Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 08:14, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования налогового регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан. Целью Государственной Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 гг., является совершенствование институциональных условий, направленных на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью. Совершенствование системы налогового администрирования малого предпринимательства является одним из основных направлений и механизмов реализации Программы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1.Сущность налогового регулирования экономики
Республики Казахстан
1.2 Налоговые инструменты регулирования экономики 8
1.3 Особенности налогового регулирования в зарубежных государствах 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА) 18
2.1 Анализ налогового регулирования на современном этапе 18
2.2 Анализ поступления налогов в бюджет от малого и среднего бизнеса 24
2.3 Налоговый контроль в отношении субъектов малого предпринимательства Республики Казахстан 35
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
- незачисления (неперечисления)
в банк или другую организацию,
- неисполнения в первоочередном
порядке инкассовых поручений
(распоряжений) налоговых органов
на взимание с налогоплательщик
- отказа в допуске
сотрудников органов налоговой
службы к проверке совершенных
(совершаемых) операций по
- неисполнения распоряжений налоговых органов по приостановлению всех расходных операций юридических лиц по их банковским счетам, невыполнения требований об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, непредставления или отказа предъявить органам налоговой службы и их должностным лицам бухгалтерские отчеты и балансы, расчеты и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, установлением и применением цен и тарифов;
- непредставления по запросам налоговых органов сведений о совершенных за определенный период операциях по банковским счетам, наличии денег на этих счетах у налогоплательщиков;
- непредставления должностными
лицами банков, организаций, осуществляющих
отдельные виды банковских
Неисполнение банками
и организациями,
- неучета регистрационного номера налогоплательщика при открытии налогоплательщиком (кроме физических лиц - нерезидентов) банковских счетов;
- неуведомления в течение
трех рабочих дней налоговых
органов об открытии
- проведения операции
по счетам клиентов без
- непрекращения всех расходных операций по банковским счетам налогоплательщиков - юридических лиц или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по решению налоговых органов в случаях, предусмотренных налоговым законодательством;
- незачисления (неперечисления)
в банк или другую организацию,
- неисполнения в первоочередном порядке указаний, касающихся безусловного перечисления соответствующих налогов, по решению налоговых органов в случаях, предусмотренных налоговым законодательством;
- неисполнения в первоочередном порядке инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов на взимание сумм налоговых и других платежей, пени и штрафов -
- влекут штраф на юридических лиц в размере пяти процентов от суммы совершенных расходных операций по банковским счетам налогоплательщиков.
Неперечисление или
несвоевременное перечисление
Представление банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, заведомо ложных сведений об операциях по банковским счетам юридических или физических лиц, а равно выдача поручительств, гарантий и иных обязательств, заведомо не обеспеченных фактическим финансовым состоянием данного банка, если эти действия не повлекли причинение крупного ущерба физическому или юридическому лицу либо государству, - влекут штраф на должностных лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей.
Невыполнение
налоговой службы и их должностных лиц
- влечет штраф на физических лиц в размере
восьми, на должностных лиц - в размере
пятнадцати месячных расчетных показателей.
Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица органа налоговой службы, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение, используемые налогоплательщиком (кроме жилых помещений) для предпринимательской деятельности, - влечет штраф на индивидуальных предпринимателей и на должностных лиц в размере сорока пяти месячных расчетных показателей3.
Налоговые органы ведут систематический контроль за соблюдением налогоплательщиками норм налогового законодательства, периодичности охвата и установленных сроков проведения документальных проверок. Это способствует соблюдению налогоплательщиками налоговой дисциплины, бесперебойному поступлению налоговых платежей в бюджет, а также разработке предложений по совершенствованию налогового законодательства.
В целях отражения контрольной работы налоговых органов республики введена отчетность формы 2-Н «свободный отчет о результатах контрольно-экономической работы налоговых комитетов» (табл. 16).
Таблица 16. Динамика дополнительно начисленных сумм налогов и штрафных санкций по результатам документальных проверок налоговых комитетов г. Алматы за 2006—2007 гг.(млн. тенге)
№ п/п |
Показатели |
2006 |
2007 |
1 |
Общая сумма поступлений налогов в бюджет |
148 845,6 |
203 409,0 |
2 |
Дополнительно начислено налогов |
8181,1 |
11 947,3 |
3 |
В % к обшей сумме поступлений налогов в бюджет |
5,5 |
5,9 |
4 |
Предъявлено штрафных санкций |
2511,5 |
4440,0 |
5 |
В % к общей сумме поступлений налогов в бюджет |
1,7 |
2,2 |
Источник: отчетные данные Налогового комитета г. Алматы.
Из приведенных данных видно, что налоговыми комитетами по г. Алматы дополнительно начислено налогов и других обязательных платежей в бюджет вместе со штрафными санкциями в 2001 г. — 5447,0 млн. тенге, в 2002 г. — 10 692,6 млн. тенге, в 2003 г. — 16 387,3 млн. тенге, в общей сумме налоговых поступлений это составило в 2001 г. — 4,3%, в 2002 г. — 7,2% и в 2003 г. — 8,1%, т.е. в динамике наблюдается рост как в абсолютной сумме, так и в процентном выражении.
Проверки показывают,
что большая часть налоговых
нарушений приходится на два основных
бюджетных источника —
Следует отметить, что среди форм налогового контроля в части пополнения бюджета дополнительными начислениями важное место занимают камеральный контроль и налоговые проверки.
После получения Казахстаном статуса независимого государства изменившиеся экономические условия страны потребовали соответствующих изменений налоговой системы, и в том числе налогового контроля. Одной из главных целей налоговой реформы, проводимой в республике, является коренное улучшение дел с поступлением платежей в бюджет.
Анализируя современное состояние налогового контроля, можно сделать вывод, что в условиях развития рыночных отношений основные направления повышения эффективности налогового контроля заключаются в совершенствовании его нормативно-правовой базы и организационно-методических основ контрольной работы налоговых органов.
В этом аспекте особую важность имеет дальнейшее совершенствование налогового законодательства.
В 2001 году в форме Налогового кодекса был принят единый документ, где кодифицированы все вопросы налогообложения, в том числе и процедуры налогового контроля.
С принятием Кодекса устранена часть разночтений и неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения. В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволяют свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров.
Необходимо отметить, что фискальная направленность нынешней налоговой системы проявляется в непомерно высоком уровне штрафных санкций, что, в свою очередь, неизбежно приводит к уклонению от налогообложения10.
Практика показывает, что чем строже карательные меры, тем больше стремление налогоплательщиков скрыть свои доходы. Поэтому штрафные санкции должны быть дифференцированы в зависимости от тяжести правонарушения и наличия умысла. Необходима более четкая и подробная классификация налоговых нарушений.
В актах законодательства должны быть четко определены обязанности граждан и юридических лиц, а также исчерпывающий перечень запретов. С другой стороны, должна быть так же четко определена компетенция государственных органов и их должностных лиц, не дающая возможностей расширительно толковать ее пределы.
Контрольно-экономическая
работа налоговых органов
В частности, в целях
реализации государственных гарантий
свободы предпринимательской
Согласно действующему налоговому законодательству проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет осуществляется исключительно органами налоговой службы. Налоговые службы самостоятельно определяют круг проверяемых налогоплательщиков и перечень проверяемых вопросов. При этом налоговым законодательством не оговаривается, что налоговые проверки проводятся через регистрации в органах прокуратуры.
Поэтому считается, что порядок проведения проверок должен осуществляться строго согласно Налоговому кодексу Увеличивающаяся с каждым годом численность налогоплательщиков, а в связи с этим степень загруженности налоговых инспекторов, диктуют необходимость разработки оптимальных сроков проведения проверок хозяйствующих субъектов с учетом специфики их деятельности.
Необходимо отметить, что до принятия действующего Налогового кодекса срок проведения документальной проверки ограничивался 30 днями. Однако по отдельным категориям налогоплательщиков, в связи с большим объемом проверяемых документов, указанный срок, как правило, не выдерживался.
Информация о работе Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан