Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 08:14, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования налогового регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан. Целью Государственной Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 гг., является совершенствование институциональных условий, направленных на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью. Совершенствование системы налогового администрирования малого предпринимательства является одним из основных направлений и механизмов реализации Программы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1.Сущность налогового регулирования экономики
Республики Казахстан
1.2 Налоговые инструменты регулирования экономики 8
1.3 Особенности налогового регулирования в зарубежных государствах 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА) 18
2.1 Анализ налогового регулирования на современном этапе 18
2.2 Анализ поступления налогов в бюджет от малого и среднего бизнеса 24
2.3 Налоговый контроль в отношении субъектов малого предпринимательства Республики Казахстан 35
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Источник:
составлено автором по данным
Налогового комитета города
По итогам 2007г. количество зарегистрированных ИП составило 48444, что больше чем в прошлом году на 10958 предпринимателей или прирост составил 26,9%, поступления также увеличились на 908,9 млн.тенге или на 27,4%.
В рамках Плана взаимодействия с Департаментом Архитектурного градостроительства и Департаментом государственного архитектурно-строительного контроля г.Алматы, нами запрошены сведения по отремонтированным и реконструированным помещениям на 1 этажах, при этом из 3350 физических лиц,
465 связаны с предпринимательской деятельностью, в том числе магазины, торговые помещения, офисы, салоны красоты и т.д. В ходе отработки данных сведений указанные ИП пересдали расчет по налогу на имущество, прирост стоимости имущества по которым составил 1,7 млрд.тенге, при этом сумма административных санкций за не постановку на учет составила 286,9 тыс. тенге.
Проведен комплекс мероприятий по постановке на налоговый учет лиц, занимающихся сдачей в аренду недвижимого имущества: налажен взаимообмен информацией с КСК, КСД, проведены рейдовые проверки совместно с ДВД в местах концентрации данной категории предпринимателей, отработаны сведения запрошенные из Управления миграционной полиции о местах проживания иностранцев, проведена активная агитационная работа, еженедельно в специализированных изданиях и на коммунальных квитанциях размещаются телефоны доверия. В результате, за истекший год выявлены и поставлены на учет 1966 налогоплательщиков, общее количество зарегистрированных ИП составляет 408428.
Кроме того, в целях регистрации в качестве ИП и уплате пенсионных отчислений торгующих на рынках свыше 90 дней, налажено взаимодействие с пенсионными фондами и общественными объединениями, проведена агитационно-пропагандистская работа, разработаны и распространены памятки. В результате, было зарегистрировано 2016 индивидуальных предпринимателей.
В целях улучшения обслуживания налогоплательщиков, проведена агитационная работа по привлечению СМП к сдаче отчетности в электронном виде, без учета ИП работающих по патенту и разовых талонов, 86% ИП получили криптоключи. Путем формирования аналитических отчетов выявлены факты нарушения налогового законодательства в части исчисления расчетов авансовых платежей по ИП, работающих в общеустановленном режиме, нарушения сроков постановки (снятия) на учет по НДС, а также сокрытия объектов налогообложения по субъектам игорного бизнеса.
В ходе администрирования субъектов игорного бизнеса, производились изъятия игровых автоматов по налогоплательщиками, которыми систематический занижаются объекты налогообложения и требования о явке в налоговый комитет, игнорируются. Проводимые мероприятия освещались в СМИ. Так, количество зарегистрированных игровых автоматов увеличилось на 282 единиц. В целях установления адекватного налогообложения, изменены ставки ФСН и акциза на игорный бизнес, для этого проведены хронометражные обследования у 50% субъектов игорного бизнеса. В таблице 13 рассмотрены данные работы Налогового комитета по городу Адлматы. За 2006-2007 годы.
Таблица 13. Отчет контрольно-
№ |
Налоговые комитеты |
Количество произведенных проверок (комплексные+тематически) |
доначислено (тыс.тг.) |
взыскано (тыс.тг.) | |||||
|
|
2006 год |
2007 год |
Темп роста/сниже ния |
2006 год |
2007 год |
Темп роста/сниже ния |
2006 год |
2007 год |
1 |
Алмалинский |
411 |
388 |
-5,6% |
742580 |
1127156 |
51,8% |
256 378 |
444 713 |
2 |
Ауэзовский |
407 |
569 |
39,8% |
633576 |
743899 |
17,4% |
274 008 |
191 371 |
3 |
Бостандыкский |
431 |
458 |
6,3% |
2282496 |
2115126 |
-7,3% |
463 607 |
425 427 |
4 |
Жетысуский |
326 |
391 |
19,9% |
551840 |
911938 |
65,3% |
256 981 |
256 905 |
5 |
Медеуский |
438 |
519 |
18,5% |
1482781 |
1255021 |
-15,4% |
879 377 |
343 333 |
6 |
Турксибский |
362 |
397 |
9,7% |
422114 |
2120866 |
402,4% |
305 293 |
170 206 |
7 |
г. Алматы |
387 |
312 |
-19,4% |
5072689 |
2064111 |
-59,3% |
917 418 |
709 167 |
Всего |
2 762 |
3 034 |
9,8% |
11 188 076 |
10 338 117 |
-7,6% |
3 353 062 |
2 541 122 |
Источник: составлено автором по данным Налогового комитета города Алматы
Как видно из данной таблицы в 2007 году проведено по городу Алматы 312 проверок, что на 19,4% меньше, чем в 2006 году. Всего Налоговым Комитетом было проведено 3034 проверки, что на 9,8% больше, чем в 2006 году. В результате проведенных проверок было доначислено 10 338 117 тыс. тенге, и взыскано 2 541 122 тыс. тенге.
В таблице 14 рассмотрены основные показатели работы Налогового Комитета по городу Алматы за 2003-2005 годы.
Таблица 14. Основные показатели работы Налогового Комитета по городу Алматы за 2005-2007 годы.
№ п/п |
показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
прирост/спад 05 г. к 03 г. (+,-) | |
|
|
|
|
|
сумма |
% |
1. |
количество комплексных и тематических проверок |
2761 |
2806 |
3354 |
593 |
21,48% |
2. |
доначислено налогов со штрафными санкциями |
16387388 |
11668421 |
11101429 |
-5285959 |
-32,26% |
3. |
взыскано |
7887048 |
3854129 |
2863696 |
-5023352 |
-63,69% |
4. |
% взыскания доначисленных сумм |
48,13% |
33,03% |
25,80% |
-22,33% |
46,40% |
Источник: составлено автором по данным Налогового комитета города Алматы
Как видно из таблицы 14 в 2007 году Налоговым Комитетом было проведено 3354 комплексных тематических проверки, что на 593 больше, чем в 2005 году. В результате проведенных проверок было взыскано 2863696 тыс. тенге.
На рисунке 6 рассмотрим динамику проведения количества проведенных проверок в 2004-2006 годы
Рисунок 6. Динамика проведения количества проведенных проверок в 2004-2006 годы
В таблице 15 рассмотрим поступления по городу Алматы
Таблица 15 . Анализ налоговых поступлений в бюджет города Алматы за 2004-2007 годы
Вид платежа
|
2004 |
2005 |
2006 |
2 007 |
исполнение прогноза |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
% | |
КПН всего |
44 378 311 |
61 400 260 |
81 784 269 |
144 539 699 |
126 |
КПН-резид |
34 889 507 |
49 296 556 |
60 213 091 |
106 713 764 |
119 |
КПН-нерезид |
1 134 141 |
1 470 036 |
2 126 892 |
3 841 200 |
316 |
КПН-резид у ист |
1 806 275 |
2 208 664 |
3 684 080 |
6 480 642 |
113 |
КПН-нерез у ист |
6 548 388 |
8 425 004 |
15 760 206 |
27 504 093 |
157 |
ИПН у ист выплаты |
17 589 072 |
19 950 950 |
26 453 193 |
37 959 496 |
105 |
ИПН разов талоны |
920 609 |
958 158 |
980 036 |
1 035 537 |
105 |
Социальный налог |
29 598 912 |
30 433 466 |
37 481 993 |
47 586 300 |
106 |
Налог на имущ ЮЛ |
2 604 240 |
3 811 503 |
4 813 605 |
5 981 326 |
111 |
Налог на имущ ФЛ |
328 564 |
376 985 |
533 741 |
363 263 |
139 |
Земельный налог |
665 942 |
870 083 |
1 104 273 |
1 489 698 |
111 |
НДС внутр |
32 846 984 |
33 920 727 |
50 651 484 |
66 222 853 |
101 |
НДС за нерезидента |
3 910 560 |
4 446 817 |
6 121 168 |
8 679 210 |
154 |
Акцизы вн, всего |
1 383 827 |
1 466 561 |
1 926 808 |
3 283 381 |
121 |
Таможня всего |
53 672 345 |
67 749 859 |
91 296 812 |
128 044 730 |
111 |
Итого ГБ |
203 408 999 |
244 066 963 |
330 788 848 |
493 396 215 |
115 |
РБ |
140 254 171 |
172 615 255 |
239 056 977 |
369 295 811 |
119 |
МБ |
63 154 828 |
71 451 708 |
91 731 871 |
124 100 404 |
106 |
Источник: составлено автором по данным Налогового комитета города Алматы
Как видно из таблицы 15 поступления в 2007 году в государственный бюджет составили 493 396 215 тыс. тенге, исполнение прогноза было осуществлено на 115 %.
В информационных системах начисления по платежам ИП в накопительные пенсионные фонды производятся по месту применения специального налогового режима, а уплата «садится» по месту регистрации индивидуальных предпринимателей. В результате, по месту регистрации ИП возникает необоснованная переплата, а по месту применения режима - недоимка. Необходимо внести соответствующие корректировки в ИС для устранения данной проблемы.
Имеются факты, образования необоснованной пени по индивидуальным предпринимателям, применяющим СНР на основе патента. Причина данной проблемы в том, что после уплаты налогов по патенту, платежи проходят банк второго уровня, Казначейство и «садится» на лицевой счет через 2-3 дня после оплаты, а система за эти дни начисляет пеню. В результате чего, количество ИП имеющих налоговую задолженность необоснованно увеличивается. Необходимо, чтобы платежи по лицевым счетам «садились» датой фактического платежа.
В информационных системах, имеются факты, когда крупное предприятие имеет «статус» субъекта малого предпринимательства, что искажает отчетность и затрудняет квалификацию нарушения при применении административных санкций. Так как, статус налогоплательщика присваивается Агентством по статистике, считаем необходимым произвести взаимосверку статусов всех налогоплательщиков.
В связи с внесенными
изменениями в налоговое
В текущем году планируется усилить взаимодействие с уполномоченными органами, а также уделить особое внимание незарегистрированным основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности. Для этих целей планируется провести сплошную инвентаризацию имущества СМИ: производственных линий, оборудования, аппаратуры, инвентаря и прочего имущества на предмет уплаты налога на имущества29.
Кроме того, по нашим оценкам значительный удельный вес незарегистрированных субъектов малого предпринимательства приходится на лиц, занимающихся частным извозом, сдачей в аренду жилья, «челночным» бизнесом на рынках. В этой связи, планируется усилить взаимодействие с таможенными органами и органами внутренних дел по организации совместных рейдовых проверок.
Стратегической задачей остается способствование развитию малого бизнеса, в том числе улучшение условий обслуживания населения при приеме налоговой отчетности. В этих целях планируется взаимодействовать с ассоциациями и общественными объединениями, проведение «Дней открытых дверей в налоговых органах», участие на «круглых столах» в Алматинской ассоциации предпринимателей. Форуме предпринимателей Казахстана, а также объединениями по защите прав потребителей, в целях повышения налоговой культуры и агитации требования кассовых чеков при расчете наличными денежными средствами.
В налоговые органы г.Алматы поступило 274 заявлений на общую сумму 1,5 млрд.тенге, и это без учета денежных средств, легализованных физическими лицами, заявления по которым с 18 ноября прошлого года не представляются. Согласно нашим подсчетам, их сумма составляет 5,1 млрд.тенге.
Всего по городу на КБК 206110 поступило сбора за легализацию имущества в размере 718,3 млн.тенге.
Со времени введения изменений (18.11.06г.) в Закон РК «Об амнистии в связи с легализацией имущества» количество поступивших заявлений увеличилось с 40 до 274 единиц. При этом легализовано:
- прочего имущества (витринное оборудование, теле-видео аппаратура, станки, гтчело-павильоны, культиватор, холодильное оборудование) 110 заявлений на сумму 71,3 млн.тенге.
Налоговым комитетом по г. Алматы на постоянной основе проводится активная агитационная работа:
- проводятся семинары-совещания, «круглые столы» в ассоциациях предпринимателей, пресс-конференции, аналитические программы по обсуждению механизмов легализации в «прямом эфире», даются интервью на теле-радио каналах, а также развернутые сюжеты;
Информация о работе Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан