Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение негосударственных пенсионных фондов РФ в системе коллективного инвестирования, проблем и перспектив их развития.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить особенности негосударственных пенсионных фондов в системе коллективного инвестирования;
- проанализировать деятельность негосударственных пенсионных фондов РФ;
- выявить проблемы и определить перспективы НПФ в российской практике
Таблица 2.9 Итоговый рейтинг
Фонд | Шарпа | Альфа | Бета | Звезды |
"ЛУКойл Фонд Отраслевых инвестиций" | ***** | ***** | ***** | 15 |
"ЛУКойл Фонд Первый" | ***** | ***** | ***** | 15 |
"ЛУКойл Фонд Перспективных вложений" | ***** | ***** | **** | 14 |
"Паллада Поддержка" | **** | **** | *** | 11 |
"Высокие технологии" | **** | **** | ** | 10 |
"Энергия" | *** | *** | *** | 9 |
"Нефтяной" | **** | *** | * | 8 |
"Центр Потенциала" | * | * | * | 3 |
Таким же способом можно провести рейтингование и других видов ПИФов. А от ПИФов перейти к УК, их образовавших.[11, с. 24]
Действующий в настоящее время порядок оценки деятельности НПФ основывается на сравнении финансовых показателей, а именно: размеров собственного имущества фонда, имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ, совокупного вклада учредителей, а также размера пенсионных резервов. Учитываются и общие суммы инвестиций, величина пенсионных выплат и др.
Для оценки НПФ в рамках данной курсовой работы были использованы критерии, условно разбитые на две группы.
Первая группа характеризует надежность НПФ и включает в себя:
- общий объем пенсионных резервов;
- размер имущества для обеспечения уставной деятельности;
- опыт работы фонда на рынке;
- состав учредителей фонда;
- репутация фонда на рынке негосударственного пенсионного обеспечения;
- диверсификация инвестиционного портфеля фонда;
- членство в профессиональных объединениях.
Ко второй группе, характеризующей успешность работы на рынке, относятся:
- изменение доли фонда на рынке;
- изменение доходности фонда;
- рост (сокращение) клиентской базы.
Низкая
активность граждан в выборе направлений
вложения пенсионных средств (как уже
отмечалось выше, менее 10% воспользовались
этим правом выбора) объясняется отсутствием
у будущего пенсионера информации,
позволяющей ему
3.
Проблемы и перспективы
НПФ в российской
практике
В развитии отрасли НПФ в 2006 году произошло некоторое замедление. Обе сферы деятельности НПФ - и добровольное пенсионное обеспечение (ДПО), и обязательное пенсионное страхование (ОПО) – могли бы показать лучшие результаты. И эта тенденция тревожит.
Население
по-прежнему плохо знает об НПФ
и не видит в них осмысленной
возможности формирования своего будущего
пенсионного благосостояния. Хотя взносы
от физических лиц растут, это явно
происходит за счет развития паритетных
схем крупных работодателей, а не
за счет самостоятельно приходящих в
НПФ «людей с улицы». Развитие личного
пенсионного страхования
Наконец, следует отметить стагнацию в развитии профильного законодательства (Закон «О негосударственных пенсионных фондах» в части ДПО не меняется, и подвижек в этом направлении не видно), отсутствие налоговых льгот – вернее, даже ухудшение налогового режима, и отсутствие внятных стимулов для работодателей к развитию корпоративных пенсионных программ.
По итогам 2006 года систему НПФ для формирования своей накопительной части трудовой пенсии выбрали 690 тысяч человек (в 2005 г. – 237 тысяч). Рост налицо, но доля таких граждан по-прежнему крайне незначительна: чуть больше 2% от всех, имеющих право выбора в отношении формирования своей накопительной части трудовой пенсии. Объем средств пенсионных накоплений, которые были переданы в НПФ, составлял 2,05 млрд. рублей (по стоимости чистых активов); эта цифра может возрасти до 8-9 млрд. рублей. Это пока очень скромно даже по сравнению с объемами пенсионных резервов по ДПО.
При этом заметно торможение пенсионной реформы, отсутствие информационно-разъяснительной работы со стороны государства, утрата большей частью населения остатков интереса к пенсионной проблематике. Не вызывает сомнений пагубное воздействие исключения из накопительной системы граждан «средних возрастов», которые сейчас оказались в межеумочном состоянии: пенсионные накопления у них есть, но только за три года, и больше расти они не будут. Люди, сделавшие выбор в пользу НПФ в 2006 году, судя по многим косвенным признакам, сделали это преимущественно под прямым или косвенным давлением со стороны своих работодателей, а не по собственному свободному решению.
Наконец,
нельзя не сказать о невыгодных для
НПФ инициативах органов
Сложившаяся ситуация еще не является кризисной, но и назвать ее благополучной вряд ли смогут даже закоренелые оптимисты. Для придания российской отрасли негосударственного пенсионного обеспечения нового импульса нужны системные и комплексные меры как со стороны государства, так и со стороны самого сообщества фондов. Это:
- глубокая переработка профильного законодательства о НПФ;
- стимулирование корпоративных пенсионных программ;
- повышение роли НПФ в системе обязательного пенсионного страхования;
- позитивный налоговый режим для всех участников системы негосударственного пенсионного обеспечения;
- совершенствование управления рисками;
- создание стандартизированных пенсионных продуктов, пригодных для розницы.
Рассмотрим изложенные выше меры более подробно.
Переработка профильного законодательства
Единственный
закон № 75-ФЗ «О негосударственных
пенсионных фондах» уже недостаточен
с точки зрения оптимальной техники
регулирования усложнившейся
- рамочный закон «О накопительном пенсионном страховании», регулирующий отрасль в целом;
- закон о НПФ как особой организационно-правовой форме юридического лица;
- закон о добровольном НПС, развивающий нынешний закон № 75-ФЗ;
- закон об обязательном (трудовом) НПС, заменяющий законы № 167–ФЗ (частично), № 111-ФЗ и № 75-ФЗ (в части главы Х.1);
- возможно также отдельный закон о профессиональном и территориальном НПС, заменяющий пока не принятый закон «О профессиональных пенсионных системах».
Необходимо совершенствование базового понятийного аппарата и юридической техники, уточнение терминологии. В частности, предлагается уйти от самого термина «негосударственный пенсионный фонд», заменив его на «накопительный пенсионный фонд» (с сохранением той же аббревиатуры НПФ), а «негосударственное пенсионное обеспечение» заменить на «накопительное пенсионное страхование».
Крайне важно четкое определение прав, обязанностей и ответственности участников добровольного пенсионного обеспечения (страхования), особенно в корпоративных пенсионных программах, должное регулирование пенсионного договора и обязательств, возникающих из него, полноценное регулирование пенсионных счетов.
Назрело уточнение правового статуса НПФ как особой организационно-правовой формы юридического лица.
НПФ
не могут двигаться дальше в массы,
становиться действительно
Стимулирование корпоративных пенсионных программ
В настоящее время корпоративные пенсионные программы не регулируются законодательством. Работодатель свободен в том, организовывать ли ему свою пенсионную программу (он за это ничего не получает от государства), а значит, и в том, чтобы прекратить ранее начатую пенсионную программу.
Возможно,
такая «свобода рук» и устраивает
многих работодателей, хотя социально
ответственные крупные
Ситуацию необходимо менять, но, конечно, не путем одностороннего «закручивания гаек» в отношении работодателей, уже организовавших свои корпоративные пенсионные программы. Необходимо стимулирование работодателей к организации таких пенсионных программ как важной формы социального партнерства, необходимо предоставление им осязаемых льгот. Вместе с тем оборотной стороной должно стать повышение ответственности работодателей, организовавших свои пенсионные программы, за их реализацию.
Следует
также сохранить достаточно высокую
степень свободы работодателей
при конструировании своих
Повышение роли НПФ в системе обязательного пенсионного страхования
Наиболее эффективное развитие накопительной системы в рамках обязательного пенсионирования возможно на пути ухода Пенсионного фонда России (ПФР) из этой сферы и передачи НПФ всех функций по формированию и выплате накопительной части трудовой пенсии (НЧТП).