Налоговые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Реформирование экономики России, нацеленное на рыночные отношения, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому так важно правильное построение и четко функционирование налоговой системы России, в связи с чем обусловлена актуальность тематики курсовой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговые системы развитых стран.docx

— 268.70 Кб (Скачать файл)

Принципиальным отличием налоговой  системы Германии от французской  является наличие налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах  он составляет примерно 28% – второе место после подоходного налога и, как отмечалось выше, служит регулирующим источником. Его общая ставка – 14%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция  облагаются по ставке 7%. Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компании. Ставка налога на нераспределенную прибыль – 50%, а  на прибыль, распределенную по дивидендам – 36%. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются  из прибыли за минусом налога. Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его  минимальная ставка – 19%, максимальная – 53%. Максимальная ставка налога применяется  к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и в  США, делится в равной пропорции  между предпринимателем и работником. Местные налоги носят не столько  фискальный характер, сколько с их помощью регулируется деловая активность в регионах.

Со времени Л. Эрхарда в Германии укоренились следующие принципы, на которых строится система налогообложения

- налоги должны быть по возможности  минимальными;

- затраты на взимание налогов  должны быть минимально необходимыми;

- налоги не должны препятствовать  конкуренции;

- налоги должны быть нацелены  на более справедливое распределение  доходов;

- система должна строиться из  уважения к частной жизни человека. В связи с налогообложением  человек должен по минимуму  открывать государству свою частную  жизнь. Налоговый работник не  имеет права никому дать каких-либо  сведений о налогоплательщике.  Соблюдение коммерческой тайны  гарантировано;

- налоговая система должна исключать  двойное налогообложение;

- величина налогов должна соответствовать  размеру государственных услуг,  включая защиту человека и  все остальное, что гражданин  может получить от государства.

2. Возможность использования  опыта зарубежных стран в реформировании  российской налоговой системы

Налоговая система не должна создавать  дополнительных препятствий налогоплательщикам (как юридическим, так и физическим лицам), привлекающим заемный капитал. Для решения данной задачи необходимы два основных условия: во-первых, обеспечить вычет сумм процентов, уплаченных за пользование заемными ресурсами, при  определении налоговой базы; во-вторых, исключить из налогового законодательства положения, связанные с налоговыми рисками в случае привлечения  налогоплательщиком заемных ресурсов. Используемый налоговый режим может  увеличивать стоимость их привлечения (в случае частичного включения в  расходы, учитываемые при налогообложении), либо, напротив, стимулировать заимствования  на кредитном рынке или рынке  ценных бумаг (путем создания льготного  порядка налогообложения).

В зарубежных странах широко используется налоговое стимулирование привлечения  заемных ресурсов на цели развития бизнеса как организациями, так  и физическими лицами. Организации  всю сумму процентов включают в состав расходов, поскольку в  противном случае повысится экономическая  ставка налога на прибыль, а сокращение чистой прибыли ограничит возможности  фирмы по привлечению заемного капитала. Во многих странах физическим лицам  предоставляется возможность уменьшать  сумму подлежащего уплате подоходного  налога на величину выплаченных процентов  по займам, взятым на цели производственных инвестиций. В частности, такая налоговая  скидка используется в Бельгии, Германии, Греции, Дании, Испании, Канаде, Норвегии, Нидерландах, Финляндии, Швеции. Налоговая  скидка в отношении процентов  по займам, полученным физическими  лицами для целей бизнеса, введена  в Австралии, Франции, Турции, Ирландии, Японии, США (ограничена определенным размером (Приложение 2, таблица 2)), Великобритании (в полной сумме вычитаются только проценты по займам на деловые цели или приобретение предметов делового использования).

В России подобные налоговые льготы отсутствуют. Кроме того, существуют определенные ограничения по отнесению  на расходы процентов за пользование  заемными ресурсами. Согласно действующему порядку налогообложения, при отсутствии сопоставимых долговых обязательств в  состав расходов разрешено включать проценты по рублевым кредитам в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной  в 1,1 раза (то есть 14,3%), а по валютным кредитам – 15%. Однако на практике банки  достаточно легко обходят данные условия.

Эффективно было бы отказаться от установления законодательных ограничений  на включение в состав расходов процентов  за пользование заемными ресурсами  при одновременном усилении контроля за взаимозависимостью кредитора и  заемщика. Кроме того, необходимо налоговыми мерами стимулировать привлечение  организациями инвестиционных кредитов. В настоящее время в подобном случае организация вынуждена уплачивать больше налогов, чем при привлечении  кредитов на пополнение оборотных средств. Это связано с тем, что, хотя при  расчете налога на прибыль проценты по кредитам включаются заемщиком в  состав внереализационных расходов вне зависимости от цели их получения, однако налог на имущество определяется по данным бухгалтерского учета, в котором  проценты по кредиту, взятому для  приобретения инвестиционного актива (основных средств или материалов), до оприходования приобретаемого имущества  включаются в его первоначальную стоимость.

В результате налогом на имущество  облагается также и часть процентов  по кредитам инвестиционного характера. Кроме того, основные средства в  налоговом и бухгалтерском учете  отражаются по разной стоимости, что  требует ведения отдельных налоговых  регистров по учету основных средств. Для заемщика выгоднее, если в кредитном  договоре указано, что кредит взят на пополнение оборотных средств независимо от фактического направления его  использования, так как в этом случае начисленные проценты будут  одновременно учтены в бухгалтерском  учете в составе операционных, а в налоговом – в составе  внереализационных расходов.

Значительное влияние оказывает  налогообложение и на заинтересованность физических лиц в получении кредитов, прежде всего ипотечных и потребительских. В зарубежных странах широкое  распространение получила практика налогового стимулирования использования  физическими лицами кредитных ресурсов. Так, полный вычет из налогообложения  процентов по займам на покупку или  улучшение дома применяется в  Голландии, Дании, Ирландии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Португалии, США, Швеции, Швейцарии, Франции (действует дополнительный налоговый кредит на определенную долю в процентах от величины годовых  инвестиций в покупку нового дома). Предельный размер льготы установлен в Финляндии и Италии (только для впервые приобретающих жилье).

В России налоговые льготы для физических лиц также рассматриваются как  элемент создания благоприятной  налоговой среды для развития ипотечного жилищного кредитования и кредитования жилищного строительства. В Концепции развития системы  ипотечного жилищного кредитования в РФ отмечается: Наличие налоговых  льгот, связанных с ипотечным  жилищным кредитованием, является действенным  экономическим фактором, стимулирующим  со стороны государства развитие первичного ипотечного рынка. Они позволяют  существенно увеличить доступность  долгосрочных ипотечных кредитов для  населения. Меры налогового стимулирования развития жилищного кредитования направлены главным образом на предоставление имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Проценты по целевым кредитам (займам) вычитаются в полном объеме, что согласуется  с опытом большинства развитых стран, в то время как ограничение  размера налогового вычета 1 млн. руб. существенно снижает его эффективность, поскольку зачастую не соответствует  величине реальных расходов на приобретение жилья.

Влияние налогообложения на прочие виды кредитов менее значимо. В России отсутствуют налоговые рычаги стимулирования потребительского кредитования, хотя и в зарубежных странах данная льгота не получила столь широкого распространения, как налоговый  вычет по ипотечному кредитованию. Проценты по потребительским кредитам полностью освобождаются от налога в Голландии, Дании, Ирландии и Финляндии; в определенных пределах – в Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Швеции и Швейцарии. В то же время льготы по потребительскому кредитованию отсутствуют в Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии и  ряде других стран.

Вместе с тем в отношении  потребительского кредитования не действуют  и некоторые регулирующие меры. Так, из-под налогообложения выведен  самый быстрорастущий сегмент рынка  потребительского кредитования – экспресс-кредитование в местах приобретения товаров: определение  материальной выгоды не производится в случае предоставления физическому  лицу коммерческого кредита либо приобретения товара в кредит или  рассрочку. Это связано с тем, что действующим законодательством  не предусмотрены взаимоотношения  ни банка-кредитора, ни физического  лица-заемщика с третьими лицами (например, торговой организацией). [11, с. 85–88]

Предварительно принятое федеральным  правительством решение о замораживании  ставки налога на добавленную стоимость  на уровне 18%, думается, принципиально  неверно. Оно, в частности, обессмысливает прошлогоднее правительственное решение  о снижении этой ставки с 20% до названного уровня в качестве первого шага, за которым должен был последовать  второй-дальнейшее ее двух-трехпроцентное уменьшение, нацеливаемое на стимулирование развития экономики. Понятно, что ослабление зависимости народного хозяйства от мировых цен на энергоносители настоятельно требует ослабления налоговой нагрузки прежде всего в перерабатывающих отраслях, где на порядок выше, нежели в отраслях добывающих, доля добавленной стоимости, соответственно – удельный вес НДС в общей налоговой нагрузке. Снижение рассматриваемой ставки до 15 – 16%, как представляется, создавало бы благоприятные предпосылки для развития именно отраслей переработки. Однако при этом стоило бы сохранить льготную – десятипроцентную – ставку НДС, действующую ныне, в частности, для ряда продовольственных товаров и изделий детского ассортимента; в противном случае неизбежен взлет цен на потребительском рынке. [18, с. 7–9]

Например в Италии налог на добавленную  стоимость взимается по дифференцированным ставкам. В настоящее время их пять: льготная – 2%, основная – 9%, две  повышенные – 18% и 38%, а также нулевая, которая применяется к экспорту товаров и услуг.

Льготная ставка 2% применяется  к товарам первой необходимости (хлеб, молоко и другие продукты питания), а также газетам, журналам. По основной ставке 9% облагается широкий круг промышленных изделий, в том числе текстильных. Продукты питания и спиртные напитки, продаваемые через ресторан, а  также бензин и нефтепродукты  облагаются по ставке 18%. Самая высокая  ставка применяется к предметам  роскоши (меха, ювелирные изделия, спортивные автомашины. [1, с. 41]

Что касается предлагаемых ныне иных, нежели снижение ставки НДС, путей ослабления налоговой нагрузки на экономику, то они, во-первых, находятся в русле  интересов хозяйствующих субъектов  нефтегазодобычи (с учетом вышесказанного), во-вторых, лишь еще больше усложнят налоговое администрирование НДС, с которым и сегодня предостаточно  проблем (о чем речь пойдет далее). Тут просматриваются и другие негативы.

Так, предлагается уменьшить налоговую  нагрузку на экономику путем вычета входного НДС по капитальному строительству  по схеме, применяемой к основному  производству, т.е. в режиме реального  времени, а не после ввода оборудования в эксплуатацию. Решение вроде  бы разумное, однако его реализация: а) вряд ли в конечном счете снизит налоговую нагрузку на хозяйствующих  субъектов (ибо им предлагается вернуть  их же деньги, но лишь несколько раньше, чем это происходит сегодня); б) способна создать еще один канал занижения  налоговой базы и ухода от налогообложения; в) чревата вышеупомянутым усложнением  администрирования.

Не все так просто и с намечаемыми  на 2006 г. однозначно прогрессивными, на первый взгляд, нововведениями, касающимися  налога на прибыль; речь идет о задействовании амортизационной премии, беспрепятственном  переносе убытков на будущее и  полном учете затрат на НИОКР в издержках производства. «Интрига» в том, что основная доля данного налога поступает в бюджеты субъектов РФ, и обеспечить более или менее равноценное возмещение этим бюджетам доходов, выпадающих в связи с названными новациями, в нынешних условиях практически невозможно. Показательная аналогия здесь – печальный опыт с возмещением региональным бюджетам доходов, выпавших вследствие отмены с 2003 г. налогов, являвшихся источниками финансирования дорожных фондов: до сих пор проблема финансового обеспечения дорожного строительства в большинстве регионов не решена.

Одна из предлагаемых ныне мер –  отмена НДС как такового и введение вместо него налога с продаж – вообще неприемлема с экономической  и политической точек зрения. Для  полной компенсации потерь бюджета  в связи с отменой НДС минимальная  ставка налога с продаж должна была бы составить 15% (что, понятно, повлекло бы за собой галопирующий рост розничных  цен). При установлении же этой ставки на уровне 5% (как и было до отмены данного налога) бюджет страны понес  бы огромные потери. Наконец, если собираемость налога с продаж в связи с проблемами учета розничной выручки примерна такая же, что и НДС (70–75%), то администрирование  первого вовсе не проще, чем второго.

Как уже отмечалось, администрирование  НДС сегодня заключает многие проблемы; конкретнее говоря, при его  нынешнем уровне данный налог через  три – четыре года может фактически исчезнуть и без замены его  налогом с продаж. Так, вычеты НДС  по внутренним операциям за последние  четыре года выросли в 2,4 раза при  увеличении соответствующих начисленных  сумм лишь вдвое; в 2005 г. они достигнут 6 трлн. руб., составив 85,1% к начисленной  сумме (соответствующий показатель 2001 г. – 79,5%). Возмещение НДС по экспортным операциям увеличилось в 2004 г. по сравнению с 2000 г. более чем втрое  при росте самого экспорта лишь в 1,9 раза и достигло в прошлом году 325 млрд. руб.; в бюджете-2005 такое возмещение заложено в сумме 344 млрд. руб.

Подобное абсурдное положение  складывается в результате задействуемых  ныне алгоритмов возмещения не внесенных  в бюджет сумм НДС (в объеме сотен  миллиардов рублей); данные алгоритмы, позволяют хозяйствующим субъектам  применять «эффективные» схемы  ухода от налогообложения. Система  НДС-счетов, способная радикально изменить сложившуюся ситуацию, отвергнута федеральным  правительством, вознамерившимся было побороться с вышеупомянутым злом с  помощью неэффективного и дорогостоящего механизма электронных счетов-фактур, но вскоре от своего намерения отказавшимся. Иной же альтернативы системе НДС-счетов пока не предложено. [18, с. 18–21.]

Информация о работе Налоговые системы