Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:13, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Основы организации бухгалтерского учета в
финансовых и бюджетных учреждениях
1.Понятие бюджетного учета
2.Организация бюджетного учета в Республике Казахстан
3.Задачи и принципы бюджетного учета

Вложенные файлы: 1 файл

6 Лекционный комплекс Учет и отчетность в ФБО.doc

— 405.50 Кб (Скачать файл)

Руководитель бюджетной организации  должен обеспечить создание учетной системы и организацию бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет в организации  осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером.

Главный бухгалтер бюджетной организации  назначается и освобождается от должности руководителем и подчиняется непосредственно руководителю организации. На должность главного бухгалтера назначается специалист, имеющий соответствующее экономическое образование.

Главный бухгалтер организации  обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций, предоставление оперативной информации, составление и предоставление в установленные сроки бухгалтерской отчетности.

При освобождении главного бухгалтера от занимаемой должности (увольнение, назначение на другую должность) прием – передача дел производится по акту на основании приказа руководителя государственного учреждения.

В приказе указывается состав комиссии, срок приема-сдачи дел бухгалтерии (не более 2-х недель), порядок оплаты труда сдающего и принимающего, а также порядок подписи документов в период приема-сдачи дел до официального оформления права подписи лица, принимающего дела.

Содержание и порядок оформления и подписания акта приема передачи дел предусмотрены изменениями и дополнениями в приказ Департамента Казначейства Министерства финансов РК за № 260 от 18 мая 2001 года.

2.Формы бухгалтерского  учета бюджетных учреждений

Под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.

В практике бухгалтерского учета используется журнально-ордерная и мемориально-ордерная формы ведения бухгалтерского учета. Ведение бухгалтерского учета исполнения смет расходов по журнально-ордерной форме может быть разрешено в отдельных случаях, в соответствии с порядком его ведения и утвержденным администратором республиканских бюджетных программ по согласованию с Министерством финансов РК.

Синтетический учет в государственных  учреждениях осуществляется  по мемориально-ордерной форме.

Проверенные и принятые к учету  документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом  порядке)  и оформляются мемориальными ордерами – накопительными ведомостями которым присваиваются следующие постоянные номера:

- мемориальный ордер 1 - накопительная  ведомость по кассовым операциям (Ф.381);

- мемориальный ордер 2 - накопительная  ведомость по движению средств на бюджетных счетах (Ф. 381);

- мемориальный ордер 3 - накопительная  ведомость по движению средств на внебюджетных счетах (Ф.381);

- мемориальный ордер 5 - свод  расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям (Ф.405);

- мемориальный ордер 6 - накопительная  ведомость по расчетам с организациями (Ф.408);

- мемориальный ордер 7 - накопительная  ведомость по расчетам в порядке плановых платежей (Ф.408);

- мемориальный ордер 8 - накопительная  ведомость _по расчетам с подотчетными  лицами (Ф.386);

- мемориальный ордер 9 - накопительная ведомость по выбытию и перемещению активов (Ф.438);

- мемориальный ордер 10 - накопительная  ведомость по выбытию и перемещению малоценных и быстроизнашивающихся предметов (Ф.438);

- мемориальный ордер 11 - свод  накопительных ведомостей по  приходу продуктов питания (Ф.398);

- мемориальный ордер 12 - свод  накопительных ведомостей по  расходу продуктов питания (Ф.411);

- мемориальный ордер 13 - накопительная  ведомость по расходу материалов (Ф.396);

- мемориальный ордер 14 - накопительная  ведомость начисления доходов по специальным средствам (Ф.409);

- мемориальный ордер 15 - свод  ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей (Ф.406). 

Мемориальные ордера подписываются  главным бухгалтером или его  заместителями и исполнителем. Все  мемориальные ордера регистрируются в книге “Журнал-главная” (Ф.308) по субсчетам.

Аналитический учет в государственных  учреждениях ведется в учетных  регистрах (книгах, карточках, накопительных  ведомостях)

Для контроля за правильностью бухгалтерских  записей по счетам синтетического и аналитического учета ежемесячно составляются оборотные ведомости (по активам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам – ежеквартально)

Государственные учреждения обязаны  составлять и предоставлять бухгалтерскую годовую, квартальную и периодическую отчетность в сроки и порядке, установленном Министерством финансов РК.

Обеспечение бюджетной организации  инструктивными документами для ведения бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности осуществляется вышестоящими органами.

 

 

3. Порядок  составления бухгалтерской отчетности

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты деятельности организаций и учреждений за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют на основе учетных данных. Отчетность учреждений и организаций должна отражать состав имущества и источники его формирования, включая имущество производств и хозяйств, других подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Составлению отчетности предшествует сверка оборотов и остатков на счетах аналитического учета с оборотами и остатками на счетах синтетического учета. Перед составлением годового баланса необходимо провести инвентаризацию всех активов и отразить результаты в учете.

Остатки неиспользованных бюджетных  средств в учреждении, финансируемых из республиканского бюджета, закрываются учреждениями банков 31 декабря. Остатки других бюджетных средств по завершению года не закрываются, переходят на следующий год и зачисляются в счет  текущего финансирования. Сэкономленные против установленных ассигнований по плану финансирования и перечисленные не позднее 31 декабря на текущие счета «Сумм по поручениям» средства остаются в распоряжении бюджетных учреждений и при условии выполнения показателей деятельности в установленном порядке, направляются на социальные нужды. Размер экономии по смете определяют как разницу между общей суммой учтенных сметных назначений и кассовым расходом за год.

На расчетные счета поступают  в установленном порядке денежные средства, в том числе средства бюджетного финансирования. Остатки средств на расчетных счетах в конце года не закрываются и переходят на следующий год. Расчеты с дебиторами и кредиторами к концу года должны быть завершены. По расчетам с подотчетными лицами остатки неиспользованных средств должны быть возращены, а по использованным средствам составлены авансовые отчеты.

Перед составлением отчетного баланса  производят заключение счетов. Для  этого производят все необходимые  записи, составляют дополнительные проводки. После заключения текущего учета составляют баланс на 1 января следующего года.

Бухгалтерскую отчетность бюджетных  организаций подразделяют на годовую, квартальную и месячную.

Годовая отчетность включает в себя:

  • баланс исполнения плана финансирования (форма №1);
  • к балансу прилагается справка о движении сумм финансирования из бюджета;
  • отчет об исполнении плана финансирования государственного учреждения (форма №2);
  • отчет об исполнении сметы доходов и расходов бюджетной организации, переведенной на новые условия хозяйствования (форма №2-1).
  • отчет о движении средств спонсорской и благотворительной помощи и сумм страховой выплаты (форма №4-СП);
  • отчет о движении валютных средств (форма №4-в);
  • отчет об использовании средств, выделенных на представительские затраты (форма №7);
  • отчет о выплате пенсии, государственных социальных пособий (форма №8-ВП);
  • отчет по внешним займам (форма №16).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.  План финансирования и баланс исполнения плана

финансирования

1.Понятие плана финансирования

2. Баланс исполнения плана финансирования

 

1.Понятие плана финансирования

Средства из бюджета на содержание бюджетного учреждения и проведение мероприятий выделяется на основе утвержденного  плана финансирования. План финансирования – основной плановый и финансовый документ, составляемый на год и определяющий объем, целевое направление и помесячное распределение средств.  Ассигнования, предусмотренные планом финансирования, являются предельными. Расходы сверх сумм лимита не разрешается. Также нельзя производить расходы, непредусмотренные планом финансирования.

План финансирование бюджетного учреждения утвержден приказом Министерства финансов РК от 11 января 2002 года №19. Графически план финансирования представляет собой таблицу, где отражается денежные средства с классификацией на подклассы и специфики. Основные показатели плана финансирования, их определение и перечень затрат предусмотрены в структуре специфики экономической классификации расходов бюджета РК. При определении размера расходов руководствуются различными нормами и расценками, которые доводятся учреждениям вышестоящими органами.

Составленный план финансирования представляется на утверждение вышестоящим и уполномоченным органам установленные сроки. При утверждении плана финансирования проверяется необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, их соответствие объему работ учреждения,  соблюдения норм расходов.

Утверждение плана  бюджетного финансирования производится после утверждения  соответствующего бюджета, из которого оно финансируется. План финансирования подписывается руководителем, указывается дата утверждения и проставляется оттиск печати на всех экземплярах с указанием в верхнем правом углу общей суммы расходов по плану.

План финансирования государственных  казенных предприятий существенно  отличается от плана финансирования государственных учреждений и представляет собой план хозяйственной деятельности предприятия на соответствующий финансовый год с выделением в отдельную строку плана по государственному заказу. При этом общая сумма расходов государственного казенного предприятия выделена на две группы:

    1. расходы, на осуществление которых гражданско-правовые сделки не заключаются;
    2. Расходы, на осуществление которых, гражданско-правовые сделки заключаются.

К расходам, на осуществление которых  гражданско-правовые сделки не заключаются, относятся:

- заработная плата работников  с отчислениями (в том числе  индивидуальный подоходный налог);

- дополнительные денежные выплаты;

- командировочные расходы;

- налоги и другие обязательные  платежи в бюджет (за исключением индивидуального подоходного налога);

- судебные издержки;

- штрафы, пени;

- прочие расходы.

К расходам, на осуществление которых  гражданско-правовые сделки заключается, относятся:

-приобретение оборотных средств  (материалов, продуктов питания);

- приобретение основных средств;

- приобретение прочих активов;

-коммунальные услуги (горячее и  холодное водоснабжение и другие  коммунальные услуги);

- электроэнергия;

- отопление;

- услуги связи;

- транспортные услуги;

- текущий ремонт основных средств;

- капитальный ремонт основных средств;

- арендная плата по основным  средствам;

-расходы по выплате вознаграждений  по кредитам;

-прочие расходы.

К плану финансирования прилагается  пояснительная записка с расшифровкой доходов и прочих расходов предприятия, а также данные по численности штатных работников.

 

    1. Баланс исполнения плана финансирования

 

Баланс исполнения плана  финансирования – это основной отчетный документ, в котором отражены и обобщены в денежной оценке на определенную дату средства бюджетного учреждения по видам и использованию, по источникам их образования и назначению.

Баланс исполнения плана финансирования (приложение 1) представляет собой таблицу двухсторонней формы: слева – актив, где учитываются средства бюджетного учреждения по видам и размещению, справа – пассив, где учитываются источники образования средств и их назначение.

Актив и пассив баланса состоят  из отдельных статей, каждая из которых  содержит наименование отдельных видов  средств и источников. По экономически однородным признакам статьи баланса сгруппированы в разделы.

Актив баланса отражает средства бюджетных учреждений по видам и использованию.

В I разделе учитываются активы и нематериальные активы в оценке по первоначальной стоимости.

Информация о работе Лекции по "Финансам"