Малое предпринимательство. Роль и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в Р.Ф., оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

Содержание

Введение................................................................................................................ 2

1 Малое предпринимательство: роль и перспективы развития..............4

1.1 Понятие, сущность и цели предпринимательства...................................4

1.2.Налогообложение малого бизнеса в 2010 году........................................11

1.3. Конкурентоспособность малого бизнеса.................................................12

1.4. Перспективы развития малого бизнеса на современном этапе............13

2. Анализ развития малого и среднего бизнеса в РБ…………………….17

2.1. Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса………17

3. Проблемы малого бизнеса и пути решения..............................................24

Заключение ........................................................................................................27

Список используемой литературы ……………………………....................28

Вложенные файлы: 1 файл

Малое предпринимательство роль и перспективы развития.docx

— 58.87 Кб (Скачать файл)

    -  возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

    -  соответствие общепринятым или государственным стандартам;

    -   престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

  Вывод, который можно было бы сделать  из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

  В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда. 3

  Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя.

  В условиях рынка от предпринимателя  требуется умение — и даже предрасположенность  — действовать в союзе с  другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

  Таким образом, при планировании своей  деятельности предприниматель рассматривает  партнера (партнеров) как субъект  предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

  Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку  такого товара, на который имеется  спрос и который приносит предпринимателю  прибыль. Прибыль — это излишек  доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

  Однако  получение прибыли свойственно  не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

  Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:

  - обычная прибыль делового человека;

  - излишек над обычной прибылью делового человека.

  Второй  элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

  Всякий  предприниматель, таким образом, выступает  в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя. 

1.2. Налогообложение  малого бизнеса  в 2010 году

Налогообложение малого бизнеса является одним из важнейших факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства в нашей  стране. Налогообложение малого бизнеса  в 2010 году претерпело ряд изменений, что позволит упростить выплату  налогов частными предпринимателями.

В настоящее  время существует две формы налогообложения  малого бизнеса – общий и специальный (упрощенный) налоговый режим.  При  оплате налога в соответствии с общим  налоговым режимом, предприниматель  должен заплатить федеральные, региональные и местные налоги и сборы, которые  связаны с его деятельностью, что чаще всего приводит  к  путанице в документах и увеличению количества отчетов.  При специальном  налоговом режиме предприниматель  должен заплатить единый налог, который  заменяет большинство  других налогов.

Для того чтобы  производить уплату налогов по упрощенному  налоговому режиму, малое предприятие  должно соответствовать  ряду требований, например, численность компании не должна быть более 100 человек, а годовой  доход компании  должен составлять менее 20 миллионов рублей. В прошлом (2009) году было  принято решение, что  предельный доход, при котором можно  будет переходить на «упрощенку», составит 45 миллионов рублей. Налогообложение  малого бизнеса существенно изменилось с января 2010 года. Так, в соответствии с нормативными актами, представители  малого бизнеса, использующие общий  налоговый режим, не будут уплачивать единый социальный налог, а будут  вносить  страховые взносы в фонды медицинского, пенсионного страхования, и страхования на случай материнства и нетрудоспособности.

Изменения также  коснулись расходов, связанных с  имущественным страхованием, порядка  оплаты отпусков, реализацией продукцией, что скажется на расчете налогообложения  прибыли малого бизнеса в 2010 году.

Налогообложение малого бизнеса в 2010 году по упрощенной схеме также претерпит ряд  изменений. После долгих дебатов  Государственная Дума Российской Федерации  приняла решение увеличить порог, при котором возможно использование  упрощенной схемы налогообложения, до 60 млн. рублей. Данное новшество в  налогообложении малого бизнеса  будет действовать три года, начиная  с 2010 года.

Начинающему предпринимателю  бывает довольно сложно уследить за всеми  изменениями, которые происходят в  налоговой сфере, поэтому для  получения необходимой информации стоит обратиться в местные организации, которые созданы для содействия молодым предпринимателям. 

1.3. Конкурентоспособность малого бизнеса

Развитие малого бизнеса происходит в довольно жесткой  конкурентной среде, поэтому владелец малого предприятия должен очень  быстро и четко принимать бизнес-решения.

Конкурентоспособность малого бизнеса заключается, прежде всего, в том, что частное предприятие  может быстро перепрофилироваться  для выпуска той или иной продукции. Для развития небольшого завода нет  необходимости строить огромные цеха и развивать инфраструктуру, производство, например, строительных смесей  может быть развернуто в  течение короткого времени, а  перейти на производство бетонных блоков или подобной продукции малое  предприятие может очень быстро.

Конкурентоспособность малого бизнеса может также проявляться  в изменении ассортимента  продукции, например, швейная мастерская может  быть первоначально ориентирована  на пошив женской одежды, но, в  случае получения выгодного заказа, она может быть переориентирована  на пошив военного обмундирования.

Еще одной причиной высокой конкурентоспособности  малого бизнеса является отсутствие огромного административного аппарата, который часто тормозит развитие предприятия. Многие крупные концерны предпочитают размещать свои заказы на малых предприятиях, так как  это обходится намного дешевле, чем открывать новые линии  производства.

С другой стороны, производство некоторых продуктов  требует особой тщательности, например, малое предприятие может выпускать  торты на заказ, которые могут  стоить намного дороже, чем торт в обычном магазине, но такая продукция  может быть востребована намного  больше. Также конкурентоспособность  малого бизнеса заключается в  индивидуальном подходе к каждому  клиенту, что позволяет удовлетворить  его потребности. Например, покупка  мебели в крупном магазине может  быть осложнена как отсутствием  ассортимента, так и неграмотностью продавца, который не сможет подобрать  вам необходимый вариант. Малое  предприятие же сможет изготовить мебель по индивидуально разработанным  или вашим эскизам из тех материалов, которые наилучшим образом подходят для вашего интерьера.

Конкурентоспособность малого бизнеса также может проявляться  в квалификации специалистов, работающих на частном предприятии. Люди творческих профессий часто предпочитают работать в неурочное время или дома, - такой режим неприемлем для большинства  крупных предприятий.  Малый бизнес, работающих в сфере высоких технологий, также может оказывать серьезную  конкуренцию более крупным предприятиям, так как разработка и реализация небольших проектов может быть осуществлена за более короткие сроки и меньшую  стоимость. 

1.4.Перспективы развития малого бизнеса на современном этапе.

Анализ экономической  литературы и фактически статистических данных о деятельности субъектов  малого предпринимательства убедительно  свидетельствует об усилении роли малых  предприятий даже в странах с  развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности  малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке  малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости  населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

-формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

-расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

-приближения производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

-содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность.

-привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем крупных.

-создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

-способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;

-вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

-формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей; 

активизация научно-технического прогресса;

-освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

-содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки,

-создание вспомогательных и обслуживающих производств;

-освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и  другие экономические и социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью формирования экономики  России.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый  рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая с одной стороны, к  снижению цен, а с другой – к  тому, что потребитель получает продукцию  и услуги высокого качества, возможность  для государства получать большие  средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Однако, анализируя предпринимательскую сферу, можно  выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов  Российской Федерации.

Во-первых, сложная  экономическая обстановка, царящая  в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение  платежной дисциплины, высокий уровень  процентных ставок. Слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических  и правовых знаний предпринимателей , отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в  малом бизнесе, так и государственном  секторе. 

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство  напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ  регулирования развития предпринимательства  на региональном уровне.

Информация о работе Малое предпринимательство. Роль и развитие