Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:13, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Основы организации бухгалтерского учета в
финансовых и бюджетных учреждениях
1.Понятие бюджетного учета
2.Организация бюджетного учета в Республике Казахстан
3.Задачи и принципы бюджетного учета

Вложенные файлы: 1 файл

6 Лекционный комплекс Учет и отчетность в ФБО.doc

— 405.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


 

 

 

Западно-Казахстанский  аграрно-технический университет  имени Жангир хан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсужден на заседании  кафедры «___»___________2007 г. Протокол №______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Основы организации бухгалтерского учета в

финансовых  и бюджетных учреждениях

1.Понятие бюджетного  учета

2.Организация  бюджетного учета в Республике  Казахстан

3.Задачи и  принципы бюджетного учета

1.Понятие бюджетного  учета

 

Государственный бюджет имеет огромное значение для жизни общества в целом и для каждого гражданина в отдельности. Финансы служат материальной основой существования государства, источники денежного обеспечения его функций. Через финансовые рычаги государство активно влияет на экономическое развитие страны. Каждый гражданин через различные финансовые институты связан с государством. Уплачивая налоги, он участвует в процессах формирования государственных денежных фондов, и получая из них пенсии и пособия, бесплатное медицинское обслуживание и образование – в процессах их расходования. Государственные и местные бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Республики Казахстан. Посредствам бюджетов образуются денежные фонды соответствующего административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач по созданию финансовой основы для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

В материальном аспекте бюджет предоставляет  собой централизованный денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов власти. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.д.

Однако сущность бюджета проявляется  в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории.

В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием центральных денежных фондов для выполнения функций соответствующих органов власти. Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры, образования, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет, таким образом, является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства.

Значение государственного бюджета  обусловлено не только величиной концентрируемых в нем средств. Он является своего рода «проводником» финансовой политики государства. Наличие бюджета создает возможности для маневрирования при распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности на определенном отрезке времени для страны в целом или её регионов.

Таким образом, в бюджетной системе  концентрируется часть национального дохода, которая направляется на потребности общего значения:

- экономические и социальные  программы

- обеспечение обороноспособности  и безопасности республики

Особенности учета доходов и расходов бюджетной системы от учета производственной сферы, обуславливают и обособленный бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях.

 

2.Организация  бюджетного учета в Республике  Казахстан

 

Финансовая система - общества является одним из механизмов позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику. В состав финансовой системы входит и государственный бюджет.

Бюджет - это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Государственный бюджет  Республики Казахстан - это баланс доходов и  расходов, который составляется в  соответствии с показателями плана экономического и социального развития республики и обеспечивает необходимыми денежными средствами дальнейшее   развитие   экономики,   культуры,   повышение материального   уровня   жизни   народа   и   укрепления обороноспособности республики.

Доход бюджета - денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном порядке   в соответствии с законодательством РК в распоряжение органов государственной власти (его субъектов и органов местного самоуправления).

Расход бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Для обеспечения полного и своевременного поступления доходов и использования средств бюджета по целевому назначению требуется  правильная  организация  бухгалтерского   учета исполнения бюджета.

Субъектами  бюджетного  учета являются  учреждения, финансируемые, в сметном порядке. Такие учреждения называются бюджетными (школы, детские сады и ясли, учреждения здравоохранения, культуры, высшие и средне специальные учебные заведения, научно -исследовательские учреждения и т.д.).

Объектами бюджетного учета являются: доходы и расходы бюджета, денежная наличность, средства в расчетах между  бюджетами, фонды и резервы, материальные ценности бюджетных организаций.

Бюджетный учет ведется в соответствии с существующим в республике бюджетным устройством, согласно утвержденного Закона «О бухгалтерском учете», «Инструкции по бухгалтерскому учету в организациях, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов»,  утвержденный приказом Департамента Казначейства Министерства финансов РК от 27 января 1998 года за № 30, инструкциями по бюджетному учету, Бюджетным Кодексом Республики Казахстан  от 24 апреля 2004 года за № 548.

Приказом Комитета Казначейства Министерства Финансов РК от 18 мая 2001 года № 260 внесены  изменения и дополнения в приказ Департамента Казначейства Министерства финансов РК от 27 января 1998 года № 30.

Непосредственное исполнение государственного бюджета возложено на финансовые органы, исполняющие соответствующий бюджет и организующие исполнение всех бюджетов данной административно-территориальной единицы.

 

3.Задачи и  принципы бюджетного учета 

 

Задачами бюджетного учета являются:

  1. Точное исполнение утвержденного государственного бюджета.
  2. Соблюдение финансово-бюджетной дисциплины и строжайшего режима экономии в расходовании государственных средств.
  3. Мобилизация средств и выявление дополнительных доходов в бюджет.
  4. Осуществление   качественного   бухгалтерского   учета  и своевременное составление финансовой отчетности.
  5. Компьютеризация бюджетного учета с применением современных программ.

 

При организации бюджетного учета  в РК руководствуются следующими основными принципами:

- обязательность двойной записи  хозяйственных операций на счетах  бюджетного учета;

- обязательность документирования  хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операций;

-  применять типовые формы  и учетные регистры, утвержденные  Приказом Департамента Казначейства  Министерства финансов РК 1 декабря 1998 года №548;

-  объекты учета подлежат  оценке в денежном выражении;

-  обязательность проведения  инвентаризации имущества и обязательств;

- обязательность   формирования   Учетной   политики   для  качественного ведения бюджетного учета в учреждениях.

 Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которого лежит бюджетная классификация. Бюджетная классификация предполагает научно обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированным в определенном порядке. Классификация состоит из двух частей:

а) доходов бюджета, которые группируются по видам

6) расходов бюджета, которые  группируются по направлениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Организация и задачи бухгалтерского учета

в централизованных бухгалтериях

1.Организация  и задачи бухгалтерского учета в централизованных бухгалтериях

2.Формы бухгалтерского  учета бюджетных учреждений

3. Порядок  составления бухгалтерской отчетности

 

1.Организация и задачи бухгалтерского учета в централизованных бухгалтериях

 

Организационной основой бухгалтерского учета исполнения плана финансирования бюджетных учреждений в РК может  являться   ее централизация.

Централизация бухгалтерского учета  способствует усилению контроля за соблюдением сметной дисциплины, уменьшению количества текущих счетов в банках, сокращению банковских операций, упрощению планирования и составления смет. Централизация   бухгалтерского   учета,   облегчает   главным распорядителям кредитов свод годовой отчетности и аудиторскую работу.

При централизации учета за руководителями обслуживаемых организации остаются права распорядителей лимитов. В частности: заключать договоры на  поставку товаров и оказание услуг, трудовые соглашения на выполнение работ; получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды, а также разрешать выдачу авансов своим работникам; разрешать оплату расходов,  за счет лимитов, выделенных в пределах бюджетных ассигнований; расходовать в соответствии с установленными нормами материалы; продукты питания и другие материальные ценности на нужды организации; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации и др.

Централизованная    бухгалтерия    должна    представлять руководителям обслуживаемых организаций необходимые им сведения об исполнении  плана финансирования в согласованные ими сроки.

Важным   организационным   моментом   в   деятельности централизованных бухгалтерий является формирование научно обоснованных структур. При этом распределение   служебных обязанностей производится по функциональному признаку: за каждой группой работников или отдельными работниками закрепляется определенный участок учетной работы.

Например, выделяются следующие группы:

- плановая работа,

- финансовая работа,

- расчеты с рабочими и служащими,

- расчеты с родителями за  содержание детей в детских  дошкольных учреждениях,

- отдел сводной отчетности и  анализа.

В зависимости от объема работ могут  создаваться и другие группы:

- учет расчетных операций,

- учет основных средств и МБП,

- учет продуктов питания и  медикаментов,

- учет капитальных вложений.

Установление в централизованной бухгалтерии рациональной структуры  управления является   необходимым  условием для исключения дублирования выполняемых работ, потери рабочею времени и повышает оперативность и качество учетного процесса.

Обязанности бухгалтерских служб:

- обеспечение правильной организации  бухгалтерского учета в соответствии с нормативными документами;

- осуществление  контроля за  своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;

- контроль за правильным и  экономным расходованием средств  в соответствии с выделенными ассигнованиями и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов;

-своевременное финансирование учреждений - ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими плана финансирования и правилами постановки бухгалтерского учета;

- учет доходов и расходов  по бюджетным и внебюджетным  средствам;

- начисление и выплата в срок  заработной платы; стипендии и прочих в выплат;

- своевременное проведение расчетов  с разными юридическими и физическими лицами;

- участие в проведении инвентаризации  активов учреждений, своевременное и правильное  определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;

- проведение инструктажа материально  ответственных лиц;

- применение   современных   компьютеров   и   средств  вычислительной   техники   при   выполнении   учетно-вычислительных работ;

- составление  и  представление   в   установленные   сроки  бухгалтерской отчетности;

- составление и согласование  с руководителями учреждений  плана финансирования и расчетов к ним (при отсутствии плановых отделов);

- хранение бухгалтерских документов, регистров учета, планов финансирования, других документов и сдача их в архив в установленном порядке.

Бухгалтерский  учет  в  бюджетных  организациях  имеет специфические особенности. Эти особенности обусловлены Бюджетным Кодексом, а также «Инструкцией по бухгалтерскому учету в организациях, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов», утвержденной приказом Департамента Казначейства Министерства финансов РК от 27 января 1998 года №30 и другими нормативными документами. Большую роль при организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях играет их отраслевая специфика (здравоохранения, образования, науки и другие).

Информация о работе Лекции по "Финансам"