Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 10:48, курс лекций
Торговля как сфера общественной деятельности представляет собой осуществление операций купли-продажи товаров, товарообменных и посреднических операций. Для проведения этих операций торговые предприятия закупают и доставляют товары, обеспечивают их хранение, подготовку к продаже, необходимую в отдельных случаях подработку, фасовку. Работникам торговых предприятий выплачивается заработная плата, от суммы которой начисляются единый социальный налог и взносы на обязательное страхование (от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и на пенсионное страхование. Реализация товаров сопровождается обслуживанием покупателей, оказанием им разного рода дополнительных услуг. Закупке товаров, как правило, предшествуют маркетинговые исследования для изучения потребительского спроса, с одной стороны, и влияния на работу производителей — с другой. Иначе говоря, деятельность торговых предприятий достаточно многоплановая и требует значительных затрат.
Одновременно с проведением инвентаризации в магазине она осуществляется и в прикрепленных к нему палатках, киосках, павильонах и пр. Если магазин имеет склады, отделы и секции, филиалы с раздельной материальной ответственностью, то инвентаризацию в них можно проводить отдельно, не закрывая магазин.
Перед началом инвентаризации магазина его закрывают, обслуживая только покупателей, находящихся в торговом зале. При этом операции с ТМЦ прекращаются, все подсобные помещения пломбируют. Вместе с тем с согласия руководителя и представителя комиссии могут быть отпущены до начала инвентаризации товары первой необходимости для продажи с лотков или в мелкорозничной сети.
Инвентаризация на розничных торговых предприятиях начинается с проверки денежных средств в кассе, а при ее отсутствии — на руках у продавцов. Такую проверку оформляют актом снятия остатков кассы в магазине и фиксируют на титульном листе инвентаризационной описи. Кассир на момент инвентаризации составляет кассовый отчет и передает его для проверки и визирования документов председателю комиссии. Определяют результат по кассе (недостачу, излишек), который отражают в акте.
Председатель комиссии и счетный работник проверяют и визируют товарные отчеты и все приходные и расходные документы, приложенные к нему, и ставят штамп «До инвентаризации». С материально ответственного лица берут подписку приблизительно следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с № _ по № _, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении». Комиссия начинает инвентаризацию с подсобных помещений магазина. В это время в торговом зале члены бригады материально ответственных лиц подбирают и группируют товары по наименованиям, сортам, артикулам, размерам и ценам в порядке, удобном для пересчета, перемеривания. Подготовка товаров к пересчету и перевешиванию производится в присутствии членов комиссии, которые перевешивают, пересчитывают, перемеривают все товары; нераспакованные товары распаковывают. Если распаковка товара может вызвать понижение его качества, то массу товара определяют по трафарету (по массе брутто) с выборочной проверкой ряда товарных мест. Установленное комиссией фактическое количество товара отражается в инвентаризационной описи-акте.
Отдельными описями оформляют выявленные при инвентаризации неходовые и залежалые товары, а также тару. Бой, брак, порчу актируют в обычном порядке. Предварительный результат инвентаризации определяют на месте сразу после ее окончания, сопоставив остатки товаров и тары по товарному отчету с инвентаризационной описью. При выявлении больших расхождений комиссия обязана взять письменное объяснение с материально ответственных лиц, опломбировать магазин и сообщить об этом руководителю торгового предприятия.
Окончательные результаты инвентаризации определяются в бухгалтерии в торговле (в мелкорозничной сети — не позднее следующего дня после ее окончания; по магазинам — в трехдневный срок). На складах оптовых предприятий и предприятий общественного питания, где ведется количественно-суммовой учет, окончательный результат инвентаризации оформляется на основании сличительной ведомости.
При выявлении недостачи бухгалтер рассчитывает по нормам естественную убыль (при наличии норм), и потери в пределах фактической суммы недостачи списывают на расходы торгового предприятия (издержки обращения). При списании недостач и потерь от естественной убыли следует помнить, что согласно письму ГНС РФ от 24 сентября 1997 г. № ВП-6-13/675, действующему с 1998 г., списание потерь товаров от естественной убыли на издержки обращения в торговых организациях проводиться не должно. Основанием для этого письма послужило письмо МВЭС и торговли РФ от 25 июля 1997 г. № 45-09/364. Разъяснения Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 26 августа 1997 г. № 16-00-17-50 и Департамента налоговой политики Минфина России от 18 сентября 1997 г. № 04-02-11/1 обязали предприятия и организации всех форм собственности во избежание штрафных санкций внести соответствующие исправления и перерасчеты по платежам в соответствующие бюджеты. Правительство РФ постановлением от 12 ноября 2002 г. № 814 поручило отраслевым министерствам и ведомствам разработать нормы естественной убыли, отвечающие современным условиям хозяйствования. Однако 31 марта 2003 г. Министерство экономического развития и торговли утвердило своим приказом № 95 пока только «Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли». Поэтому до утверждения новых норм естественной убыли торговые предприятия, рассчитывающие эти потери по старым правилам, не могут их списывать в уменьшение налоговой базы, так как налоговы*-ми документами они не признаны.
Недостача, не перекрытая суммой нормируемых потерь, подлежит взысканию с виновных лиц в установленном порядке. Излишки товаров и тары приходуются в состав внереализационных доходов предприятия. Результат инвентаризации тары оформляют составлением сличительной ведомости в количественно-стоимостном выражении по каждому виду тары в отдельности. Бухгалтер обязан ознакомить материально ответственное лицо со сличительной ведомостью под расписку
в ведомости.
По распоряжению руководителя выявленная недостача товаров и тары сверх норм естественной убыли в размере, не превышающем средний месячный заработок работника (каждого члена бригады при коллективной ответственности), взыскивается путем удержания ее из заработной платы работника. Ущерб, превышающий средний месячный заработок работника, взыскивается путем подачи иска в суд, если работник отказался погасить его добровольно.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете. По результатам инвентаризации составляются следующие бухгалтерские проводки:
Дт 20 «Основное производство»
Дт 41 «Товары», соответствующий субсчет
Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» — сумма выявленных излишков товаров относится в доход предприятия;
Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кт 41 «Товары», соответствующий субсчет
Кт 20 «Основное производство» — отражена сумма выявленной
недостачи товаров.
В связи с выявлением недостачи товаров у торгового предприятия возникает необходимость восстановления задолженности перед бюджетом по НДС, который был принят к вычету в момент приятия товаров к учету:
Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»
Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям» — метод «красного
сторно»;
Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям» — на сумму НДС по недостающим ТМЦ, который был ранее принят к вычету и подлежит
списанию за счет других источников Недостачи могут быть списаны в дальнейшем за счет различных источников. Как правило, потери товаров сверх установленных норм относятся за счет виновных материально ответственных лиц, что отражается записью:
Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кт 94 «Недостачи и
потери от порчи ценностей». Если
торговое предприятие или
Дт 42 «Торговая наценка»
Кт 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» — на сумму наценки, приходящейся на недостающие ценности.
Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета предлагает списывать сумму наценки, приходящейся на недостающие товары так же, как и наценку, приходящуюся на реализованные товары, методом «красного сторно». С методической точки зрения это неверно, так как наценка, приходящаяся на недостающие товары, — это потерянный для предприятия доход: товары не могут быть проданы, значит, и наценка не может быть реализована. Методом «красного сторно», наоборот, отражается реализованная наценка, т.е. превратившаяся в валовой доход предприятия. Предприятие вправе предусмотреть в своей учетной политике возможность списания торговой наценки, приходящейся на недостающие товары, по дебету счета 42 «Торговая наценка», как того требует назначение и экономическое содержание этого счета.
Получение письменного распоряжения руководителя предприятия о взыскании суммы недостачи с материально ответственных лиц будет отражено в учете:
Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кт 94 «Недостачи и
потери от порчи ценностей». Сумма
причиненного ущерба может
Дт 50 «Касса», субсчет «Касса организации»
или
Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба».
После этих проводок у предприятия появляется внереализационный доход, равный сумме наценки, приходящейся на недостающие товары:
Дт 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»
Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».
При отсутствии виновных лиц (например, на основании постановления суда или в связи с закрытием уголовного дела, заведенного органами внутренних дел по факту кражи) недостачи сверх нррм принимаются в уменьшение налогооблагаемой прибыли и фиксируются записью:
Дт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». При инвентаризации в комиссионной торговле размер понесенного ущерба в результате хищения или недостачи товаров определяется по продажным ценам. Списание суммы недостач товаров в комиссионном магазине, выявленной в результате инвентаризации, отражается записью:
Кт 004 «Товары, принятые на комиссию».
Сумма задолженности комитенту (цена товара, указанная в договоре комиссии) выплачивается комитенту и отражается следующей проводкой:
Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с комитентами»;
Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кт 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Разница между суммой подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» — на разницу между продажной ценой товара и суммой, подлежащей выплате комитенту. f
Списание недостачи товаров за счет виновных лиц отражается записью: ,
Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет: «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — на сумму недостачи по продажным ценам.
Сумма поступивших денег в кассу от виновного лица на сумму недостачи товаров по продажным ценам фиксируется проводкой: ,
Дт 50 «Касса»
Кт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба».
После этого разница между стоимостью товара, оплаченной виновным лицом, и суммой, выплаченной комитенту, отражается записью:
Дт 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»
Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».
6.2. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ
В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на предприятии проводится инвентаризация кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для проведения инвентаризации кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия; отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к отчетам, с указанием «до инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков средств к началу инвентаризации. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, а все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, выбывшие — списаны в расход. В процессе инвентаризации, согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49, при подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.). Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности проводится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам. Инвентаризационная комиссия составляет акт. При обнаружении недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения. Кассиры как материально ответственные лица должны написать объяснительные записки, в которых должны быть указаны возможные причины установленных результатов. Выявленные излишки наличных денег приходуются с зачислением в доход предприятия, что отражается проводкой: