Лизинг как вид инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Введение
Одними из определяющих показателей уровня благосостояния государства являются объем и структура инвестиций в национальную экономику. Руководствуясь этим критерием, Россию трудно отнести к развитым странам. Само понятие инвестиционной деятельности было впервые законодательно определено только в 1991 году. Несмотря на значительное количество выпущенных к настоящему моменту документов, далеко не все аспекты инвестиционной деятельности нашли отражение в нормативных актах - пока лишь намечены основные направления инвестиционной политики государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Лизинг как вид инвестиционной деятельности..doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Однако подобное правило  не распространяется на лизингодателя, который как собственник, например, в целях привлечения денежных средств, вправе использовать предмет лизинга в качестве залога, но в отношении будущих вещей, по договору лизинга.

Гарантией сохранения прав на предмет лизинга и его использование  лизингополучателем служит запрет обращения  взыскания на предмет лизинга  по обязательствам лизингополучателя со стороны третьего лица.

Этот запрет применяется  даже в том случае, если предмет  лизинга зарегистрирован на имя  лизингополучателя.

При этом обращение взыскания  на имущество лизингодателя, к которому отнесен предмет лизинга, также  определяет переход прав лизингодателя по договору к новому собственнику предмета лизинга. Удовлетворение взыскания как юридический факт порождает замену стороны в обязательстве и универсальное правопреемство. К новому собственнику в полном объеме переходят права и обязанности по договору лизинга.

3. Лизинг как вид инвестиционной деятельности.

 

Мировой опыт применения лизинга доказал существование  тесной взаимосвязи между уровнем  развития данного вопроса и реальным увеличением объемов инвестиций, так необходимых для развития экономики России.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования российских промышленных предприятий: значителен удельный вес  морально и физически устаревшего оборудования, низка эффективность его использования.

Лизинг предполагает имущественные отношения, складывающиеся следующим образом: одна сторона (потенциальный  лизингополучатель), в силу недостаточности  финансовых средств для приобретения имущества в собственность либо испытывая необходимость лишь во временном его использовании, обращается ко второй стороне (потенциальному лизингодателю) с просьбой приобрести необходимое имущество у третьей стороны (продавца) и предоставить это имущество лизингополучателю во временное владение и пользование. То есть в данном случае речь идет о системе имущественных отношений, возникающих в связи с приобретением лизингодателем в собственность указанного лизингополучателем имущества у определенного продавца и последующим предоставлением этого имущества во временное владение и пользование за определенную плату.

Современная технология лизинговой деятельности предполагает возможность привлечения средств  на приобретение предмета лизинга. При  этом возможен залог уже имеющегося в наличии имущества с последующим предоставлением приобретенного предмета лизинга в залог для обеспечения исполнения обязательств по возврату привлеченных ресурсов.

Развитие получает структурно-институциональная  организация лизинговой деятельности. Крупные банковские группы очень часто включают в диверсифицировать спектр предоставляемых услуг. Конечным итогом является увеличение прибыли не только на оказании лизинговых услуг, но и на организации финансирования лизингового проекта.

Особая роль в развитии лизинга принадлежит регулированию деятельности субъектов лизинговых отношений.

По данным Европейской  федерации ассоциаций лизинговых компаний, в значительном числе европейских  стран (Венгрия, Греция, Испания, Италия, компании обладают специальной правоспособностью как финансовые организации и (или) подлежат специальному контролю (надзору) со стороны финансово-кредитных ведомств.

Для российских лизинговых компаний такой инстанцией является Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ (далее - ФСФМ РФ).

При этом функции нормотворчества и вопросы применения лизинговыми компаниями действующего законодательства, контролю за их исполнением в сфере лизинга разделены между Министерством финансов России и ФСФМ РФ.

Один из механизмов регулирования  лизинга - постановка на учет в Комитет РФ по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом лизинговых компаний.

Постановка на учет осуществляется для вновь созданной компании в течение 30 дней с момента ее создания. Для постановки на учет лизинговая компания обязана представить в ФСФМ РФ следующие документы: заявление в произвольной форме и карту постановки на учет по форме, утвержденной ФСФМ РФ. Последняя в течение 10 дней с даты представления документов принимает решение о постановке либо отказе в постановке на учет лизинговой компании, уведомление о чем вручается представителю организации или направляется заказным письмом в адрес организации с уведомлением о вручении. При изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, лизинговая компания обязана уведомить о таковых ФСФМ РФ в течение 5 дней. В случае ликвидации организации или прекращения ею ведения лизинговой деятельности организация направляет заявление произвольной формы о снятии с учета. Ответственность за исполнение данного положения возложена на руководителя лизинговой компании.

При этом нормативно установлен контроль деятельности, связанной с  финансовыми операциями, к которым, несомненно, относится лизинг.

Законодательство обязательным контролем называет совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, лизинговые компании обязаны:

1) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании  в организации, осуществляющей  операции с денежными средствами  или иным имуществом;

2) предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей;

3) систематически обновлять  информацию о клиентах, выгодоприобретателях;

4) документально фиксировать  и представлять в ФСФМ РФ  не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю;

5) представлять в ФСФМ  РФ по ее письменному запросу  указанную выше информацию как  в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и в отношении таких операций.

Для исполнения этих обязанностей лизинговые компании должны проводить  внутренний контроль над проводимыми  сделками.

Обязанностью лизинговой компании является предоставление контролирующему органу сведений об экономически не обусловленных операциях и сделках в целях реализации положений законодательства о борьбе с доходами, полученными преступным путем.

Далее ФСФМ РФ проверяет  полученную информацию. В целях ее уточнения ей предоставлено право направлять дополнительные запросы. В таком случае организация (в данном случае - лизинговая компания) обязана представить информацию в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса.

Предоставление информации, содержащейся в этих данных, и документов не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайн. При этом запрещается информировать клиентов лизинговых компаний о проведении мер подобного контроля и о полученной в ходе их проведения информации, которая признается законом конфиденциальной.

Требует решения проблема государственной поддержки правового  института финансовой аренды (лизинга). Лизинг может стать наиболее прозрачной и контролируемой финансовой операцией  посредством участия государства  в лизинговых отношениях.

Законом о лизинге  предусмотрена возможность оказания мер государственной поддержки  деятельности лизинговых организаций, установленных законами Российской Федерации и решениями Правительства  Российской Федерации, а также решениями  органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции (ст. 36 Закона).

В их числе могут быть:

  • разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации или региона;
  • создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;
  • долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;
  • меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;
  • финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм-нерезидентов;
  • предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;
  • предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;
  • предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;
  • создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности;
  • предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;
  • отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных;
  • создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.

В числе прочих мер  могут быть реализованы срочные  специальные государственные программы, направленные на решение проблемы обновления основных фондов крупных предприятий; обеспечение целевого использования бюджетных средств, подлежащих выделению в рамках специальных государственных программ; резервирование на специальном счете денежных средств, получаемых от продажи продукции в системе лизингового правоотношения, для дальнейших расчетов с лизингодателем; целевое бюджетное финансирования лизинговых компаний.

Стимулирование и поддержку  лизинговой деятельности необходимо проводить  в первую очередь на государственном  уровне посредством комплекса мер  по созданию благоприятного экономического климата для развития инвестиционной деятельности.

Для хозяйствования в  условиях России необходимость и  роль развития внутреннего лизинга  при активном участии в нем  государства и банковских структур имеет большое стратегическое и практическое значение. Разностороннее и эффективное воздействие лизинга на экономику предопределяется тем, что он одновременно выступает в качестве:

- условия и результата развития рынка;

- фактора ускоренной инновационной деятельности;

- весомого параметра совершенствования государственной финансовой системы, особенно укрепления ее собственной валюты и повышения доверия к ней;

- мощного средства подъема производства и стимула взаимовыгодного партнерства, в том числе международного.

При этом отказ государства от эффективного использования механизма внутреннего лизинга в сфере промышленной политики в недалеком будущем может привести экономику России к крайне негативным последствиям.

Развитию отношений  в сфере лизинга способствует активная поддержка со стороны органов федеральной (государственной) власти путем принятия соответствующих нормативных правовых актов, в том числе постановления Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N 752 "О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации", в котором Правительством были даны указания соответствующим министерствам и ведомствам РФ о разработке комплекса мер, направленных на развитие лизинговых отношений. Также этим Постановлением Министерству экономики РФ и Министерству финансов РФ были даны указания выделить при формировании бюджета на 1997 г. определенные целевые средства для лизинговых операций.

Как и любые другие гражданско-правовые отношения, лизинг помимо правового регулирования  нуждается в государственном стимулировании и поддержке.

В мировой практике возникновение  и развитие лизинга обусловлено  предоставлением государственной  поддержки путем создания налоговых, инвестиционных и амортизационных  льгот, а не с целью специального гражданско-правового регулирования.

Это означает, что лизинг - комплексный институт законодательства, который нельзя рассматривать и  анализировать только с точки  зрения гражданского права.

Стабильность нормативно-правовой базы в области лизинга особенно важна, поскольку отношения лизинга носят долгосрочный характер и предполагают высокую степень зависимости всех участников лизинговой сделки друг от друга, от инвесторов, от политики государственных органов.

Информация о работе Лизинг как вид инвестиционной деятельности