнес-процессы планирования и бюджетирования в крупных холдинговых структурах.

 

 

1. Финансовое планирование и бюджетирование

     Актуальность  вопросов, связанных с финансовым  планированием и процессом бюджетирования, очевидна в нынешних условиях  российской действительности. Связано  это, прежде всего, с переходом  от командной модели экономики  при которой планирование осуществлялось  централизовано, к рыночным отношениям. Сложность и высокая подвижность  происходящих на нем процессов  создают новые предпосылки для  более серьезного применения  планирования. Можно сказать даже  больше - финансовое планирование  и внедрение процесса бюджетирования  в организации - есть необходимый  элемент достижения успехов в  бизнесе. 
    В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий, независимо от сферы деятельности и формы собственности, является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. 
    Организация планирования и бюджетирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по планированию и бюджетированию в организации должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. 
Среди основных преимуществ, которых нам дает планирование можно выделить следующие:

  • устранение неопределенности;
  • точное определение целей и действий по их достижению;
  • появление осмысленности в деятельности;
  • избежание ошибок в будущей деятельности;
  • возможность предвидеть и действовать в будущей ситуации опережая время.

 

Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.  
 
Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Основными целями этого процесса является установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

 
В процессе финансового планирования устанавливается оптимальная пропорция между финансовыми и материальными ресурсами. Финансовое планирование в организациях взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе показателей производственного плана (объема производства, реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и т.д.). В процессе составления проекта финансового плана осуществляется критический подход к показателям производственного плана, выявляются и используются неучтенные в них внутрихозяйственные резервы и пути более эффективного использования производственной мощности предприятия, более рационального расходования материальных ресурсов, повышения качества продукции, расширения ассортимента и др.  
Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Финансовый план организации выступает в виде балансовых форм, сгруппированных в них статей доходов и расходов, планируемых к получению и финансированию в предстоящем периоде. Степень детализации плана зависит от принятой в организации формы документов. Форма финансового плана вместе с методологией составления и методикой разработки показателей не тождественна одной из форм финансовой отчетности – бухгалтерскому балансу. 
Финансовые планы разделяются на долгосрочные, текущие и оперативные.

В долгосрочном финансовом плане определяются ключевые финансовые параметры развития организации, разрабатываются стратегические изменения в движении ее финансовых потоков.  
В текущем финансовом плане все разделы плана развития организации увязываются с финансовыми показателями, определяется влияние финансовых потоков на производство и продажу, конкурентоспособность организации в текущем периоде.  
Оперативный финансовый план включает краткосрочные тактические действия – составление и исполнение платежного и налогового календаря, кассового плана на месяц, декаду, неделю.

Финансовое планирование в организации призвано решить следующие задачи:

    • выявление резервов увеличения доходов организации и способов их мобилизации;
    • эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений развития организации, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;
    • увязка финансовых ресурсов с показателями производственного плана организации;
    • обеспечение оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом, банками и другими финансовыми структурами.

 

В практике финансового планирования следует выделить три способа планирования:  

При первом способе планирования оно осуществляется «снизу вверх», от низших уровней иерархии к высшим. Низшие структурные подразделения сами составляют детальный финансовый план своей работы, которые впоследствии интегрируются на верхних ступенях, образуя в итоге финансовый план организации.  
 
При втором способе финансовое планирование осуществляется «сверху вниз». В этом случае процесс финансового планирования осуществляется исходя из плана организации путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним финансовые планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений. 
 
Третий способ – «встречное планирование». Оно представляет собой синтез первого и второго способов финансового планирования. Этот способ предусматривает разработку финансового плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее финансовое планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный финансовый план по системе детализированных показателей. При этом в окончательные финансовые планы включаются по согласованию различных уровней наиболее удачные решения.

 
Финансовое планирование в организациях осуществляется поэтапно.

  • подготовка финансовой службой проекта приказа о порядке и сроках разработки ожидаемого исполнения финансового плана за текущий год и финансового плана на предстоящий плановый период;
  • оценка исполнения финансового плана за истекший период с начала текущего года и прогноз его исполнения до конца отчетного года;
  • сбор, рассмотрение и разработка отчетных, ожидаемых до конца года и проектируемых показателей, на базе которых определяется система плановых показателей финансового плана;
  • проведение предварительных финансово-экономических расчетов показателей по каждой статье финансового плана организации;
  • разработка предварительного планового баланса (финансового плана) и его балансировка по объемам доходов и расходов, платежей, ассигнований, целевых поступлений;
  • проверка взаимной увязки финансовых ресурсов с их использования на полное покрытие планируемых расходов;
  • корректировка и уточнение расчетов показателей финансового плана для достижения его сбалансированности;
  • окончательная балансировка и подготовка проекта финансового плана к утверждению в соответствии с принятым критерием оптимальности;
  • представление проекта финансового плана руководству организации и пересчет его показателей с учетом корректировок;
  • подготовка отчета об исполнении планового баланса доходов и расходов организации в истекшем году и его утверждение при рассмотрении проекта финансового плана на очередной год.

Методы финансового планирования

Нормативный метод

Суть метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются: ставки налогов, тарифы, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах.

Нормативный метод считается самым простым. Зная норматив и объемный показатель, можно рассчитать плановый показатель.

Расчетно-аналитический метод

Суть метода состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя.

 
     Данный метод применяется  в тех случаях, когда отсутствуют  технико-экономические нормативы, а  связь между показателями может  быть установлена косвенно, на  основе анализа их динамики. В  основе этого метода лежит  экспертная оценка. 
 
Расчетно-аналитический метод широко применяется, например, при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонд накопления, потребления и резервный фонд. Расчет планируемой величина финансовых показателей можно отразить в следующих виде:

ФП.пл. = ФП.отч. х I,

где ФП.пл. – планируемая величина финансового показателя; ФП.отч. – отчетное значение финансового показателя; I – индекс изменения финансового показателя.

Балансовый метод

Балансовый метод состоит в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Применение балансового метода призвано обеспечить сбалансированность доходов и поступлений с расходами и отчислениями, т.е. соответствие источников финансовых ресурсов и финансирования за счет них. Для рационального использования всех источников финансовых ресурсов организации необходима полная сбалансированность объемов финансирования каждого расхода на основе распределения каждого источника. Использование балансового метода в процессе финансового планирования определяет характер составления финансового плана.  
Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и другие. Например, балансовая увязка по финансовым ресурсам имеет вид:

Он +П=Р+Ок,

где Он – остаток средств на начало периода; П – поступление средств; Р – расходование средств; Ок – остаток средств на конец периода.

Метод оптимизации плановых решений (метод многовариантности расчетов)

Сущность метода заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный.

При этом могут применяться разные критерии выбора:

  • минимум затрат;
  • максимум прибыли;
  • минимум вложений капитала при наибольшей эффективности результата;
  • минимум времени оборачиваемости оборотных средств;
  • максимум дохода на рубль вложенного капитала;
  • минимум финансовых потерь от финансовых рисков.

Метод позволяет найти количественное выражение взаимосвязей показателей с факторами, их определяющими.

Бюджетирование

Произошедшие в последние годы структурные, имущественные и правовые изменения на отечественных предприятиях неизбежно вызывают необходимость стратегически ориентированные программы развития в части финансового планирования предприятий дополнять бюджетированием. Представляя собой, специфический подход к организации управления хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, оно обеспечивает полное участие всех подразделений предприятия в процессах становления комплексных планов на основе своевременной и достоверной информации о состоянии разработки и внедрения бюджетных систем планирования и отчетности.  
 
Бюджетирование - это процесс составления и принятия бюджетов, с одной стороны, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.  
 
В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:

    • планирования и принятия управленческих решений в компании;
    • оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании;
    • укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.
    • Бюджетирование – сложная система включающая:
    • совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых с обоснованной степенью детализации показателей отражена планируемая деятельность, как отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО), так и всего предприятия;
    • управленческие воздействия на ЦФО, ориентированные на минимизацию отклонений от бюджета с учетом изменений внешней среды;
    • отчетность ЦФО, позволяющая оперативно, с определенным временным интервалом, анализировать и контролировать выполнение бюджетов.

Информация о работе Корпоративное финансовое планирование