Курсовая работа по "финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений финансовой политики в Российской Федерации.
Объектом исследования является финансовая политика Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik_daaaaaaaaaaaaaaaaaa.docx

— 66.03 Кб (Скачать файл)

 Естественно,  тип налоговой политики зависит от экономической и социальной политики, проводимой государством. При проведении политики первого типа происходит рост налогового бремени как посредством введения новых налогов, так и путем увеличения ставок и облагаемой базы действующих налогов. Это, несомненно, в последующем приводит к снижению объемов производства, применению легальных и нелегальных путей ухода от налогообложения. Как следствие, снижение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Этот тип налоговой политики учитывает временные потребности государства в денежных ресурсах, но не будет способствовать экономическому росту страны в течение длительного периода.

Второй  тип политики характеризуется тем, что максимально учитываются не только фискальные интересы государства, но и налогоплательщиков. В результате реализации этой политики экономика развивается быстрыми темпами, особенно реальный сектор, так как создан благоприятный налоговый и инвестиционный климат. Налоговое бремя на хозяйствующие субъекты снижено, величина прибыли, остающейся в их распоряжении, возрастает, и они имеют возможность расширять производство и увеличивать выплаты работникам. Но в то же время налоговые поступления в бюджет снижаются, поэтому из-за недостаточности финансовых ресурсов может происходить срыв или неполное выполнение государственных социальных программ. 
При проведении налоговой политики с достаточно существенным уровнем налогообложения как юридические, так и физические лица несут высокое налоговое бремя. Однако налоговые платежи поступают в бюджет государства в больших объемах, что позволяет ему проводить эффективную социальную защиту населения и реализовывать множество государственных программ, направленных на развитие экономического потенциала страны.

На практике реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением[7].

 

    1. Бюджетная политика и ее сущность.

 

Каждое  государство проводит бюджетную  политику. Это целенаправленная деятельность государства по расходованию имеющихся у него средств, сосредоточенных в бюджете. Бюджетные средства направляются на поддержание устойчивого роста экономики, повышение уровня жизни населения и решения других экономических задач, стоящих перед государством. О бюджетной политике можно сказать, что это перераспределение национального дохода через бюджет.

Бюджетная политика государства - целенаправленная деятельность государства по расходованию денежных средств, сосредоточенных в бюджете, а также деятельность по управлению бюджетным дефицитом [8].

В экономической  теории известны несколько концепций  бюджетной политики государства.

Первая  концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени  ежегодно балансируемый бюджет считался целью бюджетной политики, которая обеспечивает стабильное экономическое развитие национальной экономики. Однако такие действия могут свести на нет фискальную политику государства. Рассмотрим следующую логическую цепочку: допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают, а налоговые поступления сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы. Однако в результате произойдет еще большее сокращение совокупного спроса.

Вторая  концепция бюджетной политики: бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Для того чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы. В ходе последующего подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада.

Но здесь  может возникнуть проблема: спады  и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появившийся в период спада дефицит бюджета и государственный долг в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья  концепция ориентируется на идею так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией государство должно обеспечить сбалансированность экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым профицитом, так и устойчивым дефицитом бюджета.

Вторая  и третья концепции лежат в  основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежно-кредитной политики страны. Но такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий по финансовому оздоровлению экономики, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект. Кроме того, такая политика предполагает управляемость экономики и предсказуемость последствия проводимых государством мероприятий в области финансов, денег и кредита.

Однако  при всей привлекательности политики бюджетного дефицита крупные дефициты все-таки приводят к значительным отрицательным  последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран. Так, американская экономика длительные годы функционирует в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но в последние годы особо крупные масштабы дефицита бюджета заставили правительство изыскивать действенные средства борьбы с ним. Дефицитный бюджет - бюджет, в котором расходная часть больше, чем доходная.

Величина, на которую расходная часть бюджета  превышает доходную, называется дефицитом  бюджета. Дефицит бюджета - величина, на которую расходы бюджета превышают его доходы. Дефицит бюджета иначе называется бюджетным дефицитом.

Уровень бюджетного дефицита - процентное отношение дефицита бюджета к его доходной части. Уровень бюджетного дефицита можно определить также и относительно ВВП (ВНП). Бюджетный дефицит свидетельствует, что государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций. Однако это не всегда создает чрезвычайное положение в экономике. Практика показывает, что уровень бюджетного дефицита, не превышающий 10%, является допустимым, тогда как более 20% - критическим. 
Иногда отмечается обратная ситуация, когда доходы бюджета превышают расходы. Такой бюджет является профицитным. Профицитный бюджет отмечался, например, в России в 2000 -2002 гг. Этому способствовало повышение цен на нефть в странах, которым Россия поставляла этот продукт, и колоссальная выручка от этого повышения.

Величина, на которую доходы бюджета превышают  его расходы, называется профицитом бюджета.

Профицитный бюджет — относительно редкое явление в экономической практике. Большинство стран мира имеет дефицитный бюджет[8].

Что же касается российской бюджетной политики, то она длительное время базировалась на первой концепции. Требование бездефицитности  бюджета являлось «альфой и омегой»  нашего экономического развития. В  настоящее время российская бюджетная  политика в большей степени ориентируется на положения второй из перечисленных концепций [12]. 

Согласно  Бюджетному кодексу РФ, бюджет — «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

По сути, бюджет представляет собой форму  перераспределения общественного продукта. Перераспределение (уже по определению) не предполагает для каждого индивидуума адекватность изъятий в бюджет доли его личных доходов объему благ, получаемых им за счет бюджета. Кроме того, неизбежны издержки на обеспечение функционирования системы перераспределения (госуправление).

Для стимулирования экономической активности хозяйствующих  субъектов, являющейся основой роста национальной (региональной) экономики, необходимо стремиться к снижению бремени обязательных платежей в бюджет. В то же время, членами сообщества признается экономическая целесообразность «коллективного» финансирования определенных мероприятий, и наиболее распространенной формой подобного финансирования является бюджет. Состав таких мероприятий определяется, главным образом, в Конституции (Уставе) сообщества (государства или территориального образования). При этом, государство выступает либо в качестве страховщика (медицина, МЧС и т.п.), либо исполнителя (оборона, МВД и т.п.) с максимальной степенью надежности.

Задачей бюджета является обеспечение государством своих обязательств при минимизации изъятий в бюджет, осуществляемых из средств личных доходов граждан и результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Бюджеты предыдущих лет оказывают существенное влияние на формирование и исполнение бюджетов будущих лет. Для максимизации эффекта, от их исполнения в долгосрочной перспективе, необходимо наличие соответствующей программы действий, рассчитанной на несколько лет. Основные параметры такой программы определяются бюджетной политикой органов государственной власти и местного самоуправления.  Бюджетная политика, являясь частью экономической политики, использует инструменты, связанные с формированием и расходованием бюджетных средств. Вследствие их прямого влияния на результаты хозяйственной деятельности предприятий и величину чистого личного дохода (через изменение издержек по обязательным платежам в бюджет или получения дополнительных поступлений из бюджета), они отличаются, с одной стороны, достаточно высокой эффективностью, с другой — риском больших потерь в случае ошибочности их применения. Когда речь заходит о привлечении бюджетных механизмов, необходимо максимально учитывать все возможные факторы, способные повлиять на планируемый результат в целом, а не раздельно по доходам и расходам. Поэтому для решения экономических задач на государственном уровне принято использовать элементы госбюджетирования в комплексе, оперируя ими в рамках единой концепции, называемой бюджетной политикой.

Успешное  решение любой задачи, как известно, во многом зависит от корректности ее постановки, а также выбора и  реализации метода ее решения. Поэтому при формировании бюджетной политики, прежде всего, необходимо четко определить цели, которые должны быть достигнуты при ее реализации. Здесь представляется уместным, сравнить цели бюджетной политики с векторами, которые характеризуются как направлением, так и величиной.

Мероприятия, финансируемые из бюджета, имеют  не одинаковую ценность для членов общества. Различные слои населения заинтересованы в различных наборах благ, которые они хотели бы получать из бюджета взамен своих отчислений в него. Поэтому, сформировать перечень направлений расходования бюджетных средств, удовлетворяющий абсолютно всех членов общества, практически невозможно. В этих условиях необходимо определить приоритетность групп членов сообщества, в соответствии с которой, будут учитываться их интересы при формировании бюджета. Критериями могут служить удельный вес группы в общем числе членов сообщества, удельный вес доли регионального ВВП, создаваемый этой группой, удельный вес поступлений в бюджет от этой группы, иные количественные или морально-этические характеристики.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. 

Так как  наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей выступает одним из критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. 

Бюджет, показывает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РФ

 

2.1 Основные  направления финансовой политики  РФ

 

Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений. Однако, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике, проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государственного, так и частного сектора экономики. Многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере ориентированы на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры . Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что проведение рациональной и ответственной финансовой политики - необходимое условие правильного функционирования экономики России и, следовательно, реализации стратегических приоритетов развития страны [10].

Информация о работе Курсовая работа по "финансам"