Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 08:14, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования налогового регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан. Целью Государственной Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 гг., является совершенствование институциональных условий, направленных на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью. Совершенствование системы налогового администрирования малого предпринимательства является одним из основных направлений и механизмов реализации Программы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1.Сущность налогового регулирования экономики
Республики Казахстан
1.2 Налоговые инструменты регулирования экономики 8
1.3 Особенности налогового регулирования в зарубежных государствах 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА) 18
2.1 Анализ налогового регулирования на современном этапе 18
2.2 Анализ поступления налогов в бюджет от малого и среднего бизнеса 24
2.3 Налоговый контроль в отношении субъектов малого предпринимательства Республики Казахстан 35
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
• объект налогообложения;
• источник уплаты налогов;
• субъект уплаты;
• способ изъятия;
• назначение платежа;
• механизм исчисления;
• принадлежность к финансированию федерального или муниципальных бюджетов и др.
Классификация налогов по объекту обложения позволяет выделить пять основных групп налогов:
• имущественные;
• ресурсные или рентного характера;
• взимаемые с оборота, выручки от продаж;
• налоги на потребление;
• налоги на прибыль (доход) или капитал.
Имущественные налоги широко распространены практически во всех странах. Обычно налогооблагаемое имущество можно классифицировать следующим образом.
1. Недвижимое имущество (земля, здания, сооружения).
2. Материальное личное имущество
(товары длительного
3. Нематериальные активы (лицензии,
права на объекты
К имущественным налогам также можно отнести налоги на наследство и дарение. Практически во всех странах они имеют необлагаемый минимум или пониженную ставку для определения стоимости наследуемого имущества. Так, в Великобритании налогом на наследство облагаются первые 150 тыс. фунтов стерлингов стоимости полученного имущества. Затем применяется ставка 40%. Действует также система налоговых льгот и скидок, которые могут составлять от 20 до 80%. Налог на наследства и дарения в Италии состоит из двух самостоятельных частей, взыскиваемых одновременно. Также применяется необлагаемый минимум (120 млн. лир), после него действует прогрессивная шкала с минимальной ставкой 3% и максимальной 27%. Порядок взимания налога также зависит от степени родства. Максимальные ставки налога могут достигать 50% (США) и 60% (Швеция).
Ресурсные налоги и платежи рентного характера применяются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной), представляют собой плату за добычу или использование природных ресурсов (вода, земля, лесные угодья, полезные ископаемые), кроме фискального и регулирующего воздействия на процесс производства могут предусматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охрану окружающей среды).
Налоги на доходы и капитал взимаются в момент получения дохода или с собственности (овеществленного дохода) в отличие от налогов на потребление, которые удерживаются тогда, когда доходы используются (тратятся).
Виды налогов по источникам уплаты характеризуют объект возмещения налогового платежа:
• индивидуальный доход;
• выручка от продаж;
• производственные результаты;
• финансовые результаты хозяйственной деятельности (прибыль, доход).
В классификации налогов немаловажное значение занимают и характеристики механизма исчисления налогов и их использования. Прямые налоги взимаются непосредственно у налогоплательщика, получившего доход, и прямо влияют на результаты его хозяйственной деятельности. Наиболее характерным видом прямого личного налогообложения выступает подоходный налог, являющийся одним из основных источников формирования государственных бюджетов. С целью упрощения расчетов и снижения расходов на налоговое администрирование практически все страны (за исключением Великобритании) отказались от шедулярной (раздельного налогообложения различных видов доходов) формы изъятия налога и практикуют исчисление его у источника выплаты с последующим представлением уточняющих налоговые платежи годовых деклараций о доходах и расходах налогоплательщика. Характерны для национальных налоговых законодательств и необлагаемые минимумы и вычеты социального и профессионального характера. Ставки применяются в основном прогрессивные, увеличивающиеся с возрастанием дохода16.
Например, во Франции применяют прогрессивную шкалу подоходного налогообложения от 10 до 56,8%; в Германии — от 19 до 53%; в Испании — от 20 до 56%; в Австрии и Японии — от 10 до 50%; а в США — более низкие (от 15 до 33%).
К прямым также можно отнести налоги на прибыль (доходы) корпораций, подоходные налоги с юридических лиц, отчисления в фонды социального страхования и др. Налоги на прибыль (доход) взимаются с облагаемой прибыли (дохода) текущего года, определяемой путем уменьшения валовых доходов на величину налоговых вычетов и льгот. Наметилась тенденция к уменьшению ставок налога и различным стимулам предпринимательской деятельности: применение ускоренной амортизации, инвестиционных кредитов, налоговых кредитов на период становления хозяйственной деятельности.
В связи с этим уровень обложения прибыли значительно ниже обложения доходов корпораций и физических лиц. В налоговых поступлениях развитых зарубежных стран налог m прибыль занимает не более 10%.
Косвенные налоги включаются в отпускную цену товара, работ или услуг и представлены акцизами, налогами с продаж, таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость.
Простота в обложении, универсальности, высокая доходность привели к вытеснению прямых налогов косвенными, а необходимость унификации косвенного налогообложения в рамках интеграционных объединений для свободного движения товаров, работ и услуг определила в качестве ведущего налога в Европейском сообществе — налог на добавленную стоимость (НДС).
Европейский НДС представляет собой универсальный налог на потребление, охватывающий торговлю, промышленность, предоставление услуг. При этом отдельные страны-члены могут временно исключать из сферы применения НДС отдельные отрасли (связь, общественный транспорт, малый бизнес). Фактические ставки НДС в странах-участницах определены национальными законодательствами с учетом принятых сообществом директив по унификации НДС. Так, стандартные ставки варьируют от 15—16% (Люксембург, Испания, Германия) до 25% (Дания, Швеция). Кроме стандартных, применяются пониженные ставки на отдельные товары и услуги: продовольствие, медицинские товары и оборудование, поставки природного газа, электроэнергии и т.д.
Акцизы относятся к разряду специальных косвенных налогов, окончательным плательщиком которых выступает потребитель, на которого налог перекладывается путем установления надбавки в цене.
Устойчивый спрос населения на отдельные виды продукции (а в отдельных случаях — услуги), монопольно высокие цены позволяют государству применять акцизную политику в отношении определенных товарных групп для пополнения бюджета. В отличие от НДС, взимаемого при каждом обороте товара и распространяющего налоговую нагрузку на промежуточных потребителей товара, акциз взыскивается один раз и полностью ложится на конечного потребителя.
Во всех странах мира на высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета части получаемой производителями таких товаров сверхприбыли. В целях увеличения доходной базы бюджета и регулирования процесса воспроизводства расширяется сфера действия акциза и увеличиваются ставки6.
К обложению привлекаются различные услуги: транспортные, культурные, игровой бизнес и т.п. Например, в США акцизами облагаются услуги дорог и воздушные перевозки, в Японии — проживание в гостинице, купание в горячих источниках, питание в ресторанах.
Для стран Европейского союза набор акцизных товаров типичен: табак и алкоголь, нефтепродукты, ювелирные изделия, автомобили. В то же время некоторые страны имеют свой взгляд на "акцизную корзинку". Так, во Франции в нее добавляются спички и зажигалки, сахар и кондитерские изделия, летательные аппараты, в Германии — кофе и страховые сделки (12% с полиса), в Италии — бананы и стройматериалы, в Греции — некоторые виды сельхозпродукции. Введение дополнительных акцизов (к общеевропейским) предусматривает в основном оценку внутреннего рынка и отечественных производителей.
Таможенные пошлины, относясь к разряду косвенных платежей, являются средством государственного регулирования внешней торговли. Различают экспортные (вывозные) и импортные (ввозные) таможенные пошлины. Экспортные таможенные пошлины являются мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности и применяются с целью ограничения вывоза товаров, как правило, сырьевых, по которым государство обладает монопольным преимуществом. В развитых странах экспортные пошлины, как правило, не применяются.
Фискальное значение таможенных пошлин падает, несмотря на перевод их на стоимостную базу. Общая черта, характерная для современной мировой экономики — таможенное регулирование, которое предусматривается либо в рамках регионального объединения, либо международными налоговыми соглашениями в целях расширения внешней торговли.
Прочие косвенные налоги, как, например, налог с продаж, применяются отдельными странами (США, Канада) как основной вид косвенного налогообложения, формирующего федеральные бюджеты и бюджеты штатов или могут использоваться в виде местных (муниципальных) сборов.
По назначению различают общие налоги, т.е. предназначенные на общегосударственные нужды, и специальные, имеющие строго определенные цели (целевые налоги и сборы).
Налог рассматривается как пропорциональный (твердый), если средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода; как регрессивный, если она понижается по мере роста величины дохода, и прогрессивный, если она повышается по мере роста величины дохода.
По принадлежности органов к уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. В зависимости от организации бюджетного устройства государства выделяют налоги федеральные, региональные и местные (муниципальные). Общей тенденцией в развитых странах является увеличение местных налогов в формировании муниципальных бюджетов.
В настоящее время местные налоги составляют значительную долю: от 30% в Японии до 60% в США. Для большинства государств характерна множественность местных налогов (до 100 разновидностей в целом по странам). Исключение представляет Великобритания, применяющая один вид местного налогообложения — имущественный налог, который составляет около 40% всех доходов местных бюджетов16.
В настоящее время Казахстан вышел на траекторию устойчивого экономического роста. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях идет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
В таблице 1 рассмотрены основные макроэкономические показатели Республики Казахстан за 2004-2006 годы.
Таблица 1. Основные макроэкономические показатели Республики Казахстан за 2005-2007 годы (млн. тенге)
Наименование |
2005 год |
2006 год |
2007год |
Валовый внутренний продукт, млрд. тенге |
3 776,3 |
4 612,0 |
5 542,5 |
в % к соответствующему периоду- предыдущего года в реальном исчислении |
109,8 |
109,3 |
109,4 |
Объем промышленного производства, млрд. тенге |
2 292,0 |
2 794,4 |
3 733,8 |
в % к соответствующему периоду предыдущего года |
109,8 |
108,8 |
110,1 |
Доходы в госбюджет, млрд. тенге в % к ВВП |
807,9 21,4 |
1 004,6 21,8 |
1 286,7 23,2 |
Затраты из госбюджета, млрд. тенге |
787,8 |
972,0 |
1 239,9 |
в % к ВВП |
20,9 |
21,1 |
22,4 |
Операционное сальдо, млрд. тенге |
20,0 |
32,6 |
46,8 |
в % к ВВП |
0,5 |
0,7 |
0,8 |
Чистое бюджетное кредитование, млрд. тенге |
19,8 |
23,8 |
17,5 |
в % к ВВП |
0,5 |
0,5 |
0,3 |
Сальдо по
операциям с финансовыми |
-6,1 |
51,7 |
40,9 |
в % к ВВП |
-0,2 |
1,1 |
0,7 |
Дефицит (-) / профицит (+) госбюджета, млрд. тенге |
6,3 |
-42,8 |
-11,6 |
в % к ВВП |
0,2 |
-0,9 |
-0,2 |
Источник: составлена автором по данным Статистического бюллетеня Министерства финансов Республики Казахстан
Из таблицы 1 видно, что доходы государственного бюджета в 2007 году составили 1 286,7 млн. тенге, затраты из госбюджета 1 239,9 млн. тенге, дефицит государственного бюджета 11,6 млн. тенге. В таблице 2 рассмотрены тенденции развития государственного бюджета за 2003-2006 годы
Как видно из таблицы 2, доходы государственного бюджета ежегодно увеличиваются. Расходы возросли с 788403 млн. тенге в 2004 г. до 1946128 млн. тенге в 2007 году. Профицит государственного бюджета в 2007 году составил 46662 млрд. тенге. Объем поступлений в государственный бюджет Казахстана по данным Министерства финансов РК, в 2007 году составил 2098511 млн. тенге
Таблица 2. Состав государственного бюджета РК(млн.тенге)
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Изменения 2007 к 2005 (+/-) |
Изменения 2007 к 2005 (%) | |
Доходы |
1004566 |
1286734 |
2098511 |
1093945 |
209 |
Затраты |
971959 |
1240186 |
1946128 |
974169 |
200 |
Операционное сальдо |
32607 |
46548 |
152383 |
119776 |
467 |
Чистое бюджетное кредитование |
23757 |
17221 |
7239 |
-16518 |
30 |
Сальдо по
операциям с финансовыми |
55034 |
48024 |
98481 |
43447 |
179 |
Дефицит (профит) бюджета |
-46183 |
-18697 |
46662 |
92845 |
-101 |
Финансирование дефицита бюджета |
46183 |
18697 |
-46662 |
-92845 |
-101 |
Информация о работе Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан