Оптимизация бюджетного прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:38, реферат

Краткое описание

Цель – исследование путей совершенствования бюджетного прогнозирования.
Задачи:
• оценить уровень проводимой работы в России в области бюджетного прогнозирования;
• выработать основные направления совершенствования бюджетного прогнозирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 5
2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В БЮДЖЕТНОМ ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ 9
3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 32

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 55.72 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский  государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Факультет управления

Кафедра «Экономико-правовых основ управления»

 

РЕФЕРАТ

 

по  дисциплине:   «Государственные и муниципальные финансы»

 

ОПТИМИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

 

 

Выполнил:  Чичасов Дмитрий

Группа: УГ-403

Руководитель: Карпович А.П., 

канд. экон. наук, доцент

 

 

 

 

Челябинск  2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСНОВЫ  БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 5

2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ  В БЮДЖЕТНОМ ПЛАНИРОВАНИИ И  ПРОГНОЗИРОВАНИИ 9

3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  И ПЛАНИРОВАНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ  ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 32

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход России к рыночной экономике поставил проблему роли государства  в управлении экономикой страны. Именно органы государственной власти являются самым мощным инструментом регулирования  национальной экономики. В Российской Федерации роль государства была неоправданно занижена, что впоследствии отразилось на низкой эффективности  провидимых реформ. Методом проб и  ошибок общество осознало, что нельзя обеспечить нормальное развитие страны без сильного государства, органов  государственной власти, действующих  слаженно и в интересах народа.

У государства для этого  имеется целый комплекс мер, но основная роль отводится бюджетной системе. В настоящее время приоритетной задачей стало создание эффективной  бюджетной системы на всех уровнях  государственной власти и местных  органов самоуправления. Немало важно  также, чтобы государство, осуществляя  свои функции, оставалось полноправным участником рыночных отношений, а также  не злоупотребляло своим особым положением.

Государство реализует свои функции по укреплению национальной экономики с помощью таких  инструментов, как бюджет, налоги, бюджетное  прогнозирование и планирование, исполнение доходов и расходов бюджетов разных уровней. Вопросы финансового  и бюджетного планирования и прогнозирования  являются объектом исследования многих ученых.

Объектом  исследования – процесс планирования и прогнозирования бюджета.

Цель – исследование путей совершенствования бюджетного прогнозирования.

Задачи:

• оценить уровень проводимой работы в России в области бюджетного прогнозирования;

• выработать основные направления  совершенствования бюджетного прогнозирования;

• проанализировать действующую  систему бюджетного прогнозирования  и планирования;

• определить место и  роль бюджетного прогнозирования и  планирования в системе государственного регулирования национальной экономики;

• дать анализ методов прогнозирования  и планирования бюджета;

• разработать и обосновать меры, направленные на достижение сбалансированности доходов и расходов бюджетов в  процессе прогнозирования и планирования.

 

1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

 

 

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное  планирование  и прогнозирование, представляющие собой частичное перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетами  разных уровней.

Роль и место бюджетного прогнозирования и планирования в системе регулирования экономики  определяются их тесным взаимодействием. Ведь прогнозирование является базой  для проработки, подготовки и утверждения  плановых решений. Прогнозирование  определяет направления развития планирования и выработки конкретных планов, которые  учитывают особенности ситуаций, в которых они разрабатываются: краткосрочная перспектива, среднесрочная  перспектива и долгосрочная перспектива1.

 Бюджетное прогнозирование  строится на основе структурного  анализа и возможных вариантов  их развития в будущем, вписывающихся  в рамки текущей и стратегической  экономической политики государства. 

Многие зарубежные и российские экономисты спорят по поводу определения  прогнозирования. Некоторые считают, что «прогноз - высказывание, фиксирующее  в терминах какой-либо языковой системы  ненаблюдаемое событие и удовлетворяющее  следующим условиям:

• в момент высказывания нельзя однозначно определить его истинность или ложность;

• это высказывание содержит указание на пространственный или временной  интервал (конечный), внутри которого произойдет прогнозируемое событие;

• в момент высказывания необходимо располагать способами: а) проверки метода прогнозирования; б) априорной оценки вероятности появления  прогнозируемого события; в) проверки осуществления прогнозируемого  события».

Другие экономисты полагают, что  «прогноз - это цельное тематическое исследование со своей логикой, методикой, включающие и качественный и количественный анализ и имеющие самостоятельное  научное значение независимо от окончательных  результатов разработки плана»2.

Шевченко Д.К. и Чебунин  П.К. считают, что «План-прогноз - это  программа действий коллективов  предприятий и организаций в  ближайшем будущем и требуемые  для ее выполнения трудовые, материально-технические, финансовые и другие ресурсы».

Американский экономист, К. Д. Льюис, под прогнозом понимает «результат экстраполяции прошлого в будущее» и считает, что «прогнозы  строятся на основе некоторых объективных  правил, которые определяют совокупность вычислений и действий, необходимых  для получения прогноза».

Среди всего многообразия определений прогнозов можно  дать следующее определение, которое  адекватно отражает его роль в  современной финансовой науке: бюджетный прогноз - это система аргументированных и взаимосвязанных научно обоснованных оценок возможных путей и результатов развития бюджета и необходимых для их достижения политических, организационных, экономических, финансовых и институциональных мер.

Цель бюджетных прогнозов  в упреждающем режиме времени  помочь органам государственного управления и планирования выработать необходимые решения по регулированию экономических, финансовых и социальных процессов в будущем, которые будут испытывать на себе влияние вновь открытых тенденций и закономерностей. Другими словами, адаптировать функциональную деятельность органов государственного управления адекватно прогнозируемым изменениям.

Существует несколько  определений планирования.

Так И.В. Бестужев – Лада считает, что «план – решение  относительно системы мероприятий, предусматривающий порядок, последовательность, сроки и средства выполнения», а  планирование согласно ему – это  «проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустановленной  цели при определенных средствах, преобразование информации о будущем в директивы  для целенаправленной деятельности».

 Точка зрения других  экономистов на планирование  заключается в том, что «следует  различать прогноз, формулирование  цели и планирование. Весь процесс  можно представить следующим  образом: прогнозирование как  определение альтернатив развития  в широком смысле; затем на  его основе и в связи с  другими сведениями, требованиями  и взаимосвязями в системе  всего общества формулирование  цели с помощью стратегических  ориентировочных значений, которые  должны быть достигнуты в результате  научно обоснованного развития  экономики, науки и техники.  И на основе всего этого  - разработка и окончательный  выбор путей и средств достижения  цели, т. е. планирование»3.

Содержание бюджетного планирования  включает  также  вопросы  теории  и методологии составления бюджетов и других финансовых планов.  К  бюджетному планированию относится  не  только  составление  бюджета  по  всем  звеньям бюджетной  системы,  но  и  его  исполнение. 

Перед бюджетным планированием  выдвигаются следующие основные задачи:

  1. установление общего объема финансовых  ресурсов  и  их  распределение  по отдельным направлениям,  национально-государственным  и  административным образованиям РФ,  выявление  размеров  направления  собственных  ресурсов хозяйства;
  2. организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и   социальной сферы;
  3. осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

    Бюджетное планирование направлено,  в конечном  счете,  на  составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти  и управления.  Непосредственно осуществляют бюджетное планирование  Министерство  финансов  РФ,  финансовые   управления   администраций   других территорий в соответствии с предоставленными им правами.

      Бюджетное   планирование   имеет   две   стадии.   На   первой   стадии осуществляется сводное  бюджетное планирование, в ходе  которого  определяются основные  направления,  пути  и  способы   мобилизации  финансовых  ресурсов, изыскиваются возможности  для   увязки  намечаемых,  доходов   и  расходов  на предстоящий   год.  На  второй   стадии   производится   адресное   бюджетное  планирование, т.е. устанавливаются   конкретные  связи  с  бюджетом  отраслей народного хозяйства,  непроизводственной сферы и других  расходов.  Здесь  же определяются  поступления в бюджет по каждому  виду налогов и сборов.

 

  2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В БЮДЖЕТНОМ ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ

 

 

Что касается методов разработки бюджетов, то можно выделить метод  прироста и метод нулевого базиса.

Метод прироста является традиционным. При подготовке бюджета часто  применяется подход, когда в основу его составления на предстоящий  период закладываются данные о достигнутых  ранее уровнях доходов и затрат. Затем эти данные обрабатываются с учетом ожидаемых цен, а также  изменений объема или характера  осуществляемой деятельности. Таким  образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста затрат и доходов  от достигнутого уровня деятельности. Недостаток этого метода состоит  в том, что неэффективные решения, заложенные в достигнутом уровне, переходят в бюджеты будущих  периодов.

Метод нулевого базиса позволяет  подготовить бюджет затрат для определенной сферы деятельности при минимальном  уровне производства, а затем определить затраты и выгоды от дополнительного  прироста деятельности. Его суть заключается  в том, что каждый вид деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности или структурного подразделения, в начале года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования  будущей экономической эффективности  выделяемых средств. В результате руководство  получает информацию, позволяющую лучше  определить приоритеты.

При сопоставлении данных методов выявляются как их недостатки, так и преимущества. Составление  бюджета по методу прироста имеет  то преимущество, что этот процесс  оказывается относительно простым. Составление бюджета на основе нулевого базиса, хотя и более обоснованно, но практически труднее осуществимо. Если применять его ко всем разрабатываемым  бюджетам, то потребуются большие  затраты времени.

Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности предприятия4.

Переход российской экономики  на рыночные отношения потребовал переосмысления роли и места планирования в системе  государственного регулирования и  управления. Недостаточное научное  обеспечение процесса реформирования привело к разрушению системы  народно-хозяйственного планирования вместо качественного ее изменения  и адаптации к рыночным условиям. Ошибочность такого рода действия вскоре стала очевидной, поскольку исключение централизованного управления повлекло за собой неисполнение государством обязательств по бюджетным ассигнованиям  и госзакупкам, сокращение государственного рефинансирования, в результате чего произошло свертывание отечественного производства, рост неплатежей, массовое уклонение от уплаты налогов5.

Между тем многолетний  мировой и отечественный опыт управления экономикой демонстрирует  гармоничное сочетание механизмов рыночного саморегулирования и  государственного регулирования, одним  из распространенных методов которого является бюджетирование, ориентированное  на результат.

Бюджетирование, ориентированное  на результат – это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением  бюджета, обеспечивающий распределение  бюджетных ресурсов по целям, задачам  и функциям государства с учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых непосредственных и конечных результатов использования бюджетных средств6.

Информация о работе Оптимизация бюджетного прогнозирования