Межбюджетные отношения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
- выявить проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

ФиК контр. раб. (Сысуев ИКз-4).doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА (ПВГУС)»

Представительство в г. Кинель.

Кафедра:    «Финансы и кредит»

 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 

По  дисциплине «Финансы»

             На тему: «Межбюджетные отношения в России»

         

                          

 
 

                . 
                 

                            Работу выполнил:

                        студент группы ИКз-4

                                                                        Сысуев С.Ю.

                                                                        Проверила:  
 
 
 
 

                                                           Тольятти 2009 г. 
                 
                 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

СЕРВИСА»

Представительство в г. Кинель.

 
 
 
 

Институт                        ЗО                               Группа ______________ ИКз – 4________ 

Студент _________   Сысуев     Сергей       Юрьевич     _______________________

                                                                (Ф.И.О.) 

Контрольная  работа по дисциплине ________ Финансы ___________________________ 

Преподаватель ______________________________________________________________

                                                                (Ф.И.О) 

Дата получения  КП/Р ________________  Дата возвращения  КП(Р)__________________ 

Оценка  __________________________  Подпись преподавателя _____________________

                   (отл, хор., удов., неудов.) 
 

РЕЦЕНЗИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно  новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.

     Во  многом стихийно сложившаяся модель межбюджетных отношений в 90-х годах  прошлого века не позволяла государственным  органам власти и органам местного самоуправления в полной мере реализовывать  свои функции. Бюджетные проблемы стали  основной причиной конфликтов между федеральным центром и субъектами Федерации, между региональными и территориальными органами власти. Положение усугублялось нарастанием кризисных явлений во всех сферах экономики, включая бюджетную сферу. Это потребовало на протяжении всего пореформенного периода вносить изменения в порядок организации и механизм реализации межбюджетных отношений. Однако они носили бессистемный характер и не давали желаемого результата.

     Разработанная и одобренная постановлением Правительства  РФ от 30 июля 1998 г. «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах», определившая основные направления бюджетной политики, внесла определенные позитивные сдвиги в бюджетный процесс, но существенно проблему не решила. Процесс реформирования межбюджетных отношений остается незавершен-ным, острота проблемы не снижается, а напротив, возрастает. Все надежды в настоящее время в плане качественных сдвигов в реформировании межбюджетных отношений ложатся на «Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 гг.», принятую в апреле 2006г.

     Таким образом, проблема реформирования бюджетной  системы эффективного использования  общественных финансовых ресурсов, вопросы их централизации и децентрализации обуславливают высокую актуальность изучения сущности и принципов межбюджетных отношений, исследования их проблематики и разработку предложений по их совершенствованию.

     Цель  курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.

Достижение  указанных целей предполагает решение  следующих задач: 

- дать  определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;

- исследовать  состояние межбюджетных отношений  России на различных уровнях  бюджетной системы;

- выявить  проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения. 

Объектом  исследования является теоретические  и практические вопросы функционирования системы межбюджетных отношений, их нормативно-правовая база.  

Предметом исследования выступает проблематика взаимоотношений бюджетов различных  уровней по поводу распределения и перераспределения общественных финансовых ресурсов.

Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных авторов, законодательные акты РФ.

Практическая  значимость работы заключается в  том, что основные положения и выводы могут использоваться в качестве практического пособия, справочника и руководства к действию для работников финансово-бюджетной сферы.

Курсовое  исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В работу включены 1 таблица, 1 рисунок, 2 приложения. Первая глава посвящена теоретическим вопросам межбюджетных отношений, их сущности, принципам и нормативно-правовой основе. Во второй главе исследуются и анализируются взаимоотношения между федеральным, региональными и муниципальными бюджетами. В третьей главе определяются возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Понятие межбюджетных отношений 

     Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

     Межбюджетные  отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

     Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

     • распределения и закрепления  расходов бюджетов по определенным уровням  бюджетной системы Российской Федерации;

     • разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

     • равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, равенства бюджетных  прав муниципальных образований;

     • выравнивания уровней минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований;

     • равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с  федеральным бюджетом, равенства  местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

     В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов  РФ и из бюджетов субъектов РФ —  в местные бюджеты.

     В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

     Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

     Для обеспечения расходов территориальных  бюджетов (республиканских, республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.

     Доходы  территориальных  бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

     Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

     Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами  государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

     Собственные доходы составляют меньшую часть  доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения  выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

     Регулирующие  доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

     В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса  РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.

     К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты — средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

     Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

     Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

     Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

Информация о работе Межбюджетные отношения в России