Налоги как основной источник доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет, как главное средство мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоев населения. Для формирования бюджета используются налоговые и неналоговые источники доходов. Доходы бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. В Республике Беларусь налоговые поступления составляют основную часть доходов бюджета.

Содержание

Введение……………………………………….……………………………….4
Основная часть…………………………………….………………..………..6
1. Понятие, классификация, элементы налога..…………………………..6
1.1 Понятие налога………………………………………………………..6
1.2 Элементы налоговой системы………………………………….…….8
1.3 Классификация налогов……………………………………………..10
2. Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе……14
3. Налоговая политика Республики Беларусь в 2011 году……………...30
Заключение….…………………………………………………………….…38
Список использованных источников……………………………….………40

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги как основной источник доходов гос. бюджета.docx

— 79.34 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………….……………………………….4

Основная часть…………………………………….………………..………..6

  1. Понятие, классификация, элементы налога..…………………………..6

    1.1 Понятие налога………………………………………………………..6

    1.2 Элементы налоговой системы………………………………….…….8

    1.3 Классификация налогов……………………………………………..10

  2. Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе……14

  3. Налоговая политика Республики Беларусь в 2011 году……………...30

Заключение….…………………………………………………………….…38

Список использованных источников……………………………….………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственный бюджет, как  главное средство мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоев населения. Для формирования бюджета используются налоговые и неналоговые источники доходов.  Доходы бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством.  В Республике Беларусь налоговые поступления составляют основную часть доходов бюджета.

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных  законами о бюджете на соответствующий  год. С помощью налогов осуществляется распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения. Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования воздействует как на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Налогообложение в Республике Беларусь регулируется законами о налогах  и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, о государственной налоговой  инспекции, пакетом законов о  конкретных налогах, декретами и  указами Президента в связи с  введением новых налогов и  сборов, а также предоставлением  налоговых льгот.

За годы существования  Республики Беларусь в ней оформилась национальная налоговая система, представляющая собой совокупность государственных  и местных налогов, сборов и других обязательных отчислений, а также  законодательно определенный порядок  установления, введения налогов, права  и обязанности участников налоговых  правоотношений.

С учетом важности налогов как источника дохода государства, их влияния на финансовые отношения, данная тема является очень актуальной в условиях сложной экономической ситуации в Беларуси и связанных с этим частых изменений в налоговом законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Понятие, классификация, элементы налога

     1.1    Понятие налога

Налоги – это обязательные платежи, которые по закону взимаются  с предприятий и граждан и  не имеют индивидуально возмездного  характера для налогоплательщиков, они не являются санкцией.

Сущностью налога является изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего  продукта (ВВП) в виде обязательного  взноса, для выполнения своих государственных  функций. В соответствии с данными функциями определяется вся деятельность налоговой политики.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения  доходов государства отсюда возникает  распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого  централизованного звена распределительных  отношений. Посредством налогов  в государственном бюджете концентрируются  средства, направляемые затем на расширение народнохозяйственных проблем, как  производственных, так и социальных.

Распределительная функция  налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов  носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать  армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение  и т.д.). Но с тех пор, как государство  посчитало необходимым активно  участвовать в организации хозяйственной  жизни в стране, у него появились  регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.

С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие  и фондоемкие отрасли с длительным сроком окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную Направленность, как это сделано в Германии, Швеции многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Налоги как важнейшая  экономическая категория развитого  товарного производства неизменно  связаны с более общей категорией – государственным бюджетом, поскольку участвуют в его формировании.

Свое назначение и функции  налоги осуществляют в едином бюджетном  процессе, выполняя фискальную, контрольную, распределительную и стимулирующую  функции.

Фискальная функция реализуется  посредством изъятия части доходов  населения, предприятий для выполнения доходов бюджета, вторая выражается через экономические рычаги воздействия  на усиление мотивов к труду, экономическое расходование ресурсов, расширение и техническое перевооружение производства.

Выполняя свою фискальную функцию, налоги должны обеспечить аккумуляцию  части ресурсов юридических и  физических лиц в бюджет, формирование устойчивой его доходной части. При определении объектов обложения налогами целесообразно учитывать оптимальную величину

ставок, сочетая общегосударственные  и личные интересы граждан, а также  отдельных звеньев хозяйства. Поступления  в виде налогов должны покрывать  основные финансовые потребности общества, но при этом не лишать заинтересованности всех плательщиков в увеличении своих  доходов. В противном случае при  сиюминутном возрастании поступлений  в бюджет за счет высоких налогов  подрывается материальная основа устойчивости его доходной базы - рост производства и повышение его эффективности.

Следующая функция налогов  как экономической категории  состоит в том, что появляется возможность отражения налоговых  поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря  контрольной функции оценивается  эффективность каждого налогового канала и налогового "процесса" в целом, выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в  условиях действия распределительной  функции. Таким образом, обе функции  в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

 

1.2 Элементы налоговой системы

Налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, она включает в себя следующие элементы:

- субъекты налогообложения  (плательщики налогов)

- объекты налогообложения 

- налоговая база

- налоговый период

- налоговая ставка

- налоговые льготы

- порядок исчисления

- источник уплаты

- порядок и сроки уплаты

- санкции.

Субъект налогообложения  – это основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все последующие функциональные элементы налога используются уже в  рамках конкретного плательщика. Плательщиками  налогов, сборов (пошлин) признаются организации  и физические лица, на которых в  соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Вторым элементом налогового механизма является объект налогообложения. Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых  у плательщика Налоговый Кодекс Республики Беларусь, другие законы Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов  депутатов (в отношении местных  налогов и сборов) связывают возникновение  налогового обязательства.

Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения. Один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый  период.

Налоговая база представляет собой стоимостную или физическую характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения  устанавливаются применительно  к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговые ставки устанавливаются при планировании и формировании бюджета на предстоящий год и которые представляют собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Плательщики налогов –  юридические лица иди другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Все налогоплательщики обязаны встать на учет в органах государственной налоговой службы.

Объекты налогообложения :

- имущество юридических и физических лиц и его передача;

- прибыль;

- доходы;

- добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

- стоимость определенных видов товаров;

- отдельные виды деятельности налогоплательщиков;

- операции с ценными бумагами;

- пользование природными ресурсами;

- имущество юридический и физический лиц и его передача;

- другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоговая ставка –  сумма, которая должна быть уплачена с данной единицы обложения. Как правило, налоговая ставка определяется в процентах. Ставки могут быть постоянными, например, со всех плательщиков берется одинаковый процент: налоговая ставка будет пропорциональна сумме получаемого дохода или ценности имущества. Налоговая ставка может быть прогрессивна, т.е. она возрастает с увеличением облагаемого дохода. В действующем законодательстве предусматриваются единые ставки независимо от ведомственной подчиненности предприятий и форм собственности.

 

1.3 Классификация налогов

Множество объектов налогообложения  требует классификации налогов  по различным признакам. Основными  классификационными признаками являются:

В зависимости от каналов поступления различают:

а) республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся:

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

налог на прибыль;

налоги на доходы;

подоходный налог с  физических лиц;

экологический налог;

налоги с пользователей  природных ресурсов;

налоги на имущество;

земельный налог;

дорожные налоги и сборы;

таможенная пошлина и  таможенные сборы;

Информация о работе Налоги как основной источник доходов бюджета