Межбюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы состоит в изучении закономерностей развития межбюджетных отношений в регионе, выявлении и систематизации проблем и разработке направлений совершенствования.

Такая направленность обусловила постановку и выполнение следующих задач в ходе работы:

- изучение структуры межбюджетных отношений на субфедеральном уровне;

- изучение структуры и размера доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

- изучение расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований;

- исследование финансовой самостоятельности в регионе;

- выявление проблем межбюджетного регулирования на субфедеральном уровне;

- предложения по совершенствованию распределения полномочий между регионом и муниципалитетом.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение таблицы 3

1 2 3 4 5 6 7
Прочие  неналоговые доходы бюджетов муниципальных районов 484.4 0.9 -6.3   142.9 0.01
Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет -12.6   -   -2585.7  
ИТОГО СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ 207768.5 41.3 222870.8 42.8 803919.2 81.3
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 295759.1 28.7 298328.3 57.2 185517.8 18.7
Дотации от других бюджетов бюджетной системы  РФ 1243.0 0.2 279382.6 53.6 2718.8 0.3
Субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ 241426.7 48.0 22133.2 4.2 314.8 0.02
Субсидии  от других бюджетов бюджетной системы  РФ 53089.4 10.5 4542.2 0.9 1190.6 0.2
ИТОГО ДОХОДОВ 503527.6 100.0 521199.1 100.0 989434 100.0

 

Таблица 4 – Расчет суммы и структуры  расходов бюджета Лебедянского муниципального района, 2007 -  9 мес. 2009 гг.

Наименование  расходов 2007 г. 2008 г. 9 мес. 2009 г.
сумма, тыс. руб структура, % к итогу сумма, тыс. руб структура, % к итогу сумма, тыс. руб структура, % к итогу
1 2 3 4 5 6 7
Общегосударственные вопросы 43652.8 9.0 42024.4 8.2 35893 10.6
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 2713.1 0.5 2172.6 0.4 54.3 0.02
Национальная  экономика 3126.9 0.6 4539 0.9 4478.1 1.3
Жилищно - коммунальное хозяйство 16679.7 3.5 7281.4 1.4 - -
Образование 190922.5 39.0 212259.9 41.5 151559.7 44.8
Культура, кинематография и средства массовой информации 11763.7 2.4 14553.3 2.9 10805.7 3.2
Здравоохранение и спорт 76534.7 15.6 71953.1 14.1 46532.7 13.7
Социальная  политика 93716 19.2 102885.8 20.1 68012.7 20.08
Межбюджетные  трансферты 50127.5 10.2 53603 10.5 21336 6.3
ИТОГО РАСХОДОВ 489236.9 100.0 511272.5 100.0 338672.2 100.0

 

       Анализ  доходов бюджета муниципального образования за 2007 – 9 мес. 2009 гг. показал, что удельный вес собственных  доходов составляет более 40 %  и безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней – около 60 %. Причем к собственным доходам бюджета муниципального образования отнесены отчисления от федеральных и региональных налогов. Нормативы отчислений устанавливаются ежегодно законом субъекта о бюджете на соответствующий финансовый год. У муниципальных образований отсутствует механизм влияния на их изменение.

       Большую часть в объеме поступлений собственных  доходов составляют налог на доходы физических лиц и налоги на имущество (около 30 % и около 10 % соответственно за 2007 – 9 мес. 2009), которые относятся к налогам федерального и регионального уровня бюджетной системы.

       Большую половину доходной части бюджета  Лебедянского района в 2007 – 2008 гг. составили  межбюджетные трансферты, что подчеркивает зависимость муниципального образования от вышестоящих уровней власти.

       Тем не менее следует отметить, что  бюджет Лебедянского района только в 2007 году являлся дефицитным и составил 14290,7 тыс руб. , а уже в 2008 году наблюдался профицит бюджета в размере 9926,6 тыс. руб. Это свидетельствует о стабильном развитии данного муниципального района и это напрямую связано с такими крупными предприятиями как ОАО «ЭКЗ «Лебедянский», ООО ЛеМаз и ОАО «Лебедянский сахарный завод».

       Приоритетными направлениями бюджетной политики муниципального образования являются: образование, социальная политика, здравоохранение и спорт, межбюджетные трансферты.

       Несмотря  на то, что Лебедянский район является достаточно успешным в экономическом отношении, даже в нем ярко видна проблема низкой финансовой самостоятельности. Главный недостаток состоит в том, что очень сложно просчитать поступление налогов вышестоящих уровней, которые составляют основную часть собственных доходов и в связи с этим качественно сформировать расходные полномочия муниципального образования.

       Для того, чтобы окончательно разобраться  в данной проблеме следует рассмотреть  структуру доходов и расходов бюджета г. Липецка (табл. 5,6) [6,7,8].

Таблица 5 – Расчет суммы и структуры  доходов бюджета города Липецка, 2007 -  2009 гг.

Наименование  доходов 2007 г. 2008 г. 2009 г.
сумма, тыс. руб структура, % к  итогу сумма, тыс. руб структура, % к  итогу сумма, тыс. руб структура, % к  итогу
1 2 3 4 5 6 7
Налоги  на прибыль, доходы 2445580.0 37.9 3067995.9 38.5 1917061.7 24.8
Налог на прибыль организаций 453864.9 7.0 586775.1 7.4 - -
Налог на доходы физических лиц 1991715.1 30.9 2481220.1 31.1 1917061.7 24.8
Налоги  на совокупный доход 179052.8 2.8 205606.4 2.6 207226.2 2.7
Единый  налог на вмененный доход 175728.2 2.7 204467.5 2.5 206033.6 2.6
Единый  сельскохозяйственный налог 3324.6 0.1 1138.9 0.1 1192.6 0.1
Налоги  на имущество 525925.4 8.2 547240.8 6.8 1365367.7 17.7
Налог на имущество физических лиц 24282.6 0.4 29894.9 0.3 49464.8 0.6
Земельный налог 501642.8 7.8 517345.9 6.5 1315902.8 17.0
Государственная пошлина 49290.1 0.9 54455.6 0.7 55728.8 0.1
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 491144.7 7.7 552453.9 6.9 630009.3 8.3
Платежи при пользовании природными ресурсами 40095.0 0.6 39651.4 0.5 33285.9 0.5
Доходы  от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 162.7 0.002 1023.1 0.01 6393.1 0.1
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов 158255.7 2.6 639742.5 8.1 128860.4 1.8
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 56469.7 0.8 69621.7 0.8 58418.3 0.9
Прочие  неналоговые доходы 12890.5 0.2 39272.6 0.5 35940.8 0.6
Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет -818.5   -5600.1   -2983.1  
Безвозмездные поступления 2457403.9 38.2 2760587.9 34.6 3280950.2 42.6
ИТОГО ДОХОДОВ: 6443757.6 100.0 7970635.7 100.0 7716700.7 100.0

Таблица 6 – Расчет суммы и структуры  расходов бюджета города Липецка, 2007 -  2009 гг.

Наименование  расходов 2007 г. 2008 г. 2009 г.
сумма, тыс. руб структура, % к итогу сумма, тыс. руб структура, % к итогу сумма, тыс. руб структура, % к итогу
1 2 3 4 5 6 7
Общегосударственные вопросы 293805.4 4.3 375452.7 4.6 353398.8 4.3
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 52278.6 0.7 61829.9 0.7 30701.3 0.4
Национальная  экономика 452671.1 6.7 660017.6 8.2 716461.2 8.8
Жилищно - коммунальное хозяйство 2096039.9 30.9 2355596.1 29.1 2216507.4 27.1
Охрана  окружающей среды 14874.0 0.2 14973.0 0.2 1850.4 0.002
Образование 2024300.2 29.8 2661417.4 32.9 2722912.2 33.3
Культура, кинематография и средства массовой информации 91622.2 1.3 141579.3 1.7 144550.3 1.8
Здравоохранение и спорт 1057470.8 15.7 1105700.9 13.7 1107086.3 13.6
Социальная  политика 703771.2 10.4 720918.5 8.9 877598.8 10.7
ИТОГО РАСХОДОВ 6786833.4 100.0 8097485.5 100.0 8171066.9 100.0

 

       Анализ  доходов и расходов бюджета города Липецка свидетельствует  том, что на протяжении всего рассматриваемого периода бюджет был дефицитным, причем в 2009 году дефицит достиг максимального значения и составил 464366,2 тыс. руб. Это связано, прежде всего, с мировым экономическим кризисом, который нанес ущерб всей экономике страны в целом. В связи с этим бюджет города Липецка не получил отчислений по налогу на прибыль организаций, кроме того, именно в 2009 году доля безвозмездных поступлений составила более 40 %, что свидетельствует о том, что в этот год бюджет города Липецка был не в состоянии покрыть большую часть расходов за счет собственных доходов.

       Социальная  сфера, подкачка местной экономики - все это отнесено к ответственности  муниципальных образований, в то время как доходы муниципальных образований складываются преимущественно из налогов вышестоящих бюджетов.

       Согласно  бюджету города на 2007 – 2009 гг. собственные  доходы составляют около 65 %, а безвозмездные поступления около 40 %. При этом противоречие заложено в бюджетном законодательстве, выражается это в том, что к собственным доходам отнесены процентные отчисления от федеральных, региональных налогов. Доля местных налогов составляет менее 10 %. То есть реально местные доходы составляют около 20 % в отличие от статистики в настоящее время.

       Прежде  всего, от этого страдает социальная сфера. Свидетельством этого является следующий пример. Бюджет муниципалитета в 2009 году был уменьшен на 253935 тыс. руб. в связи с ожидаемым уменьшением поступлений налога на доходы физических лиц на 564158,4 тыс. руб. (из-за снижения нормативов отчисления по данному налогу с 33,29% до 32,4 %).

       Данные  средства должны были быть направлены на реализацию ряда областных законов, в частности, «О нормативах финансирования образовательных учреждений» (102,3 млн. рублей), «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере здравоохранения» (27,8 млн. рублей) и др. Соответственно, не были профинансированы мероприятия, предусмотренные этими законами. Кроме того, снизились расходы на управленческий аппарат в целом – органов местного самоуправления, департаментов администрации и т.д. [8]

       Таким образом, подводя итог анализу бюджетов Липецкой области, Лебедянского района и города Липецка, можно сделать  вывод, что в результате проведенной реформы местного самоуправления и межбюджетных отношений ни регион, ни муниципальные образования не получили реальной финансовой самостоятельности, причем наименее обеспеченным в результате проведенного анализа оказался городской бюджет. 
 
 

Информация о работе Межбюджетные отношения