Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 00:38, курсовая работа
Местные финансы являются основой экономического процесса местного самоуправления и наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам власти, объектами муниципальной собственности, служат базой для решения проблем эффективного функционирования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования, исполняют практически все конституционные права граждан проживающих на территории муниципального образования. Таким образом, актуальность исследования, посвященного проблемам муниципальных финансов неоспорима.
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Сущность и виды местных финансов ………………………. 5
Глава 2 Содержание муниципальных финансов ……………………. 10
Глава 3 Особенности организации муниципальных финансов……... 13
3.1. Бюджет муниципального образования (местный бюджет)…….. 16
3.2. Бюджет муниципального внебюджетного фонда………………. 19
Глава 4. Местный бюджет как ключевое звено в системе местных
финансов……………………………………………………………….. 20
4.1. Основные статьи доходов бюджета……………………………… 20
4.2. Основные статьи расходов бюджета……………………………... 26
Заключение……………………………………………………………... 29
Список литературы…………………………………………………….. 31
Приложение 1…………………………………………………………... 33
Самостоятельность местного самоуправления подкрепляется организационным обособлением органов местного самоуправления от органов государственной власти. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это предопределяет самостоятельность установления муниципальным образованием структуры органов управления местными финансами, форм их взаимодействия, полномочий конкретных органов и их должностных лиц. Федеральное законодательство предусматривает меры по защите органов местного самоуправления, в том числе органов управления местными финансами от вмешательств в их деятельность со стороны органов государственной власти.
Следуя Конституции РФ, неотъемлемым признаком местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов1.
3.1 Бюджет муниципального образования (местный бюджет)
Бюджет муниципального образования(местный бюджет) – фонд денежных средств, находящийся в распоряжении органов местного самоуправления обеспечивающий решение вопросов местного значения.
Местные бюджеты —центральное звено местных финансов, в котором мобилизуется основная часть финансовых ресурсом муниципальных образований и за счет средств которого финансируются основные потребности местного сообщества.
Местные бюджеты находятся в собственности муниципальных образований и утверждаются муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Формирование местных бюджетов осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, не налоговых доходов, безвозмездных поступлений, других доходов местных бюджетов.
Налоговые доходы местных бюджетов образуют доходы: от федеральных налогов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога и др.); от местных налогов (земельного налога, налога на имущество физических лиц); от денежных взысканий за нарушение налогового законодательства РФ по налогам, подлежащим зачислению в местной бюджет. Зачисление доходов от федеральных и местных налогом осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Кроме того, в местные бюджеты могут поступать доходы от федеральных, региональных и местных налогов, передаваемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных районов(для бюджетов поселений). Зачисление данных доходов в местные бюджеты осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления муниципальных районов.
В качестве неналоговых доходов в местные бюджеты зачисляются: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (дивиденды по акциям, находящимся в муниципальной собственности, и др.); платежи при пользовании природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду и др.); доходы от оказания платных услуг или компенсации затрат муниципального образования (сбор за выдачу органами местного самоуправления лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и др.); доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафные санкции и возмещение ущерба муниципальным
1 Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправлении самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
образованиям (денежные взыскания за нарушение лесного законодательства РФ в части лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, и др.).
В местные бюджеты зачисляются бе
К другим доходам местных бюджетов относятся доходы от приносящей доход деятельности, осуществляемой муниципальными бюджетными учреждениями, и иные доходы, предусмотренные законодательством РФ.
Сбалансированность бюджетов муниципальных образований обеспечивается органами местного самоуправления за счет следующих видов поступлений из источников финансирования дефицита местных бюджетов: поступлений от размещения муниципальных ценных бумаг; кредитов кредитных организаций; бюджетных кредитов; поступлений от продажи определенного имущества, находящегося в муниципальной собственности, включая поступления от продажи акций, находящихся в собственности муниципального образования. На финансирование дефицита местного бюджета могут быть направлены остатки средств на счетах по учету средств местных бюджетов.
Согласно основному назначению муниципальных финансов — финансовому обеспечению полномочий органов местного самоуправления, средства местных бюджетов направляются на осуществление расходов: по решению вопросов местного значения, находящихся в компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования; по реализации делегированных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; по осуществлению полномочий, делегированных другими органами местного самоуправления.
Первая группа расходов —по удовлетворению основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципального образования, включает расходы по:
•реализации конституционных прав граждан на обязательное общее образование, социальную защиту, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи в муниципальных учреждениях;
•обеспечению условий
жизнедеятельности
•осуществлению местного самоуправления (на проведение
муниципальных выборов и местных референдумов, на содержание органов местного самоуправления);
•обслуживанию муниципального долга.
Вторая группа включает расходы по финансовому обеспечению полномочий, составляющих компетенцию органов государственной власти РФ и субъектов РФ и переданных ими органам местного самоуправления единовременно, на определенный срок либо бессрочно. Традиционно делегирование органам местного самоуправления государственных полномочий рассматривается как инструмент децентрализации государственной власти, способствующий повышению эффективности государственного управления на местном уровне, исходя из интересов населения и с учетом местных традиций.
Финансовое обеспечение органами местного самоуправлении делегируемых им отдельных государственных полномочий прелполагает соблюдение условий:
•объем расходов местных бюджетов на осуществление делегируемых полномочий не может превышать величину средств полученных от органов государственной власти в счет обеспечения таких полномочий;
•условия и порядок дополнительного использования собственных доходов местных бюджетов для финансирования делегируемых государственных полномочий подлежит регламентации и уставе муниципального образования;
•порядок расходования органами местного самоуправления средств на осуществление делегируемых государственных полномочий устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов РФ.
Выделение третьей группы расходов обусловлено правом органов местного самоуправления муниципальных районов на делегирование части своих полномочий органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав данного муниципального района, и напротив —передачей органами местного самоуправления поселений части своих полномочий в пользу муниципальных районов.
Финансовое обеспечение органами местного самоуправления делегируемых им полномочий по решению вопросов местного значения, находящихся в ведении других муниципальных образований, осуществляется на основе соглашения органов местного самоуправления и в пределах средств, полученных в порядке компенсации дополнительных расходов.
Органы местного самоуправления могут инвестировать средства местных бюджетов в уставные капиталы организаций, предоставлять бюджетные кредиты на финансирование временных кассовых разрывов других бюджетов. Размещение средств местных бюджетов на банковских депозитах федеральным законодательством не допускается.
Наряду с местными бюджетами экономическую основу местного самоуправления могут составлять бюджеты муниципальных внебюджетных фондов, являющиеся самостоятельным звеном муниципальных финансов.
3.2. Бюджет муниципального внебюджетного фонда
Бюджет муниципального внебюджетного фонда—фонд денежных средств образуемый вне бюджета муниципального образования и предназначенный для реализации отдельных потребностей местного сообщества (обеспечение природоохранных мероприятий, охраны памятников истории и культуры и др.).
Функционирование бюджетов муниципальных внебюджетных фондов основано на целевой направленности в формировании финансовых ресурсов, когда мобилизация денежных средств осуществляется с учетом заранее обозначенных и конкретизированных направлений их использования.
В Российской Федерации формирование бюджетов муниципальных внебюджетных фондов осуществлялось до 1994 г. Право органов местного самоуправления на образование бюджетом муниципальных внебюджетных фондов было сформулировано в Законе РСФСР от 06.07.1991 №1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР». Необходимость формирования бюджетов муниципальных внебюджетных фондов была продиктована стремлением обеспечить концентрацию финансовых средств на приоритетных для муниципального образования задачах или особо значимых программах; использовать целевую направленность отдельных видов доходов; гарантировать выполнение определенных расходных обязательств независимо от результатов исполнения местных бюджетов; повысить оперативность управления финансовыми ресурсами. Между тем бюджеты муниципальных внебюджетных фондов не позволили органам местного самоуправления добиться эффективного и рационального использования средств, что было обусловлено рядом факторов:
•ограниченностью финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления;
•многоканальностью
•несоразмерностью закрепляемых источников доходов с объемом средств, требуемых для реализации программ;
•отказом от использования свободных остатков средств бюджетов муниципальных внебюджетных фондов на финансирование дефицита местных бюджетов;
•несовершенством организации учета и контроля за формированием и использованием средств бюджетов данных фондов. Как следствие, одни бюджеты муниципальных внебюджетных фондов были упразднены, а другие консолидированы в местных бюджетах.
Современное федеральное законодательство не допускает формирования в Российской Федерации бюджетов муниципальных внебюджетных фондов. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет средств местных бюджетов.
Глава 4. Местный бюджет как ключевое звено в системе местных финансов
4.1. Основные статьи доходов бюджета
Доходы местных бюджетов
формируются за счет собственных
доходов и доходов за счет отчислений
от федеральных и региональных регулирующих
налогов и сборов, а также неналоговых
доходов и безвозмездных
Таблица 1. Примерная структура доходов местных бюджетов в целом по Российской Федерации в 2009 г.
Источники доходов |
Доля в доходной части местного бюджета, % |
|
Доходы местных бюджетов |
100,0 |
|
Налоговые доходы, всего в том числе: |
71,0 |
|
Местные налоговые доходы, в том числе: |
13,1 |
|
доходы, закрепленные за местным
уровнем федеральным |
13,7 |
|
регулирующие налоги |
44,2 |
|
Неналоговые доходы, в том числе: |
3,6 |
|
Доходы целевых бюджетных фондов |
1,2 |
|
Безвозмездные перечисления из бюджетов вышестоящего уровня всего, в том числе: |
24,2 |
|
дотации и трансферты |
15,7 |
|
субвенции |
2,7 |
|
Прочее |
5,8 |
|
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
а) средства самообложения граждан;
б) доходы от местных налогов и сборов;
в) доходы от региональных налогов и сборов;
г) доходы от федеральных налогов и сборов;
д) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;
е) доходы от использования муниципального имущества;
ж) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
Информация о работе Муниципальные (местные) финансы и их место в финансовой системе страны