Нормативный метод планирования расходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение нормативного метода бюджетного планирования и пути его совершенствования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть необходимость внедрения нормативного метода бюджетного планирования;
- изучить экономическую сущность нормативного метода бюджетного планирования, выявить преимущества и недостатки;
- выявить направления совершенствования нормативного метода бюджетного планирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс эше.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Внедрение нормативного метода планирования бюджета позволяет  обеспечить прозрачность механизма  распределения бюджетных ресурсов, исключить случаи завышенного финансирования учреждений на основе их усреднения (выравнивания). Кроме того, основные подходы к расчету нормативов можно использовать для расчета фактической стоимости услуг по итогам прошедшего периода, для сравнения различных учреждений или близких по сути услуг. Достоверная информация о фактической стоимости услуги формирует почву для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, и в целом выбора оптимальных моделей организации бюджетной сети, исходя из того, какие учреждения могут оказывать схожие услуги качественнее и дешевле. Таким образом, в числе возможных «плюсов» разработки и внедрения нормативов затрат также можно указать: 

  • снижение различий в финансировании однотипных учреждений, оказывающих один вид услуг;
  • оптимизация состава государственных или муниципальных учреждений и состава оказываемых ими услуг;
  • выявление «застоявшихся» проблем в организации работы учреждений и формирование предложений по ее совершенствованию для комплексного устранения факторов, влекущих рост затрат;
  • определение реальных потребностей в финансировании бюджетного сектора;
  • налаживание в учреждениях управленческого учета.

Кроме положительных  моментов применения расчетно-нормативных  затрат стоит обозначить и возможные  «узкие места». Так, при анализе деятельности учреждений разработчики нормативов могут столкнуться с многообразием вариантов организации процесса оказания услуг в учреждениях одного типа; трудностями в обосновании адекватности натуральных объемов потребляемых ресурсов, коммунальных услуг и сложностью прогнозирования объемов оказания услуг в некоторых сферах. При этом для поддержания нормативов в актуальном состоянии потребуется их ежегодная корректировка, что может привести к серьезному увеличению трудозатрат работников органов исполнительной власти и учреждений. 

Нормативный метод предполагает наличие прогрессивных норм и  финансово-бюджетных нормативов, которые  являются качественной основой для  бюджетного планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме  того, нормы и нормативы могут служить необходимым условием для внедрения автоматизированных (экономико-математических) методов в бюджетное планирование.

С одной стороны, если строго следовать нормам Бюджетного кодекса, то мы сегодня не могли бы финансировать практически ни один вид расходов, пока нет нормативов минимальных затрат и бюджетной обеспеченности, которые должны быть разработаны и утверждены на федеральном уровне.

С другой стороны, мы сегодня  не имеем самых примитивных норм и нормативов относительно работ  по ремонту объектов, благоустройству, приобретению оборудования и т.д. А ведь наличие такой информации является обязательным условием для разработки тех самых минимальных государственных стандартов, о которых говорится в Бюджетном кодексе.

     Тем не  менее предлагается исходить из того, что нормативы затрат — это комплексные планово-экономические показатели, которые при грамотном использовании могут быть очень полезны. Введение расчетно-нормативных затрат направлено на помощь органам исполнительной власти в развитии и оптимизации бюджетной сети. Задача же властей — максимально эффективно применить данный механизм.  

Нормирование бюджетных  расходов с 1 января 2008 г. приобретает  особую значимость в связи с переходом  с 2009 г. на планирование всех государственных (муниципальных) расходов на основе заданий (пп. 2, 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ).

 

2. Экономическая сущность нормативного метода бюджетного планирования

 

Традиционным методом  бюджетного планирования и прогнозирования  является постатейное (нормативное) бюджетирование, когда в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией ведомства детально обосновывают статьи расходов. При использовании данного метода основной акцент делается на анализе затрат и целевом использовании средств. Бюджетополучатели составляют сметы своих планируемых расходов, которые анализируются и корректируются распорядителями бюджетных средств, а затем передаются на согласование в правительство. В случае, если общая сумма сметных заявок превышает величину запланированных бюджетных доходов, то выявляются приоритетные затраты, а по остальным проводится сокращение расходов.

Инструментами нормативного метода являются прогрессивные нормы  и финансово-бюджетные нормативы, необходимые для расчета бюджетных  доходов на основе установленных  налоговых ставок и учета некоторых макроэкономических ориентиров: уровня налогового бремени; предельного размера бюджетного дефицита (в% к ВВП и объему расходов бюджета); предельной величины государственного долга и т.п.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормативы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

- денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами и др.);

- нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

- нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).

Бюджетные нормы могут  быть простыми (для отдельных видов  расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).

Нормы и нормативы, используемые в нормативном подходе к планированию расходов бюджета, также классифицируются:

- по форме выражения: натуральные, абсолютные, относительные, стоимостные;

- по уровню применимости: народнохозяйственные, отраслевые;

- по методам установления: государственные, муниципальные;

- по мере удовлетворения потребностей: минимальные, оптимальные.

В качестве примера нормативного метода бюджетного планирования, рассмотрим применение нормативно-подушевого метода в образовании.

Концепция  модернизации российского образования на период до 2010 г. определяла в качестве основного приоритета развития отрасли обеспечение доступности качественного образования при условии эффективного использования ресурсов.

Основным механизмом, позволяющим повысить эффективность бюджетных расходов в образовании, признан переход от финансирования учреждений к финансированию потребителей образовательной услуги, учащихся, то есть подушевое нормативное финансирование. Это – общее требование федерального центра к регионам и даже обязательное условие участия в различных федеральных программах.

Применение подушевого норматива в образовании активизирует работу по оптимизации сети учреждений, формированию новой системы оплаты, повышению степени прозрачности бюджетного процесса, роста доступности образовательной услуги.

Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных  учреждений в части, предусмотренной  пп. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. В отличие от Правительства РФ, органы власти субъектов РФ выполняют предписания действующего законодательства. Поэтому законами субъектов РФ были установлены нормативы на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

А вот органы местного самоуправления устанавливать нормативы  финансирования подведомственных им образовательных  учреждений не обязаны. Однако согласно п. 4 ст. 41 Закона РФ "Об образовании" органами местного самоуправления могут быть определены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ в соответствии с пп. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона РФ "Об образовании").

На сегодняшний день в Республике Татарстан переведены на нормативное подушевое финансирование учреждения дошкольного образования  и общеобразовательные учреждения. Также проводится работа по переводу на нормативное подушевое финансирование учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности и специальных коррекционных образовательных учреждений.

В соответствии с Законом РТ от 22.11.2010 N 84-ЗРТ "Об утверждении нормативов финансовых затрат на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан на 2011 год" выделяют следующие нормативы:

1. Нормативы  финансового обеспечения реализации  основных общеобразовательных программ  и программ дополнительного образования  в общеобразовательных школах, общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях, лицеях.

2. Нормативы  финансового обеспечения реализации  основных общеобразовательных программ  и программ дополнительного образования  в общеобразовательных школах-интернатах, общеобразовательных школах-интернатах с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях-интернатах, лицеях-интернатах.

3. Нормативы  финансового обеспечения реализации  основных общеобразовательных программ  в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

4. Нормативы  финансового обеспечения реализации  основных общеобразовательных программ  в кадетских школах и кадетских  школах-интернатах.

5. Нормативы финансового обеспечения реализации основных общеобразовательных программ и программ дополнительного образования в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

6. Нормативы  финансового обеспечения реализации основных образовательных программ дошкольного образования и программ дополнительного дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях.

7. Нормативы  финансового обеспечения реализации  основных общеобразовательных программ  в вечерних (сменных) общеобразовательных школах. [2]

Таблица 2.1

┌─────────────────────────────────┬────────┬─────────┬────────────────────┐

│Ступени общего образования, сроки│ Форма  │Поселение│ Норматив на одного │

│         обучения и виды         │обучения│ (округ) │обучающегося в год, │

│ общеобразовательных  программ в  │        │   <1>   │       рублей       │

│       вечерних (сменных)        │        │         ├──────┬─────────────┤

│ общеобразовательных  учреждениях │        │         │школа │  школа при  │

│                                 │        │         │      │исправитель- │

│                                 │        │         │      │ но-трудовых │

│                                 │        │         │      │ учреждениях  │

├─────────────────────────────────┼────────┼─────────┼──────┼─────────────┤

│   Основное общее  образование    │ очная  │городское│12966 │    24226    │

│(вторая ступень), пятилетний срок│        ├─────────┼──────┼─────────────┤

│  обучения, общеобразовательная  │        │сельское  │21670 │    38971    │

│            программа            ├────────┼─────────┼──────┼─────────────┤

│                                 │заочная │городское│21559 │    40552    │

│                                 │        ├─────────┼──────┼─────────────┤

│                                 │        │сельское │22058 │    39676    │

├─────────────────────────────────┼────────┼─────────┼──────┼─────────────┤

│     Среднее (полное) общее      │ очная  │городское│15193 │    28386    │

│  образование (третья ступень),  │        ├─────────┼──────┼─────────────┤

│ двухлетний или трехлетний сроки │        │сельское  │25500 │    45860    │

│  обучения, общеобразовательная  ├────────┼─────────┼──────┼─────────────┤

│            программа            │заочная │городское│27956 │    52635    │

Информация о работе Нормативный метод планирования расходов бюджета