Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 11:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение нормативного метода бюджетного планирования и пути его совершенствования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть необходимость внедрения нормативного метода бюджетного планирования;
- изучить экономическую сущность нормативного метода бюджетного планирования, выявить преимущества и недостатки;
- выявить направления совершенствования нормативного метода бюджетного планирования.
Внедрение нормативного
метода планирования бюджета позволяет
обеспечить прозрачность механизма
распределения бюджетных
Кроме положительных моментов применения расчетно-нормативных затрат стоит обозначить и возможные «узкие места». Так, при анализе деятельности учреждений разработчики нормативов могут столкнуться с многообразием вариантов организации процесса оказания услуг в учреждениях одного типа; трудностями в обосновании адекватности натуральных объемов потребляемых ресурсов, коммунальных услуг и сложностью прогнозирования объемов оказания услуг в некоторых сферах. При этом для поддержания нормативов в актуальном состоянии потребуется их ежегодная корректировка, что может привести к серьезному увеличению трудозатрат работников органов исполнительной власти и учреждений.
Нормативный метод предполагает
наличие прогрессивных норм и
финансово-бюджетных
С одной стороны, если строго следовать нормам Бюджетного кодекса, то мы сегодня не могли бы финансировать практически ни один вид расходов, пока нет нормативов минимальных затрат и бюджетной обеспеченности, которые должны быть разработаны и утверждены на федеральном уровне.
С другой стороны, мы сегодня не имеем самых примитивных норм и нормативов относительно работ по ремонту объектов, благоустройству, приобретению оборудования и т.д. А ведь наличие такой информации является обязательным условием для разработки тех самых минимальных государственных стандартов, о которых говорится в Бюджетном кодексе.
Тем не менее предлагается исходить из того, что нормативы затрат — это комплексные планово-экономические показатели, которые при грамотном использовании могут быть очень полезны. Введение расчетно-нормативных затрат направлено на помощь органам исполнительной власти в развитии и оптимизации бюджетной сети. Задача же властей — максимально эффективно применить данный механизм.
Нормирование бюджетных расходов с 1 января 2008 г. приобретает особую значимость в связи с переходом с 2009 г. на планирование всех государственных (муниципальных) расходов на основе заданий (пп. 2, 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ).
2. Экономическая сущность нормативного метода бюджетного планирования
Традиционным методом бюджетного планирования и прогнозирования является постатейное (нормативное) бюджетирование, когда в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией ведомства детально обосновывают статьи расходов. При использовании данного метода основной акцент делается на анализе затрат и целевом использовании средств. Бюджетополучатели составляют сметы своих планируемых расходов, которые анализируются и корректируются распорядителями бюджетных средств, а затем передаются на согласование в правительство. В случае, если общая сумма сметных заявок превышает величину запланированных бюджетных доходов, то выявляются приоритетные затраты, а по остальным проводится сокращение расходов.
Инструментами нормативного
метода являются прогрессивные нормы
и финансово-бюджетные
Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормативы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
- денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами и др.);
- нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
- нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).
Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).
Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).
Нормы и нормативы, используемые
в нормативном подходе к
- по форме выражения: натуральные, абсолютные, относительные, стоимостные;
- по уровню применимости: народнохозяйственные, отраслевые;
- по методам установления: государственные, муниципальные;
- по мере удовлетворения потребностей: минимальные, оптимальные.
В качестве примера нормативного метода бюджетного планирования, рассмотрим применение нормативно-подушевого метода в образовании.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяла в качестве основного приоритета развития отрасли обеспечение доступности качественного образования при условии эффективного использования ресурсов.
Основным механизмом, позволяющим повысить эффективность бюджетных расходов в образовании, признан переход от финансирования учреждений к финансированию потребителей образовательной услуги, учащихся, то есть подушевое нормативное финансирование. Это – общее требование федерального центра к регионам и даже обязательное условие участия в различных федеральных программах.
Применение подушевого
норматива в образовании
Нормативы финансирования
образовательных учреждений субъекта
РФ и муниципальных
А вот органы местного самоуправления устанавливать нормативы финансирования подведомственных им образовательных учреждений не обязаны. Однако согласно п. 4 ст. 41 Закона РФ "Об образовании" органами местного самоуправления могут быть определены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ в соответствии с пп. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона РФ "Об образовании").
На сегодняшний день
в Республике Татарстан переведены
на нормативное подушевое
В соответствии с Законом РТ от 22.11.2010 N 84-ЗРТ "Об утверждении нормативов финансовых затрат на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан на 2011 год" выделяют следующие нормативы:
1. Нормативы
финансового обеспечения
2. Нормативы
финансового обеспечения
3. Нормативы
финансового обеспечения
4. Нормативы
финансового обеспечения
5. Нормативы финансового обеспечения реализации основных общеобразовательных программ и программ дополнительного образования в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
6. Нормативы финансового обеспечения реализации основных образовательных программ дошкольного образования и программ дополнительного дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях.
7. Нормативы
финансового обеспечения
Таблица 2.1
┌─────────────────────────────
│Ступени общего образования, сроки│ Форма │Поселение│ Норматив на одного │
│ обучения и виды │обучения│ (округ) │обучающегося в год, │
│ общеобразовательных программ в │ │ <1> │ рублей │
│ вечерних (сменных) │ │ ├──────┬─────────────┤
│ общеобразовательных учреждениях │ │ │школа │ школа при │
│
│
│
├─────────────────────────────
│ Основное общее образование │ очная │городское│12966 │ 24226 │
│(вторая ступень), пятилетний
срок│ ├─────────┼──────┼────────────
│ обучения, общеобразовательная │ │сельское │21670 │ 38971 │
│
программа
├────────┼─────────┼──────┼───
│
│
│ │ │сельское │22058 │ 39676 │
├─────────────────────────────
│ Среднее (полное) общее │ очная │городское│15193 │ 28386 │
│ образование (третья
ступень), │ ├─────────┼──────┼────────────
│ двухлетний или трехлетний сроки │ │сельское │25500 │ 45860 │
│ обучения, общеобразовательная
├────────┼─────────┼──────┼───
│ программа │заочная │городское│27956 │ 52635 │
Информация о работе Нормативный метод планирования расходов бюджета