Муниципальные (местные) финансы и их место в финансовой системе страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

Местные финансы являются основой экономического процесса местного самоуправления и наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам власти, объектами муниципальной собственности, служат базой для решения проблем эффективного функционирования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования, исполняют практически все конституционные права граждан проживающих на территории муниципального образования. Таким образом, актуальность исследования, посвященного проблемам муниципальных финансов неоспорима.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Сущность и виды местных финансов ………………………. 5
Глава 2 Содержание муниципальных финансов ……………………. 10
Глава 3 Особенности организации муниципальных финансов……... 13
3.1. Бюджет муниципального образования (местный бюджет)…….. 16
3.2. Бюджет муниципального внебюджетного фонда………………. 19
Глава 4. Местный бюджет как ключевое звено в системе местных
финансов……………………………………………………………….. 20
4.1. Основные статьи доходов бюджета……………………………… 20
4.2. Основные статьи расходов бюджета……………………………... 26
Заключение……………………………………………………………... 29
Список литературы…………………………………………………….. 31
Приложение 1…………………………………………………………... 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по финансам.docx

— 69.28 Кб (Скачать файл)

з) штрафы, установление которых  в соответствии с федеральным  законом отнесено к компетенции  органов местного самоуправления;

и) иные поступления в  соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации  и решениями органов местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления вводят местные  налоги и сборы, устанавливают размеры  ставок по ним и предоставляют  льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством  Российской Федерации.

В местные бюджеты зачисляются  налоговые доходы от следующих местных  налогов, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

* земельного налога - по нормативу 100%;

* налога на имущество физических лиц - по норматив 100%.

Введение местных налогов  и сборов преследует цель пополнения доходных источников местных бюджетов, их сбалансирования, обеспечения социально-хозяйственных  потребностей городов, районов и  других административно-территориальных  единиц.

На протяжении последних  пяти лет доля поступлений местных  налогов и сборов в местные  бюджеты не превышает 1-5% общей суммы  доходных источников бюджетов различных  уровней (от областного и ниже).

Местные налоги и сборы  можно квалифицировать по пяти признакам:

Первый признак. Конкретные налоги и сборы устанавливаются  в зависимости от полномочий органов  власти вводить таковые.

Второй признак. Налоги и  сборы возникают в зависимости  от отношений к целям хозяйственного развития территории.

Третий признак. Решающую роль приобретают особенности техники  исчисления и уплаты местных налогов  и сборов в бюджет.

Четвертый признак. Введение налогов и сборов зависит от специфики  применяемых ставок: а) в процентах  от налогооблагаемой базы от фонда  оплаты труда, объема выполненных работ, услуг; б) в твердой сумме (ставка в рублях к налогооблагаемой базе); в) кратные суммы минимального размера  оплаты труда в месяц (МРОТ); г) в  процентах от кратной суммы МРОТ.

Пятый признак устанавливает  зависимость от источника уплаты налога: а) относимые на затраты производства и реализации продукции, издержки обращения  предприятий, учреждений и организаций; б) уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, учреждений и организаций; в) относимые на финансовые результаты предприятий, учреждений.

Доходы от региональных налогов  и сборов зачисляются в местные  бюджеты по налоговым ставкам, установленным  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах, а также по нормативам отчислений при выравнивании бюджетной  обеспеченности городских и сельских поселений.

Доходы от региональных налогов  и сборов зачисляются в бюджеты  городских округов по налоговым  ставкам и (или) нормативам отчислений, установленным для зачисления соответствующего регионального налога (сбора) в бюджеты  поселений и бюджеты муниципальных  районов.

Бюджетным кодексом РФ и (или) законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах устанавливаются  единые для всех поселений или  муниципальных районов нормативы  отчислений и (или) налоговые ставки для зачисления доходов от определенного  вида федерального налога (сбора) в  соответствующие местные бюджеты.

В бюджеты поселений зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

* налога на доходы физических лиц - по нормативу 10%; ( налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 30 процентов)

* единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%.

В бюджеты муниципальных  районов подлежат зачислению налоговые  доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

* налога на доходы физических лиц - по нормативу 20%;

* единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности по нормативу  90%;

* единого сельскохозяйственного  налога - по нормативу 30%;

* государственной пошлины  (подлежащей зачислению по месту  регистрации, совершения юридически  значимых действий или выдачи  документов) - по нормативу 100%;

* по делам, рассматриваемым  судами общей юрисдикции (кроме  Верховного Суда Российской Федерации), за исключением случаев, когда  в суды общей юрисдикции обращаются  прокуроры, органы государственной  власти и органы местного самоуправления  по делам в защиту государственных  и общественных интересов;

* за совершение нотариальных  действий нотариусами, работающими  в государственных нотариальных  конторах, уполномоченными на то  в соответствии с законодательными  актами Российской Федерации  и ее субъектов, должностными  лицами органов исполнительной  власти (за исключением консульских  учреждений Российской Федерации), органов местного самоуправления;

* за государственную регистрацию  транспортных средств;

* за выдачу ордера на  квартиру;

* за выдачу разрешения  на распространение наружной  рекламы.

Доходы от федеральных  налогов и сборов зачисляются  в бюджеты городских округов  по нормативам отчислений и (или) налоговым  ставкам, установленным законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах для зачисления дохода от соответствующего федерального налога (сбора) в бюджеты поселений, бюджеты  муниципальных районов.

В бюджеты городских округов  зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:

земельного налога - по нормативу 100 процентов;

налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты городских округов  зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов  и сборов:

единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности - по нормативу 90 процентов;

единого сельскохозяйственного  налога - по нормативу 60 процентов;

государственной пошлины - по нормативу 100 процентов.

Целевые и нецелевые безвозмездные  перечисления

Безвозмездные перечисления, передаваемые в местные бюджеты  из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, включают в себя выравнивающие  трансферты (субсидии), субвенции и  средства по взаимным расчетам.

В местный бюджет поступают  следующие ассигнования:

* на финансирование осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного  самоуправления;

* на финансирование реализации  органами местного самоуправления  федеральных законов и законов  субъектов Российской Федерации;

* на компенсацию дополнительных  расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной  власти, приводящих к увеличению  бюджетных расходов или уменьшению  бюджетных доходов муниципальных  образований.

Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.

На местные налоги, неналоговые  доходы, а также доходы, закрепленные за местным уровнем федеральным  законодательством на постоянной основе, падает около 30% всех доходов местного уровня власти. Остальные поступления  муниципальные бюджеты получают в виде регулирующих налогов, дотаций, трансфертов, субвенций и т. д. из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Неналоговые доходы

К основным источникам неналоговых  доходов местных бюджетов относятся  доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной  собственности, и от деятельности предприятий  и организаций, находящихся в  муниципальной собственности. Эти  средства являются доходами, которые  местные бюджеты получают из собственных  независимых источников.

(1) в бюджеты муниципальных  районов и бюджеты городских  округов подлежит зачислению  плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%;

(2) в бюджеты городских  округов и муниципальных районов,  городов федерального значения  Москвы и Санкт-Петербурга подлежат  зачислению сборы за выдачу  лицензий на розничную продажу  алкогольной продукции, выдаваемых  органами местного самоуправления, -- по нормативу 100%;

(3) в бюджеты поселений,  городских округов до разграничения  государственной собственности  на землю поступают доходы  от продажи и передачи в  аренду находящихся в государственной  собственности земельных участков, расположенных в границах поселений,  городских округов и предназначенных  для целей жилищного строительства, - по нормативу 100%;

(4) в бюджеты муниципальных  районов до разграничения государственной  собственности на землю поступают  доходы от продажи и передачи  в аренду находящихся в государственной  собственности земельных участков, расположенных на межселенных  территориях и предназначенных  для целей жилищного строительства, -- по нормативу 100%. Представительные  органы местного самоуправления  вправе вводить местные налоги  и сборы, устанавливать размеры  ставок по ним и предоставлять  льготы по их уплате в пределах  прав, предоставленных им налоговым  законодательством РФ.

Таким образом, можно сделать  вывод, что основную долю доходов  местных бюджетов составляют налоговые  поступления ( в 2009 году их доля составила 71 %), на втором месте находятся безвозмездные  перечисления из бюджетов вышестоящего уровня ( в 2009 г.- 24,2%) и на последнем  месте находятся неналоговые  доходы ( в 2009 г. -3,6%).

 

4.2. Основные статьи расходов бюджета

Расходная часть наиболее ярко отражает последствия экономических  и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных  органов власти -- разработка и осуществление  планов экономического и социального  развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, мероприятия  по развитию жилищно-коммунального  хозяйства и улучшению благоустройства  населенных мест влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и  культурно-бытового назначения.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ исключительно из местных  бюджетов финансируются следующие  функциональные виды расходов:

* содержание органов местного  самоуправления;

* формирование муниципальной  собственности и управление ею;

* организация, содержание  и развитие учреждений образования,  здравоохранения, культуры, физической  культуры и спорта, средств массовой  информации, других учреждений, находящихся  в муниципальной собственности  или в ведении органов местного  самоуправления;

* содержание муниципальных  органов охраны общественного  порядка;

* организация, содержание  и развитие муниципального жилищно-коммунального  хозяйства;

* муниципальное дорожное  строительство и содержание дорог  местного значения;

* благоустройство и озеленение  территорий муниципальных образований;

* организация утилизации  и переработки бытовых отходов  (за исключением радиоактивных);

* содержание мест захоронения,  находящихся в ведении муниципальных  органов;

организация транспортного  обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной  собственности или в ведении  органов местного самоуправления;

* обеспечение противопожарной  безопасности;

* охрана окружающей природной  среды на территориях муниципальных  образований;

* реализация целевых программ, принимаемых органами местного  самоуправления;

* обслуживание и погашение  муниципального долга;

* целевое дотирование  населения;

* содержание муниципальных  архивов;

* проведение муниципальных  выборов и местных референдумов.

Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного  хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 22%, сельского хозяйства и рыболовства - 11%, транспорта, дорожного хозяйства, связи - 27%.

Структура расходов отдельных  видов местных бюджетов не одинакова  и зависит от объема хозяйства  и подведомственности его территориальным  органам различного уровня. Так, городским  и районным органам власти подчинена  подавляющая часть предприятий  жилищнокоммунального хозяйства, и  поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и  превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся  в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть  расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

Местным органам подведомственна  подавляющая часть социально-культурных учреждений, и в первую очередь  учреждений народного образования  и здравоохранения. Поэтому в  расходах местных бюджетов значительно  преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - от 60 до 80%.

В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия  наиболее быстрыми темпами растут затраты  на здравоохранение, просвещение и  науку, что связано с развитием  сети медицинских учреждений и расширением  научных и проектных работ, финансируемых  из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных  единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.

Информация о работе Муниципальные (местные) финансы и их место в финансовой системе страны