Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы состоит в изучении закономерностей развития межбюджетных отношений в регионе, выявлении и систематизации проблем и разработке направлений совершенствования.
Такая направленность обусловила постановку и выполнение следующих задач в ходе работы:
- изучение структуры межбюджетных отношений на субфедеральном уровне;
- изучение структуры и размера доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
- изучение расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований;
- исследование финансовой самостоятельности в регионе;
- выявление проблем межбюджетного регулирования на субфедеральном уровне;
- предложения по совершенствованию распределения полномочий между регионом и муниципалитетом.
Продолжение таблицы 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Прочие неналоговые доходы бюджетов муниципальных районов | 484.4 | 0.9 | -6.3 | 142.9 | 0.01 | |
Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет | -12.6 | - | -2585.7 | |||
ИТОГО СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ | 207768.5 | 41.3 | 222870.8 | 42.8 | 803919.2 | 81.3 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ | 295759.1 | 28.7 | 298328.3 | 57.2 | 185517.8 | 18.7 |
Дотации от других бюджетов бюджетной системы РФ | 1243.0 | 0.2 | 279382.6 | 53.6 | 2718.8 | 0.3 |
Субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ | 241426.7 | 48.0 | 22133.2 | 4.2 | 314.8 | 0.02 |
Субсидии от других бюджетов бюджетной системы РФ | 53089.4 | 10.5 | 4542.2 | 0.9 | 1190.6 | 0.2 |
ИТОГО ДОХОДОВ | 503527.6 | 100.0 | 521199.1 | 100.0 | 989434 | 100.0 |
Таблица 4 – Расчет суммы и структуры расходов бюджета Лебедянского муниципального района, 2007 - 9 мес. 2009 гг.
Наименование расходов | 2007 г. | 2008 г. | 9 мес. 2009 г. | |||
сумма, тыс. руб | структура, % к итогу | сумма, тыс. руб | структура, % к итогу | сумма, тыс. руб | структура, % к итогу | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Общегосударственные вопросы | 43652.8 | 9.0 | 42024.4 | 8.2 | 35893 | 10.6 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2713.1 | 0.5 | 2172.6 | 0.4 | 54.3 | 0.02 |
Национальная экономика | 3126.9 | 0.6 | 4539 | 0.9 | 4478.1 | 1.3 |
Жилищно - коммунальное хозяйство | 16679.7 | 3.5 | 7281.4 | 1.4 | - | - |
Образование | 190922.5 | 39.0 | 212259.9 | 41.5 | 151559.7 | 44.8 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 11763.7 | 2.4 | 14553.3 | 2.9 | 10805.7 | 3.2 |
Здравоохранение и спорт | 76534.7 | 15.6 | 71953.1 | 14.1 | 46532.7 | 13.7 |
Социальная политика | 93716 | 19.2 | 102885.8 | 20.1 | 68012.7 | 20.08 |
Межбюджетные трансферты | 50127.5 | 10.2 | 53603 | 10.5 | 21336 | 6.3 |
ИТОГО РАСХОДОВ | 489236.9 | 100.0 | 511272.5 | 100.0 | 338672.2 | 100.0 |
Анализ доходов бюджета муниципального образования за 2007 – 9 мес. 2009 гг. показал, что удельный вес собственных доходов составляет более 40 % и безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней – около 60 %. Причем к собственным доходам бюджета муниципального образования отнесены отчисления от федеральных и региональных налогов. Нормативы отчислений устанавливаются ежегодно законом субъекта о бюджете на соответствующий финансовый год. У муниципальных образований отсутствует механизм влияния на их изменение.
Большую часть в объеме поступлений собственных доходов составляют налог на доходы физических лиц и налоги на имущество (около 30 % и около 10 % соответственно за 2007 – 9 мес. 2009), которые относятся к налогам федерального и регионального уровня бюджетной системы.
Большую половину доходной части бюджета Лебедянского района в 2007 – 2008 гг. составили межбюджетные трансферты, что подчеркивает зависимость муниципального образования от вышестоящих уровней власти.
Тем не менее следует отметить, что бюджет Лебедянского района только в 2007 году являлся дефицитным и составил 14290,7 тыс руб. , а уже в 2008 году наблюдался профицит бюджета в размере 9926,6 тыс. руб. Это свидетельствует о стабильном развитии данного муниципального района и это напрямую связано с такими крупными предприятиями как ОАО «ЭКЗ «Лебедянский», ООО ЛеМаз и ОАО «Лебедянский сахарный завод».
Приоритетными направлениями бюджетной политики муниципального образования являются: образование, социальная политика, здравоохранение и спорт, межбюджетные трансферты.
Несмотря на то, что Лебедянский район является достаточно успешным в экономическом отношении, даже в нем ярко видна проблема низкой финансовой самостоятельности. Главный недостаток состоит в том, что очень сложно просчитать поступление налогов вышестоящих уровней, которые составляют основную часть собственных доходов и в связи с этим качественно сформировать расходные полномочия муниципального образования.
Для того, чтобы окончательно разобраться в данной проблеме следует рассмотреть структуру доходов и расходов бюджета г. Липецка (табл. 5,6) [6,7,8].
Таблица 5 – Расчет суммы и структуры доходов бюджета города Липецка, 2007 - 2009 гг.
Наименование доходов | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |||
сумма, тыс. руб | структура, % к итогу | сумма, тыс. руб | структура, % к итогу | сумма, тыс. руб | структура, % к итогу | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Налоги на прибыль, доходы | 2445580.0 | 37.9 | 3067995.9 | 38.5 | 1917061.7 | 24.8 |
Налог на прибыль организаций | 453864.9 | 7.0 | 586775.1 | 7.4 | - | - |
Налог на доходы физических лиц | 1991715.1 | 30.9 | 2481220.1 | 31.1 | 1917061.7 | 24.8 |
Налоги на совокупный доход | 179052.8 | 2.8 | 205606.4 | 2.6 | 207226.2 | 2.7 |
Единый налог на вмененный доход | 175728.2 | 2.7 | 204467.5 | 2.5 | 206033.6 | 2.6 |
Единый сельскохозяйственный налог | 3324.6 | 0.1 | 1138.9 | 0.1 | 1192.6 | 0.1 |
Налоги на имущество | 525925.4 | 8.2 | 547240.8 | 6.8 | 1365367.7 | 17.7 |
Налог на имущество физических лиц | 24282.6 | 0.4 | 29894.9 | 0.3 | 49464.8 | 0.6 |
Земельный налог | 501642.8 | 7.8 | 517345.9 | 6.5 | 1315902.8 | 17.0 |
Государственная пошлина | 49290.1 | 0.9 | 54455.6 | 0.7 | 55728.8 | 0.1 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 491144.7 | 7.7 | 552453.9 | 6.9 | 630009.3 | 8.3 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 40095.0 | 0.6 | 39651.4 | 0.5 | 33285.9 | 0.5 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 162.7 | 0.002 | 1023.1 | 0.01 | 6393.1 | 0.1 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 158255.7 | 2.6 | 639742.5 | 8.1 | 128860.4 | 1.8 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 56469.7 | 0.8 | 69621.7 | 0.8 | 58418.3 | 0.9 |
Прочие неналоговые доходы | 12890.5 | 0.2 | 39272.6 | 0.5 | 35940.8 | 0.6 |
Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет | -818.5 | -5600.1 | -2983.1 | |||
Безвозмездные поступления | 2457403.9 | 38.2 | 2760587.9 | 34.6 | 3280950.2 | 42.6 |
ИТОГО ДОХОДОВ: | 6443757.6 | 100.0 | 7970635.7 | 100.0 | 7716700.7 | 100.0 |
Таблица 6 – Расчет суммы и структуры расходов бюджета города Липецка, 2007 - 2009 гг.
Наименование расходов | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |||
сумма, тыс. руб | структура, % к итогу | сумма, тыс. руб | структура, % к итогу | сумма, тыс. руб | структура, % к итогу | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Общегосударственные вопросы | 293805.4 | 4.3 | 375452.7 | 4.6 | 353398.8 | 4.3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 52278.6 | 0.7 | 61829.9 | 0.7 | 30701.3 | 0.4 |
Национальная экономика | 452671.1 | 6.7 | 660017.6 | 8.2 | 716461.2 | 8.8 |
Жилищно - коммунальное хозяйство | 2096039.9 | 30.9 | 2355596.1 | 29.1 | 2216507.4 | 27.1 |
Охрана окружающей среды | 14874.0 | 0.2 | 14973.0 | 0.2 | 1850.4 | 0.002 |
Образование | 2024300.2 | 29.8 | 2661417.4 | 32.9 | 2722912.2 | 33.3 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 91622.2 | 1.3 | 141579.3 | 1.7 | 144550.3 | 1.8 |
Здравоохранение и спорт | 1057470.8 | 15.7 | 1105700.9 | 13.7 | 1107086.3 | 13.6 |
Социальная политика | 703771.2 | 10.4 | 720918.5 | 8.9 | 877598.8 | 10.7 |
ИТОГО РАСХОДОВ | 6786833.4 | 100.0 | 8097485.5 | 100.0 | 8171066.9 | 100.0 |
Анализ доходов и расходов бюджета города Липецка свидетельствует том, что на протяжении всего рассматриваемого периода бюджет был дефицитным, причем в 2009 году дефицит достиг максимального значения и составил 464366,2 тыс. руб. Это связано, прежде всего, с мировым экономическим кризисом, который нанес ущерб всей экономике страны в целом. В связи с этим бюджет города Липецка не получил отчислений по налогу на прибыль организаций, кроме того, именно в 2009 году доля безвозмездных поступлений составила более 40 %, что свидетельствует о том, что в этот год бюджет города Липецка был не в состоянии покрыть большую часть расходов за счет собственных доходов.
Социальная сфера, подкачка местной экономики - все это отнесено к ответственности муниципальных образований, в то время как доходы муниципальных образований складываются преимущественно из налогов вышестоящих бюджетов.
Согласно бюджету города на 2007 – 2009 гг. собственные доходы составляют около 65 %, а безвозмездные поступления около 40 %. При этом противоречие заложено в бюджетном законодательстве, выражается это в том, что к собственным доходам отнесены процентные отчисления от федеральных, региональных налогов. Доля местных налогов составляет менее 10 %. То есть реально местные доходы составляют около 20 % в отличие от статистики в настоящее время.
Прежде всего, от этого страдает социальная сфера. Свидетельством этого является следующий пример. Бюджет муниципалитета в 2009 году был уменьшен на 253935 тыс. руб. в связи с ожидаемым уменьшением поступлений налога на доходы физических лиц на 564158,4 тыс. руб. (из-за снижения нормативов отчисления по данному налогу с 33,29% до 32,4 %).
Данные средства должны были быть направлены на реализацию ряда областных законов, в частности, «О нормативах финансирования образовательных учреждений» (102,3 млн. рублей), «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере здравоохранения» (27,8 млн. рублей) и др. Соответственно, не были профинансированы мероприятия, предусмотренные этими законами. Кроме того, снизились расходы на управленческий аппарат в целом – органов местного самоуправления, департаментов администрации и т.д. [8]
Таким
образом, подводя итог анализу бюджетов
Липецкой области, Лебедянского района
и города Липецка, можно сделать
вывод, что в результате проведенной
реформы местного самоуправления и межбюджетных
отношений ни регион, ни муниципальные
образования не получили реальной финансовой
самостоятельности, причем наименее обеспеченным
в результате проведенного анализа оказался
городской бюджет.