Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы состоит в изучении закономерностей развития межбюджетных отношений в регионе, выявлении и систематизации проблем и разработке направлений совершенствования.
Такая направленность обусловила постановку и выполнение следующих задач в ходе работы:
- изучение структуры межбюджетных отношений на субфедеральном уровне;
- изучение структуры и размера доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
- изучение расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований;
- исследование финансовой самостоятельности в регионе;
- выявление проблем межбюджетного регулирования на субфедеральном уровне;
- предложения по совершенствованию распределения полномочий между регионом и муниципалитетом.
платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
разовых платежей за
пользование недрами при
В местные бюджеты зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:
земельного налога - по нормативу 100 процентов;
налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов [1, с.51].
А также в бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов зачисляются иные налоговые доходы в соответствии со статьей 61 БК и Федеральным законом № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Доходы местных бюджетов подразделяются на собственные и субвенции от вышестоящих бюджетов на выполнение делегированных государственных полномочий. К собственным доходам согласно БК относят:
средства самообложения граждан;
налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
неналоговые доходы,
зачисляемые в бюджеты в
доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций [1, с.41].
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 БК, в том числе за счет:
доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;
части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований [1, с.55].
А также в бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов зачисляются иные неналоговые доходы в соответствии со статьей 61 БК.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения;
заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных БК, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации [1, с.73].
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации [1, с.73].
В случаях, установленных
федеральными законами, регулирующими
деятельность территориальных
Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций местным бюджетам [1, с.73].
В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации [1, с.73].
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных БК [1, с.74].
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями [1, с.74].
Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета [1, с.74].
Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 БК [1, с.75].
В случае, если в муниципальном
образовании превышены
Расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 БК [1, с.75].
В случае, если в муниципальном
образовании превышены
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных БК [1, с.75].
Таким образом, совершенно
ясно, что, рассмотрев состав доходов
и расходов бюджетов на субфедеральном
уровне в Бюджетном Кодексе Российской
Федерации, необходимо более детально
изучить их на примере конкретного региона.
2.1. Проблема
повышения финансовой самостоятельности
в регионе
В настоящее время в России продолжается бюджетная реформа, которая предполагает кардинальный пересмотр системы обязанностей и полномочий различных уровней исполнительной власти. За каждым уровнем расходные обязательства и доходные источники для их исполнения закрепляются не на год, как обычно, а на постоянно. Для этого создана соответствующая законодательная база: вступили в силу изменения в Федеральный закон от 06. 10. 1999 № 184 – ФЗ «об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта РФ» и Федеральный закон от 06. 10. 2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ.
Бюджетный кодекс РФ закрепил за субъектами РФ право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять бюджет субъекта федерации, осуществлять систематический контроль за его исполнением. Бюджетная самостоятельность субъектов РФ обеспечивается: наличием достаточных по своим размерам собственных доходов бюджета; правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией региональных органов власти; правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета; правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами власти, и одновременно недопустимостью компенсировать за счет бюджетов других уровней дополнительные расходы, возникшие по вине самого субъекта РФ в ходе исполнения бюджета субъекта федерации [21].