Налоги как инструмент бюджетного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:39, контрольная работа

Краткое описание

Известный шотландский экономист Адам Смит в своем труде ≪Исследование о природе и причинах богатства народов≫ (1776) сформулировал общие принципы налогообложения:
1. ≪Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим возможностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства≫.
2. ≪Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица...≫
3. ≪Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобней всего платить его...≫
4. ≪Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства...≫

Содержание

Введение 3
1. Доходы федерального бюджета, региональные и местные бюджеты 5
2. Налоги: функции и классификация 11
2.1 Налог на добавленную стоимость 17
2.2 Акцизы 20
2.3 Налог на прибыль 24
2.4 Налог на доход физических лиц 30
2.5 Ресурсные налоги 35
Заключение 41
Список использованных источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

Публичные финансы.docx

— 82.21 Кб (Скачать файл)

3) в размере 400 руб. за  каждый месяц для лиц, у которых  доход, исчисляемый работодателем нарастающим итогом с начала налогового периода, не превышал 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 руб., налоговый вычет не предоставляется;

4) в размере 600 руб. за  каждый месяц налогового периода  до тех пор, пока доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, не превысил 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 руб., налоговый вычет не применяется. Этот вычет распространяется на налогоплательщиков, которые имеют детей в возрасте до 18 лет и на обеспечении которых эти дети находятся, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лету родителей, опекунов и попечителей. Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям налоговый вычет производится в двойном размере.

Социальные налоговые  вычеты включают:

1) суммы доходов, перечисленных налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд — в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде;

2) суммы, уплаченные налогоплательщиком  в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, а также уплаченные налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения, — в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 000 руб.;

3) суммы, уплаченные налогоплательщиком  в налоговом периоде за услуги по лечению или оплате медикаментов. При этом общая сумма указанного социального налогового вычета не может превышать  38 000 руб.

Имущественные налоговые  вычеты включают:

1) суммы, полученные налогоплательщиком  от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков, земельных участков, находящихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающие 

1 000 000 руб., а также в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей 1 000 000 руб. При продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщиков пять лет и более, а также иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества;

2) суммы, израсходованные  налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам. Общий размер налогового вычета при этом не может превышать 1 000 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры.

Профессиональные налоговые вычеты представляют собой документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с получением дохода от осуществления предпринимательской деятельности или частной практики, выполнения работ по договорам гражданско-правового характера. Для налогоплательщиков, получающих доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, налоговые вычеты осуществляются в сумме фактически произведенных ими расходов. Физические лица, получающие авторские вознаграждения, имеют право на вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. А если эти расходы не могут быть подтверждены документально, то они принимаются к вычету в соответствии с существующей шкалой в размере от 20 до 40%.

Следует иметь в виду, что все социальные вычеты предоставляются только по окончании налогового периода (года) при подаче физическим лицом налоговой декларации.

До 2001 г. ставка подоходного  налога в России являлась прогрессивной, она зависела от величины совокупного годового дохода.

С 1 января 2001 г. была введена  плоская шкала налогообложения  —на все основные виды доходов  ставка составляет сегодня 13%. Правда, кроме 13%, существуют еще ставки:

1) 30% — для дивидендов  и доходов, получаемых физическими лицами, не являющихся налоговыми резидентами РФ;

2) 35% — для выигрышей  и призов; страховых выплат по договорам добровольного страхования; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте.

3) 9% — в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов;

4) 9% — в отношении доходов  в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

Подоходный налог (налог  на доходы физических лиц — так  в настоящее время называется этот налог) является регулирующим налогом. Он зачисляется в региональный бюджет в размере 80%.

 

2.5 Ресурсные налоги

В настоящее время в  России сложилась определенная система налогов, связанная с использованием и эксплуатацией природных ресурсов. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к ресурсным налогам относятся:

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- земельный налог;

- платежи за пользование лесным фондом;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) был введен Налоговым кодексом РФ с 1 января 2002 г. (гл. 26). Он заменил действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами.

Налогоплательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Объектом налогообложения  НДПИ является добытое полезное ископаемое, в качестве которого признаются:

- полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;

- полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;

- полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

В соответствии со ст. 337 НК РФ ≪добытым полезным ископаемым≫ признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси). Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

Видами добытого полезного  ископаемого являются:

- антрацит, уголь бурый и горючие сланцы;

- торф;

- углеводородное сырье (нефть, газ);

- руды четных и цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные руды;

- горно-химическое неметаллическое сырье;

- сырье редких металлов (индий, кадмий, галлий и т.п.);

- неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, мел природный, доломит и т.п.);

- природные алмазы и другие драгоценные камни;

- соль природная и чистый хлористый натрий, а также другие полезные ископаемые.

Не признаются объектами  налогообложения:

- общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальными предпринимателями и используемые ими непосредственно для личного потребления;

- добытые (собранные) минералогические, палеонтологические

и другие геологические коллекционные  материалы;

- полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительнос или иное общественное значение;

- полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

- дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

При уплате налога налоговая  база НДПИ определяется по каждому виду полезного ископаемого. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых полезных ископаемых, либо как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (углеводородное сырье).

Количество добытого полезного ископаемого может определяться как прямым, так и косвенным методом. При использовании прямого метода количество добытых полезных ископаемых определяется непосредственно с помощью применения измерительных средств и устройств. Косвенный метод предполагает определение объема добычи полезного ископаемого расчетно, на основании данных о содержании добытого полезного ископаемого в общем объеме извлеченного минерального сырья. Этот метод применяется тогда, когда применение прямого метода невозможно.

Ставки НДПИ определяются НК РФ отдельно в отношении каждого из видов полезных ископаемых. Например, ст. 342 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке:

- 3,8% при добыче калийных солей;

- 4,0% при добыче торфа, каменного угля;

- 8,0% при добыче природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней;

- 16,5% при добыче углеводородного сырья;

- 17,5% при добыче газового конденсата.

НДПИ подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

НДПИ является регулирующим налогом. Будучи федеральным налогом, он поступает как в федеральный бюджет РФ, так и в бюджеты субъектов РФ.

К ресурсным налогам в  РФ относится также водный налог.

Налогоплательщиками водного  налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование:

- забор воды из водных объектов;

- использование акватории водных объектов;

- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

- использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами  налогообложения:

- забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также терминальных вод;

-забор воды для обеспечения пожарной безопасности или ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

- забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

- использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

- использование водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

- использование водных объектов для рыболовства и охоты.

Водный налог является регулирующим налогом. 100 % этого налога зачисляются в федеральный бюджет РФ.

Ресурсным налогом в РФ является также земельный налог. Он взимается на всей территории РФ. Его целью является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества.

Земельный налог является местным налогом. Налогоплательщиками налога на землю признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом не признаются налогоплательщиками организации и физические

Информация о работе Налоги как инструмент бюджетного регулирования